Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Информация

Что представляет собой обоюдная вина?

Ни один российский законодательный акт не дает определения данному термину. Он не зафиксирован ни в ГК РФ, ни в КоАП. Под обоюдной виной при ДТП понимается ситуация, при которой все его участники выступили в роли нарушителей. Попавшие в аварию граждане должны нарушить ПДД, и в их отношении должно быть начато административное производство. Данные два условия считаются основанием для установления обоюдной вины при дорожно-транспортном происшествии.

Возмещение по ОСАГО в случае общей вины

Право на возмещение по ОСАГО установлено ч. 22 статьи 12 40-ФЗ. Если у участников аварии обоюдная вина равная, то и выплаты им причитаются в равных долях (50/50). Если суд выяснит, что у сторон ДТП степень вины различная, то возмещение будет утверждено пропорционально тяжести последствий от действий участников аварии.

Как правило, речь об обоюдной вине возникает в следующих ситуациях:

  • Обстоятельства ДТП таковы, что определить, по чьей конкретно вине оно произошло, не представляется возможным. Как правило, такое бывает при малозначительных ДТП (например, задетая машина на стоянке).
  • Напротив, при административном разборе чётко видно, что именно конкретные действия каждой из сторон стали причиной аварии. Приведённый выше пример с обгоном относится именно к этой ситуации.
  • Обе стороны при оформлении по «Европротоколу» согласились, что виновны в аварии.

Кроме того, надо помнить, что даже в том случае, если есть вина обоих водителей, «обоюдки» может и не быть. Дело в том, что конкретную степень вины может определить лишь суд – и может случиться так, что:

  • Суд не смог разобраться в ситуации и по имеющимся доказательствам установить, по чьей конкретно вине произошло ДТП.
  • Оба водителя сочли ущерб малозначительным и просто не стали обращаться с исковым заявлением.

В обоих случаях получить хоть какие-то средства по ОСАГО вряд ли сможет хоть кто-то из участников ДТП.

В российском законодательстве термин «обоюдная вина» не закреплен. Он используется сотрудниками дорожной полиции и страховщиками, если все водители, участвовавшие в аварии, не соблюдали ПДД и были привлечены к административной ответственности путем составления протокола.

При этом следует помнить, что несоблюдение правил не всегда приводит к аварии.

  • Пример первый. Один автолюбитель проигнорировал запрещающий свет светофора и продолжил движение, в результате чего произошло ДТП. У второго участника нет страховки. Каждый из них нарушил отдельное правило. Но водитель без полиса не будет обвинен в аварии. Речь об «обоюдке» тут не идет.
  • Второй пример. Один автовладелец не уступил дорогу другому участнику дорожного движения, который, согласно ПДД, имел преимущество на данном участке. Второй же ехал с превышением скорости, ушел на встречку, проигнорировав двойную сплошную, не справился с управлением и столкнулся с машиной первого. В данной ситуации можно считать, что оба виноваты в ДТП.

Таким образом, «обоюдка» при ДТП по ОСАГО признается, если:

  • каждый из водителей допустил нарушение ПДД;
  • несоблюдение правил каждым автолюбителем привело к происшествию;
  • разбор обстоятельств аварии не позволяет понять, по чьей вине она произошла;
  • оба участника при составлении Европротокола признали свою вину.

Когда оформляется?

Совместная вина участников аварии возможна в таких ситуациях, когда:

  • нельзя точно установить конкретное лицо, спровоцировавшее ДТП;
  • причиной происшествия стали обоюдные действия всех его участников;
  • стороны добровольно признали свою вину в процессе оформления сотрудниками ГИБДД документов.

Обоюдность часто имеет место при ДТП, произошедших на автостоянках и парковках.

Первым дело необходимо вызвать инспекторов ГАИ. Они осмотрят место происшествия и составят схематичный план-схему. Затем начнутся процессуальные мероприятия.

Существует несколько вариантов фиксации:

  • заполнение бланков протоколов представителями правоохранительных органов;
  • непосредственно на стационарном посту ГАИ, или в городском, районном отделении МВД РФ;
  • оформление по европротоколу (причинен ущерб только ТС, у обоих автолюбителей есть полисы ОСАГО, размер его не превышает установленного лимита, споров между людьми нет).
Селиванов Вечеслав Андреевич
Юрист, специализация гражданское право.

