Как правильно заполнить европротокол при ДТП в 2020 году

Информация

Нововведение

С первого июля 2015 года действует новый закон, а точнее – упрощенная система фиксации мелких ДТП. Оформление с этого момента может быть произведено участниками аварии. Но только лишь в том случае, если отсутствуют пострадавшие в физическом плане. Если оба водителя и пассажиры, находившиеся внутри автомобилей, целы, живы и невредимы, то они могут разобраться сами.

В таких ситуациях помогает видеорегистратор, который по ходу движения фиксирует всё. Потом потребуется самостоятельно приехать в ГИБДД (подойдет ближайший дорожный пост и отделение), а там уже оформить документы.

Также с лета предыдущего года стало возможным так называемое оформление ДТП по европротоколу. Его оформляют непосредственно участники аварии, но только лишь с обоюдного согласия. Присутствие работников ГИБДД не является необходимостью. Автомобилисты оформляют документы прямо на месте происшествия, после чего сдают их в страховую фирму, но не позднее, чем через пять дней после того, как случилась авария. Разрешается составлять так называемый европротокол, если сумма ущерба стороны, являющейся потерпевшей, не составляет более 50 тысяч рублей.

Виновник ДТП должен кое-что знать. Если ремонт автомобиля, принадлежащего потерпевшему, обходится ему в сумму, составляющую более 50 тысяч рублей, он имеет полное право потребовать в дальнейшем компенсацию. Если, например, на починку машины ушло не 50, а 75 тысяч, то компенсация составит в таком случае 25 000 рублей.

Но исключение сделано для Московской и Ленинградской областей. Там порог материального ущерба составляет 400 тысяч рублей. Однако при этом у участников аварии должна иметься в наличии запись с регистратора. На видео должна быть дата, время, а также координаты происшествия.

Порядок оформления ДТП по европротоколу

При случившемся ДТП для страховой важно отсутствие мошеннических схем с подставными авариями. Поэтому сотрудникам необходимо убедиться в том, что происшествие реально, потерпевший не включил лишние повреждённые элементы. А ещё страховая хочет получить больше прибыли, поэтому заинтересована в отказе при ошибках.

В свою очередь, европротокол – это упрощённая возможность оформить такое ДТП без вызова сотрудников ГИБДД. Но у него много минусов и ограничений. И к самым распространённым можно отнести такие:

  • если вы допустили критичные ошибки в правильном заполнении европротокола, то в возмещении по ОСАГО в 2020 году могут отказать,
  • виновник при незнании 3 своих важных обязанностей может “заработать” себе регресс,
  • лимит по сумме возмещения – 100 000 рублей; лишь в ряде случаев при фиксации ДТП специальным приложением с поддержкой ГЛОНАСС и в ряде городов лимит возрастает до 400 тысяч,
  • подлинность полиса ОСАГО проверяется участниками ДТП, и о фальшивой страховке можно и не узнать.

Вместе с тем, европротокол даёт возможность не ожидать инспекторов для оформления ДТП, позволяет быстро получить выплату или ремонт в упрощённом режиме.

Их регулирует статья 11.1 ФЗ Об ОСАГО и на 2020 год обязательных условий всего 5:

  1. ущерб в ДТП нанесён только автомобилям (нет иного пострадавшего имущества: телефонов, багажа, дополнительного оборудования),
  2. для возможности оформления европротокола в аварии не должно быть пострадавших и, конечно же, погибших людей,
  3. пострадало 2 (не более и не менее) машины, включая прицепы к ним,
  4. у обоих участников есть действующий полис ОСАГО,
  5. у участников нет разногласий, в том числе по виновности в ДТП.

В соответствии с п. 5 ст. 11, п. 1 ст. 11.1 ФЗ «Об ОСАГО»; п. 2.6.1 ПДД РФ, самостоятельное оформление ДТП в 2020 году возможно только при одновременном соблюдении следующих условий:

  • в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам, участвовавшим в ДТП (не причинен вред жизни или здоровью);
  • ДТП произошло в результате столкновения двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по полису ОСАГО;
  • обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате ДТП и (или) характер и перечень видимых повреждений автомобилей не вызывают разногласий у участников ДТП.

Согласно п. 4 ст. 11.1 ФЗ «Об ОСАГО», при оформлении документов о ДТП без участия сотрудников ГИБДД размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его автомобилю, не может превышать 50 000 руб. Потерпевший должен понимать, что страховая компания выплатит только эту сумму, даже если реальный ущерб окажется больше.

В случае оформления документов о ДТП, произошедшем в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, страховое возмещение потерпевшему осуществляется в пределах 400 000 руб. при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате ДТП, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами) (п. 5 ст. 11.1, пп. «б» ст. 7 Закона N 40-ФЗ).

В соответствии с п. 2.6.1 ПДД РФ, участники ДТП вправе не оформлять документы о происшествии, если в аварии повреждены транспортные средства или иное имущество только этих участников и у каждого из них отсутствует необходимость в оформлении указанных документов.

Если у вас возникли хоть малые сомнения по поводу обстоятельств ДТП, размера ущерба, документов виновника – не испытывайте судьбу, вызывайте инспекторов ДПС и оформляйте документы в общем порядке. Прочтите нашу статью о возможных

рисках применения европротокола

.

Требования к медиа-файлам

Упрощенное оформление ДТП – это, конечно, удобно, но и тут есть свои нюансы. В частности требования к снимкам и записям с места происшествия. Обещают, кстати, ужесточить их в нынешнем, 2016 году. Если верить планам, то видеозапись с автоматического регистратора должна будет располагать объективной информацией касательно скорости, ускорения и торможения машины в момент, когда случилась авария.

Конечно же, требования предъявляются и к качеству. Оно должно быть высоким – всё на снимках и записях должно выглядеть четким и разборчивым. Кстати, делая фотографии, надо уделить внимание любым мелочам. Снять картину с разных ракурсов (слева, справа, спереди, сзади, если получится – то и сверху). Крупный план должен присутствовать обязательно.

Инструкция по заполнению извещения о ДТП

Выше довольно подробно был рассмотрен порядок оформления ДТП. Напоследок хотелось бы дать пару советов водителям, оказавшимся виноватыми в авариях. Если против человека решают возбудить административное правонарушение, то не нужно бояться собрать факты и свидетельства в личную пользу. Об этом никто, кроме виновника, не будет волноваться.

А сделать это необходимо, иначе невозможно будет получить страховую сумму. Застрахованный виновник, кстати, не должен ничего выплачивать пострадавшему. Изменится лишь коэффициент при расчете другого, последующего полиса. И если человека обвиняют в том, что он оставил место ДТП, надо прибегнуть к помощи юристов, иначе неизвестно, чем это может обернуться.

Бланк извещения заполняется в двух экземплярах — по одному для каждого из водителей. Крайне желательно пользоваться шариковой ручкой, так как при заполнении информация копируется на лист снизу. Цвет чернил может быть любой — синий или черный.

п.1 Место ДТП —  укажите населенный пункт, улицу и номер ближайшего дома. Если столкновение произошло на перекрестке, то в бланке отмечается пересечение улиц. В случае ДТП на трассе необходимо указать ее номер и название, направление движения и приблизительный километр.

п.2 Дата ДТП — заполняем дату и время происшествия. Если имеется запись видеорегистратора, то точное время столкновения можно посмотреть там. Если записи нет — пишем время приблизительно.

п.3 Количество поврежденных ТС = 2. Оформление европротокола возможно только при столкновении двух транспортных средств.

п.4 Количество раненых = 0. Европротокол нельзя оформлять, если есть раненые или погибшие. При наличии пострадавших обязательно нужно вызывать инспекторов ДПС.

п.5 Проводилось ли освидетельствование участников ДТП на состояние опьянения — «Нет». Отправить на медицинское освидетельствование могут только сотрудники полиции.

п.6 Материальный ущерб, нанесенный другим транспортным средствам (кроме «А» и «B» ) — «Нет». Это станет еще одним доказательством того, что в ДТП участвовали всего две единицы. Если в автомобиле пострадали перевозимые предметы (например, ноутбук), обязательно поставьте галочку в поле «другому имуществу».

п.7 Свидетели ДТП — вписываем ФИО и адреса свидетелей. Желательно указать контакты одного или двух свидетелей аварии, это поможет при возникновении споров со страховой компанией.