Задайте вопрос

Факты и доказательства субъектов пришествия должны быть немедленно оформлены и отражены в документах. К ним должны быть приложены фото и видеоматериалы, чтобы максимально воспроизвести события случившегося.

При оформлении столкновения, действия сотрудников ГИБДД должны происходить в соответствии с нормами Административного Кодекса РФ и Приказа МВД России от 23.08.2017 № 664.

Участник ДТП, считающий вину общей, имеет право настаивать на письменном отражении в документах, оформляемых полицией, доказательств, указывающих на нарушение ПДД со стороны второго водителя.

Это могут быть:

  • объяснительные;
  • схемы;
  • протоколы;
  • определения;
  • постановления.

Действующий Административный регламент, упразднил Справку о дорожном происшествии, которая была длительное время основным документальным доказательством, указывающим на обстоятельства произошедшего. С 20 октября 2017 г. эти справки уже не выдаются.

Непосредственные участники столкновения могут произвести оформление «неприятного случая» на стационарном посту ДПС или в территориальном подразделении МВД.

Перед началом процедуры фиксации, предполагающей сдвиг автомобилей с места, лица, в присутствии сотрудников МВД РФ обязаны зафиксировать посредством фото, видеосъемки все обстоятельства произошедшего, а именно:

  • конкретное положение автомобилей относительно объектов дорожной инфраструктуры;
  • следы, все предметы, возникшие при столкновении (отметины на окружающих объектах, зона разброса обломков, деталей, все следы на покрытии дороги );
  • все видимые, и возможно имеющие скрытые повреждения ТС.

По согласованию с сотрудниками ГАИ составить схему места совершения правонарушения можно самостоятельно.

При заполнении бланков документов уже сотрудниками полиции, в процессе получения объяснений, водитель может сконцентрировать внимание инспектора на нарушении ПДД со стороны другого участника. При этом желательно обосновать свое мнение доказательствами.

Федеральный закон «О страховании гражданской ответственности» (ст. 11) гласит, что на основании Извещений о дорожном происшествии это возможно сделать.

Чтобы заполнить европротокол можно руководствоваться нормативной базой МВД РФ, а именно «Методическими рекомендациями по оформлению соответствующей документации дорожно-транспортном происшествии» при условии, что нет разногласий между сторонами.

Если один из граждан отказывается подписать Извещение, оформление не допускается без присутствия сотрудников МВД РФ.

Возмещение по ОСАГО в случае общей вины

Степени виновности при обоюдной вине в ДТП выделяют две: равную и различную. Первая возникает при определенных ситуациях. Чтобы сотрудники ГИБДД признали равную обоюдную вину, необходимо:

  • нарушение ПДД сразу всеми водителями;
  • наличие связи между самим нарушением правил и возникшей из-за этого аварии;
  • установление равной тяжести совершенных гражданами действий, приведших к транспортному происшествию.

Причинная связь между нарушением правил и фактом аварии подтверждает обоюдность вины при ДТП. То есть обе стороны должны нарушить ПДД, что и станет следствием происшествия.

Дополнительная информация

В ряде случаев сам факт неисполнения правил движения не всегда служит основанием для установления обоюдной вины всех участников ДТП. Примером служит вариант происшествия с участием двух автомашин. За рулем одной находится трезвый водитель, за рулем второй — лицо в состоянии опьянения. Если причиной столкновения стали действия трезвого водителя, то второй сможет рассчитывать на страховые выплаты. Второе лицо нарушило правила, садясь за руль в нетрезвом виде, но не его действия привели к ДТП, если только его автомобиль двигался с требуемой скоростью с соблюдением маневров. В подобной ситуации причинная связь может указывать на отсутствие обоюдной вины у обеих сторон аварии вообще.

Различная степень вины имеет место реже. Она возникает, когда все участники ответственны в совершении ДТП, но у каждого из них разная тяжесть вины.

Примером аварии с различной степенью обоюдной вины служит такая ситуация. Один водитель произвел остановку своего неисправного транспорта на дороге, не установив остановочного знака и не нажав на аварийную сигнализацию. Управляющий вторым автомобилем с превышением скоростных ограничений совершил наезд на машину первого гражданина, причинив вред не только ей, но и самому человеку.