п.8 Проводилось ли оформление сотрудником ГИБДД — «Нет». Самостоятельное оформление происшествия — суть европротокола.

п.9 Марку, модель, VIN и гос. номер для транспортных средств «А» и «В» берем из соответствующих свидетельств о регистрации (пластиковая карточка).

п.10-11 Указываем данные собственников и водителей автомобилей. Нужно понимать, что водитель ТС не обязательно должен быть его собственником. Страховая фирма возместит ущерб не только владельцу, но и лицу, обладающему доверенностью с правом получения страхового возмещения.

п.12 Берем данные из страховых полисов ОСАГО. Галочку напротив «ТС застраховано от ущерба» ставим, только если данный автомобиль застрахован по КАСКО.

п.13 Стрелочкой отмечаем место первоначального удара.

п.14 Пишем видимые повреждения. Например: лопнул задний бампер, деформировано: заднее левое крыло, задняя дверь, разбиты задние фонари и т.д.

п.15Замечания. В данном пункте виновник аварии ОБЯЗАТЕЛЬНО должен написать: «признаю вину в ДТП», а потерпевший «в ДТП невиновен».

Постарайтесь отразить на схеме профиль дороги, разметку, знаки, положение автомобилей до и после аварии, направление движения. Особых требований к рисунку нет, схема просто должна быть понятной.

Не забываем поставить подписи в соответствующих полях внизу документа.

Сначала разъедините подлинник и копию извещения (копия создается автоматически на втором листе извещения). Потерпевший обычно забирает подлинник, так как на нем все более отчетливо видно.

Если лицевая сторона должна быть идентична на обеих копиях, то на обратной стороне каждый участник заполняет информацию в отношении своего автомобиля, отметив «А» или «B». Как вы заметили, пунктов здесь меньше.

В пункте 2 своими словами нужно кратко описать обстоятельства произошедшего.

В пункте 3, просто отмечаем, кто был за рулем – собственник авто или сторонний водитель.

В пункте 4  нужно снова написать «в ДТП участвовало только два транспортных средства».

В пункте 5 пишем, какое имущество кроме автомобиля было повреждено.

В пункте 6 отмечаем галочкой может ли автомобиль перемещаться своим ходом.

В пункте 7 (примечания) указываем велась ли на месте фото- или видеосъемка и каким устройством.

Как видите правила заполнения европротокола довольно просты.

Прежде чем приступить к написанию европротокола обеими сторонами ДТП обратим ваше внимание на необходимые действия сразу после аварии. Допустим, что вы уже знаете “примитивные” правила первоочередных действий по ПДД.

Но из не очевидных для большинства автолюбителей следует произвести также следующие:

  1. отфотографируйте место происшествия: общее положение организации дорожного движения (по нему вы будете рисовать схему в европротоколе), дорожные знаки и разметку, расположение автомобилей и повреждения (общим планом и детально),
  2. запишите номера телефонов очевидцев – в случае проблем с выплатой по европротоколу они вам могут понадобиться,
  3. пообщайтесь с водителем и установите, что у вас нет разногласий относительно ДТП и что виновник признаёт свою вину (подумайте и сами об этом, если виновный – вы), обоюдно решите, что оба хотите заполнить извещение,
  4. теперь вам нужно убедиться в подлинности и наличии полиса ОСАГО у второго участника, а также на всякий случай проверить свой; и этому мы посвятим небольшую инструкцию ниже.

Сделать это можно по базе данных Российского союза автостраховщиков (РСА), введя номер полиса другого участника в соответствующую графу.

Подробный порядок со скриншотами и образцом мы расписали в специальной статье о проверке ОСАГО.

  1. Просто перейдите на официальную страницу проверки страховки на сайте РСА.
  2. Выберите серию полиса (его вы найдёте в самом верху бланка страховки) и ниже введите номер.
  3. В результате вам покажет один из статусов:
    • “находится у страхователя” – всё в порядке,
    • “находится у страховщика” – ОСАГО у второго участника поддельное, оформлять европротокол нельзя, а ущерб придётся взыскивать в без ОСАГО,
    • “информация не найдена” – возможно, полис липовый, но ДТП также следует оформить с сотрудниками ГИБДД.

Это регулируется статьёй 11.1 ФЗ Об ОСАГО, и есть несколько сроков в зависимости от статуса участника ДТП и предмета обращения. Вот так выглядят эти сроки:

  • в течение 5 рабочих дней после ДТП и виновник, и потерпевший обязаны известить страховую о случившемся ДТП и передать свой бланк извещения (п.2 статьи 11.1),
  • в течение срока 15 календарных дней виновник и потерпевший не должны ремонтировать, продавать или утилизировать свои машины,
  • потерпевший может обратиться за выплатой в течение 5 дней – он подаёт заполненный европротокол вместе с заявлением о возмещении по ОСАГО; но этот срок непресекаем – фактически это можно сделать в течение 3 лет (общий срок исковой давности КоАП).

Хорошая новость для потерпевшего заключается в том, что сроки в первых 2 пунктах для него непресекаемы – за это не будет никаких последствий: ни штрафа, ни отказа в выплате.

А вот для виновника информация хуже. Ему обязательно нужно уведомить страховую в течение 5 рабочих дней и не ремонтировать авто в течение 15 календарных дней после даты ДТП. Иначе будет регресс (по статье 14 ФЗ-40).

О тонкостях регрессного требования, если не отправить европротокол, мы написали в отдельной статье.

Запомните, главное для вас как виновника ДТП не донести до страховщика информацию о событии ДТП, а конкретно получить доказательства такого уведомления.

Это можно сделать двумя способами.

  • Отвезти заполненный по образцу бланк извещения европротокола лично в офис страховой компании. Тогда на копии извещения вам должны поставить входящий номер, печать страховщика и подпись принявшего сотрудника. Если это отказываются делать, не отдавайте и читайте второй пункт!
  • Отправить европротокол почтой с обязательной описью вложений и уведомлением о вручении. Опись и уведомление (которое придёт позднее по факту доставки извещения) нужно хранить в течение не менее 3 лет от даты их получения страховой организацией.

Если вы не отправили свой экземпляр извещения, то у нас для вас есть статья с судебной практикой о возможности избежать регресса.

Водители заполняют один бланк извещения на двоих, и совершенно неважно, чей это бланк. Он состоит из двух листов. Верхний из них — самокопирующийся. Проследите, чтобы информация с лицевой стороны четко отпечаталась на втором листе. Оборотную сторону каждый заполняет самостоятельно.

Если вы скачали и распечатали бланки европротокола, то первую страницу бланка придется заполнить и вам, и второму водителю. Важно проследить, чтобы данные совпадали.

Первые три пункта может заполнить любой из участников — это общая информация об аварии:

  1. Место ДТП. Укажите город, улицу и номер ближайшего здания. Если авария произошла на перекрестке, напишите названия пересекающихся улиц. Если ДТП случилось не в населенном пункте, сообщите название трассы и километр.

  2. Дата ДТП. Отметьте не только дату, но и примерное время ДТП.

  3. Свидетели ДТП. Если они есть, укажите их ФИО и адрес фактического проживания.

    Дальше каждый участник аварии заполняет свою колонку — А или В:

  4. Данные ТС: марка, модель, госномер и другие. Возьмите их из свидетельства о регистрации вашего ТС.

  5. Собственник ТС. Впишите данные владельца, указанного в свидетельстве о регистрации, в том числе адрес.

  6. Водитель. Здесь вы должны внести данные того, кто управлял ТС в момент аварии.

  7. Страховщик. Полное название страховой компании написано в вашем полисе ОСАГО. Впишите также номер полиса и укажите, до какой даты он действует.

  8. Место первоначального удара. Даже если ТС повреждено в нескольких местах, нужно обозначить только точку первого удара.

  9. Характер и перечень видимых повреждений. Внимательно осмотрите и перечислите все видимые повреждения своего ТС.

  10. Замечания. Здесь каждый из водителей должен написать, кем он себя считает — потерпевшим или виновником аварии.

    Под этим пунктом нужно поставить свою подпись, подтверждающую верность всей предоставленной информации.

  11. Обстоятельства ДТП. Выберите их из предложенных, отметьте галочками и запишите общее количество заполненных клеток.

  12. Схема ДТП. Ее может нарисовать любой из участников. Обозначьте контуры проезжей части с названием улиц, а также направление движения. Укажите расположение транспортных средств, дорожную разметку, дорожные знаки, светофоры — все, что имеет отношение к ДТП.