Но даже в ситуации, когда была установлена вина обоих водителей, обоюдная вина может оказаться разной.

Равная.

Такое возникает в тех случаях, когда оба участника ДТП в равной степени поспособствовали тому, чтобы произошла авария. Для установления такой степени вины необходимо:

  1. Наличие нарушений ПДД со стороны обоих водителей.
  2. Непосредственная связь допущенных нарушений с произошедшей аварией. Здесь классическим является пример с пьяным водителем, в которого врезался трезвый. Нарушил ли тот, кто употребил спиртное за рулём, Правила? Да, нарушил – и будет за это соответствующим образом наказан. Но связано ли его опьянение с произошедшей аварией? Если он двигался с установленной скоростью и не нарушал правил о манёврах – нет, он окажется невиновен в ДТП и получит полную компенсацию за повреждённую машину. В этом случае может не оказаться даже обоюдной вины.
  3. Действия водителей представляют собой нарушения Правил примерно равной тяжести.

Надо отметить, что для последнего пункта немалое значение имеет и количество нарушенных пунктов ПДД, и величина наказания за каждое нарушение, предусмотренная КоАП РФ. Такая методика спорная, однако на практике судами она применяется достаточно часто. В этом случае на основании имеющихся материалов и – прежде всего!

Собственно говоря, именно равная степень вины чаще всего встречается при «обоюдке». Достаточно сложно доказать, что, к примеру, один виновен на 30%, а другой водитель – на 70%.

Нормативная база и понятие обоюдной вины

Инспекторы, честно говоря, не очень любят ситуации, когда виноваты оба. Это и понятно – нужно оформлять в два раза больше документов, внимательнее разбираться в ситуации, а времени мало, работы много.

По этой причине стражам порядка проще оформить протокол и постановление на того водителя, нарушение со стороны которого более очевидно и подходит под стандартные ситуации, устоявшие в судебной практике.

Специального термина, которому посвящена данная статья, в законе не содержится. Рассматриваемое понятие имеет практическое применение. Оно обозначает ситуацию, когда к дорожно-транспортному происшествию привели нарушения правил дорожного движения всеми участниками аварии.

С понятийной точки зрения, не совсем верно слово «обоюдная», ведь участниками ДТП могут быть не только два, но три и более водителей, каждый из которых может быть виноват.

В такой ситуации постановления должны оформляться не на двоих, а на всех виновников. Здесь нелепо применять фразу «обоюдная вина при совершении ДТП», когда виновников больше двух, хотя и будет подразумеваться ее смысл.

В связи с отсутствием специальной нормы, посвященной «обоюдке», связанные с ней ситуации подлежать регулированию общими нормами, относимыми к ДТП.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

В перечень нормативно-правовых актов входят:

  1. Правила дорожного движения.
  2. Закон об ОСАГО.
  3. ГК РФ.
  4. КоАП РФ.

В зависимости от того, кто что нарушил, определяется соответствующая статья ПДД и норма, содержащая санкции за административное правонарушение.

Далее в дело вступают нормы об ОСАГО, которыми следует руководствоваться при взаимодействии со страховыми компаниями. Следует также отдельно обратить внимание на процессуальные нормы ГПК РФ, применимые в случаях судебного оспаривания.

Вывод об обоюдной вине делается в том случае, когда нарушения ПДД, повлекшие ДТП совершили не один, а оба водителей.

К категории «ДТП с обоюдной виной» также относятся аварии с более чем двумя виновными участниками. Обязательным условием обоюдной вины является установленный факт нарушения правил дорожного движения, повлекшим аварию.

Важным моментом является то, что недостаточно только факта нарушения. Не все нарушения могут стать причиной аварии. Поэтому необходимым условием признания «обоюдки» выступает причинно-следственная связи такого нарушения и ДТП.

Вопросы, касающиеся совместной вины участников происшествий на дорогах, разрешаются согласно следующим законодательным актам:

  1. Закон от 25.04.2002 г под номером 40-ФЗ (статьи 4, 7, 12, 22).
  2. ПДД, принятые Правительством РФ по Постановлению от 23.10.1993 г под номером 1090 (п. 2.3.4, 2.6., 2.6.1.).
  3. КоАП (статьи 12.3, 12.27, 12.29).
  4. Постановление Пленума Верховного Суда под номером 58 от 26.12.2017 г. (пункт 14).
  5. ГК РФ (статьи 1083, 1064).