  13. Подписи водителей. Внимательно прочтите, что написал второй водитель. Если у вас нет разногласий относительно причин, обстоятельств и последствий аварии, то поставьте галочку в клетке «Отсутствие». Если вы не смогли прийти к единому мнению — в клетке «Наличие». После этого оба водителя должны поставить свою подпись. Это обязательное условие оформления ДТП по европротоколу.

Как поступать в случае аварии?

Вряд ли люди задумываются о том, как они будут действовать в случае ДТП. Оформление этого процесса и вовсе является для многих непонятным и неизведанным делом. Что ж, если человек попал в аварию, но никаких серьезных последствий не случилось, он должен действовать по строгим правилам. Кстати, под “серьезными последствиями” имеются в виду увечья, травмы и раны. В общем, если человек цел и может здраво мыслить и адекватно действовать.

Первым делом надо остановить автомобиль, включить аварийную сигнализацию и поставить знак аварийной остановки (на расстоянии не менее 15 метров в городе и 30 – за его чертой). Нужно также принять меры для того, чтобы все следы происшествия были сохранены. Если второй участник аварии не согласен “мирно разойтись”, то нужно позвонить в соответствующие службы и вызвать сотрудников ГИБДД. Оформление ДТП тогда будут производить они.

Если оба участника аварии условились разобраться со сложившейся на дороге ситуацией самостоятельно, то надо будет приступить к такой процедуре, как оформление ДТП. ГИБДД порядок действий в таком случае также обозначает. Первым делом надо условиться обо всем устно. Далее, нужно составить бланк извещения для страховой компании. Все данные в нем записывают синей шариковой ручкой. И таким образом, чтобы вся информация, записанная на первом листе, была видна и на следующем.

Оформить надо только лишь один бланк. Первый участник аварии вносит свои данные в колонку “А”, второй – в “В”. Всё пишется на одном листе. После того как оформление лицевой стороны документа будет завершено, бланк разъединяют на двоих. И каждый из автомобилистов уже по отдельности заполняет обратную сторону.

Инструкция по заполнению извещения о ДТП

Итак, приступаем к самому главному! По своему содержанию и инструкции сделать правильное заполнение извещения очень просто.

Среди бывалых водителей бытует даже мнение, что если автолюбитель не в состоянии правильно составить европротокол, то он не достоин выплат – это как маленькая проверка на примитивную грамотность водителя. Тем не менее, есть ряд тонкостей, которые нужно учитывать при этом.

Прежде всего, отметим, что у вас может быть 2 варианта бланка извещения:

  • бланк, выдаваемый страховой компанией,
  • распечатанный на принтере.

В первом случае он отрывной, во втором – простой единый.

Общие принципы заполнения официального бланка следующие:

  1. бланки друг от друга не отрываем,
  2. сначала вы заполняете общие сведения о ДТП (с 1 по 8 пункты),
  3. затем каждый водитель пишет в своей графе с 9 по 15 и в середине со своей стороны с 16 по 18 пункты, но можно это всё писать и одному участнику, подписи пока не ставим,
  4. далее бланки отрываются друг от друга и каждый водитель ставит по 2 подписи на каждом экземпляре извещения: на том, которое вы заполняли, и на том, где скопировалось заполненное,
  5. теперь каждый участник аварии по-отдельности заполняет обратную сторону и ставит только свою подпись на оборотной стороне.

В конечном итоге у каждого из вас должно быть 2 экземпляра по 4 подписи в каждом на лицевой стороне извещения и одна только ваша подпись – на обратной.

Внимание! Для того, чтобы оттиск отчётливо и разборчиво скопировался на второй бланк при заполнении, подложите при написании под извещение что-нибудь твёрдое. Цвет ручки может быть любой, но нельзя заполнять карандашом.

С лицевой стороны всё достаточно просто, только схему ДТП мы рассмотрим отдельно. Давайте прямо по графам разберём порядок написания извещения с лицевого профиля.