Конкретный пункт ПДД содержит описание условий на дорогах, обязательных для соблюдения водителями. КоАП включает в себя предписания за отдельные нарушения правил. Закон об ОСАГО регулирует вопросы страховых выплат.

Выплаты в ситуации, когда у одной из сторон отсутствует полис ОСАГО

Страховая выплата при обоюдной вине производится в зависимости от степени вины. Очень важно не забывать об этом моменте, чтобы не оказаться с копейками вместо реальной суммы на ремонт. Для получения возмещения все документы должны быть оформлены надлежащим образом.

Существует различные виды страхования (ОСАГО, КАСКО), процедура получения страховки по которым различается. Тем не менее, обоюдные нарушения не препятствуют получению выплаты, независимо от вида страхового продукта.

А также не имеет значения – признана ли виновность водителем, или установлена правоохранительными органами.

Обоюдка при ДТП оформляется легче, если оба водителя с этим согласятся. По этой причине важное значение придается отсутствию разногласий между участниками аварии относительно ее обстоятельств, виновности, повреждений.

Такой «мир» и взаимопонимание принято считать поводом для оформления «европротокола». По сути, это самое обыкновенное Извещение о ДТП, по которому нет разногласий между участниками.

Условием отнесения такого документа к категории европротокола является соответствие лимиту размера ущерба (не более 100 тысяч рублей), отсутствие вреда жизни и здоровью, количество участников аварии (два).

Возмещение по ОСАГО

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

ОСАГО при обоюдной вине работает (аб. 4  п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО), несмотря на бытующее ошибочное мнение, что выплату не получить при таких обстоятельствах.

Важно понимать лишь нюансы:

  • априори выплата будет разделена пропорционально 50/50;
  • если степень не равная, о чем есть решение суда, то выплата будет в соответствующих долях;
  • если участников несколько, выплата делится на всех.

При правильном оформлении документов, с получением страхового возмещения не должно возникнуть проблем.

Выплаты КАСКО

Выплату по КАСКО при обоюдной вине вполне реально получить. Тем более, что данная система страхования вообще не привязана к вине страхователя. Следует только учитывать ограничения, имеющиеся и при обычных ситуациях.

В частности, ДТП не должно быть спровоцировано специально. Не получит страховое возмещение и водитель, лишенный права управления транспортным средством. Что касается алкогольного, наркотического опьянения, передачи управления лицу, не имеющему права вождения – тут и так все ясно.

В соответствии с действующим законодательством, владелец автомобиля должен возместить вред, им причиненный. Соответственно, не имеет значение количество виновников с точки зрения пострадавшего третьего лица. Возмещение такой невиновный человек должен получить в любом случае.

Тем не менее, обоюдная вина при ДТП с пострадавшими усложняет определенным образом саму процедуру получения выплаты. Так, при одном виновнике потерпевший обращается в одну страховую компанию. В ситуации же с несколькими виновниками, человеку придется заявлять свои требования страховщикам каждого виноватого водителя.

Если нет страховки

Виновность в аварии играет важную роль не только при урегулировании страховой выплаты. По закону виновник возмещает вред. Страхование же лишь покрывает частично сумму ущерба в пределах страхового лимита, не отменяет ответственности, а только уменьшает сумму, относящуюся непосредственно «на карму» нарушителя.

Если ответственность водителя не застрахована, он несет всю ответственность за причиненный вред собственными деньгами. Таким образом, вина при ДТП, если нет страховки дает пострадавшему право взыскать сумму убытков непосредственно с лица, нарушившего ПДД.

Многие считают, что если вина в совершённом ДТП лежит на обоих водителях, то каждый из них является одновременно и виновником, и потерпевшим – а потому ущерб никто никому не платит: обоюдная вина поглощается. На самом деле это и близко не так. Вот что говорит на этот счёт п. 22 ст. 12  ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (обычно называемого просто «Закон об ОСАГО»):

  • «Если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред, страховщики осуществляют страховое возмещение в счет возмещения вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, с учетом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована.
  • Страховщики осуществляют страховое возмещение в счет возмещения вреда, причиненного потерпевшему несколькими лицами, соразмерно установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована. При этом потерпевший вправе предъявить требование о страховом возмещении причиненного ему вреда любому из страховщиков, застраховавших гражданскую ответственность лиц, причинивших вред.
  • Страховщик, возместивший вред, совместно причиненный несколькими лицами, имеет право регресса, предусмотренное гражданским законодательством.
  • В случае, если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, в равных долях».

Схожую норму содержит и п. 2 ст. 1083 ГК РФ. Согласно её требованиям, возмещение уменьшается в том случае, если вред отчасти возник по причине грубой неосторожности самого потерпевшего. А при обоюдной вине, как уже можно было заметить, оба участника являются одновременно и потерпевшими, и виновниками причинённого вреда.

Таким образом, можно увидеть следующее:

  • Степень вины каждого из участников учитывается при расчете выплат.
  • Возмещение выплачивается только после решения суда.
  • Если судебного решения нет или если суд не смог определить степень вины, возмещение делится в соотношении 1:1 (или 1:1:1, если участвовало трое и т. д.).

А теперь посмотрим, как это выглядит практически.

Выплата 50 на 50.

Это самый распространённый вариант. Он используется как в случаях, когда до суда дело не дошло, так и тогда, когда суд приравнял друг другу степень вины обоих участников. В этом случае каждый из виновных получит лишь половину от той суммы, в которую вылился причинённый ему ущерб.

Пояснить это можно следующим примером. Допустим, в ДТП пострадали два автомобиля. Эксперт-оценщик сделал заключение, что ремонт одной машины обойдётся в 50 тысяч рублей, а другой – в 40 тысяч. Суд признал, что обоюдная вина обоих водителей равна. В этой ситуации страховые компании, с которыми были заключены договора по ОСАГО, заплатят:

  1. Первому водителю – 25 тысяч рублей.
  2. Второму – 20 тысяч.

Недостающие суммы на ремонт автовладельцам придётся изыскивать самостоятельно. Взыскать их со второй стороны не получится.

Но, предположим, разбит настолько дорогой автомобиль, что даже половина стоимости превышает размер выплат по ОСАГО. Как быть в этом случае? Здесь как раз можно обратиться в суд и взыскать недостающий размер со второго участника. Однако взыскивать можно будет лишь половину от общей стоимости ущерба – вина обоюдна и действует п. 2 ст. 1083 ГК РФ.

Внимание

Участники дорожно-транспортного происшествия при обоюдной вине могут рассчитывать на возмещение по обязательному страхованию. Ч. 22 статьи 12 40-ФЗ подчеркивает возможность получения выплат всеми виновными сторонами аварии от их страховщиков. Их размер определяется, исходя из степени вины каждого участника происшествия.

Если суд не смог определить степень ответственности участников ДТП, то страховые компании выплачивают возмещение им в равных долях. Правило прописано в п. 4 статьи 12 40-ФЗ.

Внимание

Часть 12 статьи 22 40-ФЗ позволяет гражданам рассчитывать на выплаты в случае наличия совместной ответственности за ДТП. Страховые компании производят возмещение участникам аварии в равных долях, если суд не смог определить степень их вины. При этом организации всегда должны руководствоваться решением только судебного органа.

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Если устанавливается конкретная степень вины участников ДТП, то страховщики производят возмещение в соответствующей пропорциональной доле. ГК РФ в ч. 2 статьи 1083 предусматривает возможность снижения размера выплат участниками ДТП потерпевшим, если со стороны последнего имелась грубая неосторожность.

Отдельные нюансы предусмотрены для выплат по разным типам страхования — ОСАГО и КАСКО.

Ч. 1 статьи 4 40-ФЗ содержит требование, согласно которому все собственники автомобилей обязаны страховать свои риски. При этом отсутствие полиса влечет для гражданина наложение штрафа. Его размер составляет 500 рублей. При первом случае выявления нарушения водитель может ограничиться предупреждением. Норма предусмотрена в ч. 2 статьи 12.3 КоАП.

ВАЖНО

Сторона, являющаяся виновником аварии и не имеющая полис, будет обязана возместить ущерб из собственных средств. Поскольку у водителя отсутствует страховка ОСАГО, то на возмещение со стороны компании в случае ДТП с обоюдной виной она рассчитывать не сможет.