  1. Напишите в первый пункт европротокола полный адрес ближайшего здания от места ДТП. Если авария произошла на трассе, то посмотрите в смартфоне в навигаторе или на карте либо найдите указатель на дороге с порядковым номером километра и название автодороги, далее вы пишете, к примеру, “1234-й километр автодороги Москва-Санкт-Петербург”. Если во дворе, то адрес дома, которому принадлежит этот двор.
  2. Дата ДТП – в каждой клетке по одной цифре или точке.
  3. Количество ТС должно быть равно 2 – если больше или меньше, то европротокол оформлять нельзя.
  4. Раненых и погибших также быть не должно.
  5. Отметьте галочкой, проводилось ли освидетельствование.
  6. Равно как и не должно быть материального ущерба другим автомобилям и другому имуществу.
  7. Укажите свидетелей (ФИО, адрес проживания, по возможности данные паспорта).
  8. Пункт об оформлении сотрудниками ГИБДД нужен, так как извещение заполняется не только при европротоколе. Ваш вариант – нет.

Теперь каждый водитель приступает к самостоятельному заполнению европротокола.

  1. Марка и модель вашей машины – как в свидетельстве о регистрации.
  2. ФИО и адрес собственника.
  3. ФИО, адрес, данные в/у и некоторые паспортные данные водителя (даже если не отличается от владельца).
  4. Полное наименование страховой компании – можно посмотреть в вашем полисе.
  5. Укажите не все повреждения, а поставьте стрелку именно в место начального удара. Даже если ваша машина отлетела в забор или другие сооружения и предметы, в европротоколе нужно указать то место, где произошло первое соприкосновение от ДТП.
  6. Перечислите те повреждения, которые точно есть. Не беспокойтесь, скрытые повреждения – прерогатива осмотра страховщиком и выявляются они позднее, и если вы что-то не указали, то это не имеет значения для выплаты.
  7. Здесь пишутся замечания в европротоколе, если они есть. Например, о том, что возможны скрытые повреждения. Далее ставите подпись.
  8. Схема ДТП – её мы рассмотри немного ниже.

Теперь бланк извещения нужно разъединить, подписать лицевую сторону, и далее каждая сторона начинает заполнять обратную сторону.

  1. Укажите автомобиль, водителем которого вы являетесь соответственно заполненной графе на лицевой стороне.
  2. Перечислите как можно подробнее обстоятельства ДТП. Укажите здесь, с какой стороны в какую сторону вы двигались, в каком ряду или полосе, с какой скоростью (и какая разрешённая, если знаете), как произошло ДТП. Напишите также, если вы признали себя виновником аварии, “Вину в данном дорожно-транспортном происшествии признаю и подтверждаю”.
  3. Отметьте галочкой, совпадает ли собственник с водителем.
  4. Этот пункт нужно оставить пустым, иначе оформление европротокола невозможно. Обязательно поставьте прочерк (или букву Z), чтобы никто не внёс сюда записи после подачи европротокола в страховую.
  5. И данная графа также должна быть пустой – с прочерком.
  6. Отметьте галочкой нужное и укажите при необходимости, куда вы транспортируете автомобиль.
  7. Примечания: либо укажите то, что считаете нужным, либо поставьте прочерк.

Наконец, ставим свою подпись (второго участника на оборотной стороне европротокола не нужна), дату и расшифровку подписи.

Что нужно учитывать при заполнении

Описывая новые правила оформления ДТП, необходимо рассказать о том, как надо заполнять лицевую сторону бланка пресловутого европротокола. Итак, все графы и разделы, без всяческих исключений, автомобилисты обязаны заполнить. Ничего нельзя пропускать. Там должна находиться информация, касающаяся времени, места и даты происшествия.

Еще нужно указать субъектов аварии, свидетелей и данные о страховой компании. В деталях следует описать видимые повреждения машины. С первого по восьмой пункты (а также 17-й) заполняет один из участников, все другие – каждый самостоятельно, так как там идут вопросы, касательно автомобилей владельцев.

В 11-м пункте надо указать данные того автомобилиста, который управлял машиной в момент происшествия. В 14-м описывают повреждения. Надо уточнить всё без исключений – размеры, видимость, характер (царапина, вмятина, поломка, отслоение ЛКП). Важно проконтролировать, чтобы потерпевший не приписал то, что ранее уже было на машине.