Важно оформлять ДТП путем привлечения сотрудников ГИБДД. При составлении протокола ими обязательно должен фиксироваться факт отсутствия полиса ОСАГО у одной из сторон. В дальнейшем необходимо обратиться в суд за разрешением спора. На основании его решения возмещение будет происходить из личных средств водителя, не имеющего полис ОСАГО.

При обоюдном ДТП кому выплачивают страховая компания? Каждая ситуация, в результате которой гражданину или ему имуществу нанесен ущерб регулируется соответствующими правовыми нормами.

Рассматриваемое правоотношение не исключение. Условия компенсации регламентируются п. 3 ст. 1079 ГК РФ.

Их можно разделить по двум категориям:

  1. Возмещается третьим лицам владельцами столкнувшихся автомобилей.
  2. Непосредственным участникам происшествия возмещается на общих основаниях.

Если при столкновении автотранспорта вина признана общей, все выплаты должны осуществлять оба гражданина. При обоюдной вине по ОСАГО страховая выплата выплачивается пропорционально степени застрахованного лица (обычно 50%).

Возможна ли выплата по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП?

Один из распространенных вопросов о происшествиях, в которых виноваты все участники: кто кому должен платить? Многие думают, что автолюбители обязаны сами решать проблему, раз каждый из них является не только потерпевшим, но и провокатором аварии.

В подобных ситуациях закон предусматривает выплаты по ОСАГО. Для их получения участникам происшествия нужно:

  • уведомить о ДТП свою страховую компанию и ближайшее отделение Госавтоинспекции;
  • попытаться собрать факты, подтверждающие, что вина другого водителя есть (или она больше), сделать фото/видео/аудиозаписи, опросить свидетелей и взять их контакты;
  • проконтролировать оформление протокола – не нужно сразу признавать себя единственным инициатором аварии, наоборот, стоит фиксировать внимание сотрудника на обстоятельствах, подтверждающих виновность другого автовладельца;
  • подавать иск в суд, если равное распределение вины не устраивает.

Иск также нужно подавать, если страховщик отказывает в компенсации. Обоюдная вина – не основание для отклонения запроса о выплате.

Равные суммы

Подобный вариант компенсации применяется, когда доказано, что оба водителя виноваты в аварии в равной степени. Признаками такой ситуации являются следующие факты:

  • несоблюдение правил каждым автолюбителем;
  • связь действий, не соответствующих ПДД, с происшествием;
  • степень тяжести каждого нарушения примерно одинаковая.

В последнем пункте учитывается количество нарушенных правил, а также суммы взысканий, установленные за каждое из них. Именно такой вариант определения обоюдной вины водителей чаще всего используется судебными органами.

Путем анализа представленных документов устанавливается, какие именно правила не были соблюдены. Если число нарушений и степень наказания за них примерно одинаковые, признается обоюдная виновность автолюбителей в равной степени.

Разные суммы

Подобный вариант применяется намного реже, только когда действительно можно доказать разную степень виновности путем изучения материалов дела.

Пример. Один автолюбитель передвигался на неисправном ТС и остановился на трассе. При этом он не включил аварийку и не поставил знак. Другой водитель ехал на скорости выше разрешенной и ударил стоящее авто, причинив вред не только машине, но и находящемуся в ней человеку.

В подобной ситуации можно установить, что:

  • оба автовладельца виновны в произошедшем – один превысил скорость, а второй нарушил правила аварийной остановки;
  • виновность первого водителя менее значительная – если бы второй двигался с положенной скоростью, он бы успел среагировать на сломанную машину даже без знака остановки.

Расчет компенсации

Итак, возмещение ущерба производится одним из двух способов.

  1. 50 на 50 – если стороны решили не составлять исковое заявление или если суд решил, что их вина одинакова. В данной ситуации каждый водитель получит вдвое меньше суммы установленного ущерба.
    Например, пострадали две машины. Эксперт оценил размер повреждений одной из них в 60 тыс. рублей, а другой – в 70 тыс. рублей. В этом случае первый водитель получить 30 тыс. рублей, а второй – 35 тыс. рублей.
  2. По степени вины. При наличии судебного постановления о неравной степени вины участников аварии СК делает выплаты, исходя из установленного Фемидой соотношения.
    Допустим, эксперт оценил размер повреждений так же, как в прошлом примере. При другом судебном решении (вина 1-го автовладельца составляет 10%, а второго – 90%) первому выплатят 54 тыс. рублей, а второму только 7 тыс. рублей.