Бывает так, что некоторые решают воспользоваться ситуацией. Был у него, например, помят капот, а он и впишет это в 14-й пункт, чтобы бесплатно, за счет страховой выплаты, починить неисправность. Лукавить не стоит, так как всё равно будет проводиться экспертиза. В 15-м пункте указывают дополнительные данные, касающиеся обстоятельств аварии.

Как рисовать схему ДТП?

Схема ДТП рисуется на лицевой стороне ручкой (той же, что и пишем данные). В схему следует включить следующие данные:

  1. на схеме ДТП европротокола нарисуйте схематично автомобили (можно просто квадратики) обоих участников и их обозначения (марку/модель или госномера),
  2. дорогу с обозначением полос движения, направления движения со стрелками,
  3. дорожную разметку (кроме полос движения из пункта 2 выше) и знаки, если они имеют значение в обстоятельствах ДТП,
  4. стрелками рисуйте на схеме направление движения обоих машин,
  5. крестиком укажите место удара (ударов).

Предлагаем вашему вниманию также методические рекомендации РСА по типовым схемам ДТП.

Что писать на обратной стороне?

Вышеперечисленные положения – это далеко не все правила оформления ДТП. Стоит пару слов сказать и том, что нужно указывать на обратной стороне бланка. Во-первых, каждый водитель заполняет её самостоятельно. В том случае, если на бумаге недостаточно места для того, чтобы изложить все обстоятельства происшествия, можно написать их на отдельном листке, а потом приложить к бланку.

Есть там даже место для “галочки”, которую необходимо поставить, если будет приложение. Все пустые места надо обозначить продолжительной “Z” или прочерками. Если бланк испортили в процессе заполнения, то он уничтожается, и заполняется новый. Категорически запрещено после заполнения бумаги добавлять что-то, а если это и нужно сделать, то дополнение заверяется подписями обеих сторон происшествия.

Как только бланк будет полностью заполнен, его надо будет отнести в страховую компанию в течение пяти дней. Ремонт машины без согласования со страховой начинать нельзя.

Что делать, если я не согласен с размером выплаты?

Если страховая компания занижает страховую сумму, не выплачивает деньги вовремя, вообще отказывает в возмещении, хотя вы предоставили все необходимые документы, для начала подайте письменную претензию в страховую компанию. Страховщик должен рассмотреть ее и дать ответ в течение 10 календарных дней с момента получения.

В случае, когда компания не отвечает вовремя или ответ вас не устраивает, обращайтесь к финансовому омбудсмену. С 1 июня 2019 года все страховые компании, которые занимаются ОСАГО, обязаны с ним сотрудничать и выполнять его решения.

Финомбудсмен может встать на сторону страховой компании, но вы вправе не согласиться с его решением и обратиться в суд. Главное — сохранить и затем представить на суде все документы, включая копию извещения с печатью компании (или уведомление о вручении от почты), отказ страховой компании (если она ответила) и решение омбудсмена.

Если вам кажется, что страховщик нарушает ваши права, направьте обращение в Банк России, который контролирует работу всех страховых компаний.

Дополнительную информацию о европротоколе можно получить на сайте
Российского союза автостраховщиков.

Как правильно заполнить европротокол при ДТП в 2020 году

Обратите внимание, если вы потерпевший в ДТП, то обязаны уведомить страховую компанию в течение 5 дней вместе с подачей заявления о страховом возмещении (последнее предложение пункта 2 статьи 11.1 ФЗ-40). Но, как мы уже указали выше, если вы подадите заявление на выплату позднее, то ничего страшного в этом не будет. Это тот случай, когда можно нарушить закон, и ничего за это не будет.

Поэтому в данном случае срок обращения за возмещением по ОСАГО равен сроку общей исковой давности, которая составляет 3 года с даты аварии (статья 196 ГК РФ).

Правильный список документов для обращения за выплатой по ОСАГО с европротоколом следующие:

  • ваш паспорт,
  • само заявление о получении возмещения – подаётся независимо от заполненного бланка европротокола и вместе с ним, в заявлении нужно указать реквизиты для получения выплаты, либо волеизъявление получить наличными в кассе страховщика,
  • составленное по инструкции и образцу выше извещение,
  • документы на право собственности на повреждённый автомобиль (по закону таким является только договор купли-продажи, но почти в 100% ситуаций страховым нужно свидетельство о регистрации),
  • доверенность на право получения возмещения, если вы не являетесь собственником машины,
  • квитанция и/или акт выполненных работ от службы эвакуации, если авто после ДТП не на ходу и было эвакуировано с дороги.

Заявление вы можете либо заполнить на бланке в офисе страховой при подаче документов, либо написать в свободной форме дома (официальный бланк и образец не утверждён официально).

По результату подачи указанных документов вам выдадут акт их принятия.

пункты 1-8 извещения о ДТП

Важно! Подача документов сродни уведомлению страховщика о страховом случае – здесь также важно заручиться доказательствами подачи документов.

Поэтому, если в офисе страховщика вам отказываются выдавать подтверждающие бумаги, то следует направить заявление с копиями приложенных документов почтой. Это займёт больше времени, но это лучше, чем если вам потом скажут, что вы ничего не подавали, и срок для получения выплаты по европротоколу даже не начнётся.

Сложные аварии

А что, если произошло тяжелое ДТП? Оформление в таком случае, конечно, будут производить сотрудники ГИБДД. Первым делом водитель обязан остановить свою машину, заглушить двигатель, включить “аварийку”. Потом следует проверить пострадавших – в каком они состоянии, попытаться оказать им первую доврачебную помощь.

Сразу же после этого надо вызвать “скорую”. Если водитель сбил пешехода, то в таком случае нельзя оставлять его на дороге одного. Также под его голову надо подложить что-то мягкое. После этого необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, назвать им точный адрес. Пока они ни прибыли на место происшествия, никуда уезжать нельзя. Также запрещается трогать что-либо и изменять положение вещей.

Порядок оформления ДТП также требует выяснения факта наличия или отсутствия свидетелей происшествия. Стоит узнать их имена, фамилии и опросить их, если они готовы дать письменные показания. А когда специалисты прибудут, нужно постараться четко и внятно (а главное, честно) ответить на их вопросы. Еще рекомендуется проверить протокол, составленный инспектором.

Когда следует вызывать представителей закона?

Итак, как уже можно было понять, новые правила оформления ДТП дают возможность участникам происшествия разобраться со всем самостоятельно. Но не всегда это получается. Если между ними возникают разногласия, то надо вызывать специалистов из ГИБДД. Никто не должен никого переубеждать. Все равно не получится при таких обстоятельствах совместно заполнить извещение. А этого требует инструкция по оформлению ДТП.

Кстати, если автомобилист уговаривает пострадавшего обойтись без ГИБДД, не нужно на это соглашаться. Особенно если он выглядит не совсем трезво и адекватно. Он в таком состоянии легко может совершить еще одно ДТП, и последствия окажутся более страшными.

То, что стоит знать каждому

Порой случаются очень страшные и жуткие аварии с последствиями, которые лучше себе не представлять. Недаром автомобиль считается транспортным средством повышенной опасности. Водитель на секунду отвлекся, превысил скорость – и всё, может быть ужасная авария с летальным исходом. Что следует делать в тех ситуациях, когда оба водителя во время столкновения теряют сознание?

Если человек стал свидетелем аварии и видит, что оба водителя получили травмы, он должен вызвать сотрудников ГИБДД, назвать адрес и ответить на вопросы, которые они зададут (обычно это номера машин и т. д.). Желательно остаться, чтобы рассказать об увиденном. Настоятельно рекомендуется вызволить водителей и пассажиров из автомобилей и перенести их подальше от места столкновения.

Как происходит возмещение?

К сожалению для большинства автолюбителей, по умолчанию страховщик должен возмещать по ОСАГО европротокол ремонтом. Только при несоблюдении определённых условий полагается выплата деньгами.

Полезные ссылки:

  • как правильно выдаётся направление на ремонт,
  • как получить выплату вместо ремонта,
  • нужна ли будет независимая экспертиза,
  • можно ли не обращаться за выплатой,
  • что делать, если сумма ущерба превысила лимит 100 000 рублей,
  • про опасность дополнительного соглашения со страховой,
  • методика ремонта при повреждении бампера,
  • если есть повреждения от старых ДТП,
  • как взыскать разницу расчёта с износом с виновника по европротоколу,
  • положена ли выплата виновнику аварии,
  • как узнать расчёт суммы возмещения страховой.
Оцените статью
Помощь автомобилисту