Как и в любом другом страховом случае, СК может отказаться выплачивать компенсацию по полису. Возможность оспаривания зависит от законности действий компании.

Если страховая отказывает в выплате на законных основаниях, нужно устранить причину и вновь составить обращение. Например, дополнить пакет документов либо привести уважительные причины, почему были нарушены сроки или оставлено место происшествия. В последнем случае необходимо представить доказательства (например, справку из больницы, куда торопился водитель).

Если получить деньги не удается, нужно:

  • направить в страховую досудебную претензию;
  • обратиться в суд.

Особенность данного вида страхования в том, что его тарифы не регулируются со стороны ЦБ РФ. Условия по КАСКО устанавливаются самими компаниями. Все зависит от договора с конкретным водителем. Если имеет место ДТП, при выяснении причин которого была установлена обоюдная вина, то страховщик выплатит страхователю всю сумму.

Получить полное возмещение по КАСКО возможно только в случае, если компания признает ДТП страховым случаем. При этом вина водителя в происшествии не является главным условием. Этот факт не учитывает при начислении выплат по КАСКО.

Основания, по которым страховщик не соглашается на возмещение клиентам, должны обязательно прописываться в договоре. Его отдельные положения водитель может оспаривать в суде в случае несогласия с отказом в выплатах.

При наличии потерпевшего в результате аварии с обоюдной виной учитывается количество виновников. Если он один, то пострадавший может обратиться в страховую компанию виновного водителя с требованием о возмещении.

Дополнительная информация

Ч. 1 ст. 1064 ГК РФ также предусматривает возможность получения потерпевшим в ДТП возмещения сверх установленной выплаты по ОСАГО. Его выплачивает тот, кто причинил ущерб.

При наличии сразу нескольких виновников происшествия потерпевшему следует обращаться к страховщикам каждого из них. Выплаты будут назначены после установления степени вины всех участников ДТП. Они отвечают солидарно при равной и индивидуально при различной обоюдной вине. Пострадавший в случае получения увечий также может рассчитывать на компенсацию морального вреда, выплачиваемую сверх возмещения из собственных средств всех виновников аварии.

В п. 2.6.1. ПДД указано, что участники происшествия могут покинуть место ДТП, если у них нет разногласий. При этом в ходе аварии должно пострадать только имущество. Граждане вправе самостоятельно договориться на месте без привлечения сотрудников ДПС или обратиться для составления документов об аварии в ближайший пункт патрульной службы.

В прочих ситуациях, когда причинен вред здоровью других лиц, имеется повреждение имущества посторонних лиц, покидать место происшествия участникам запрещается. Исключением может быть только срочная необходимость в доставке потерпевшего в медучреждение. Но даже после этого виновник обязан вернуться обратно. (п. 2.6. ПДД).

ВАЖНО

За оставление места ДТП с обоюдной виной водителю грозит лишение водительских прав на год или полтора, либо арест на 15 суток. Данная санкция указана в ч. 2 ст. 12.27 КоАП.

Теперь стоит разобраться, при обоюдном кому выплачивают страховая компания, и в каком размере.

Поскольку законодательство РФ не помогает в решении задач, связанных с обоюдной виной при аварии, страховщики следуют определенным путем:

  1. Осуществляют выплату каждому участнику аварии, являющемуся виновником ДТП, в размере 50% от понесенного ущерба. Как показывает судебная практика, именно такие решения играют ключевую роль. Основой решения суда является норма ГК РФ, согласно которой при отсутствии возможности установить степень вины собственника транспорта, она устанавливается равной для каждого участника ДТП;
  2. Страховщики отказывают клиентам в выплате компенсации, аргументируя решение практической невозможностью установления виновника происшествия. Однако подобные решения страховых компаний являются неправомерными, и уполномоченные специалисты знают об этом, надеясь, что клиент не отправится с иском в суд.

В соответствии с п. 2 ст. 1083 ГК РФ, компенсационные выплаты обеим сторонам происшествия обязаны осуществляться страховщиками соответственно доле вины в аварии. В теории подобное требование бесспорно, но в действительности установить меру вины каждого участника происшествия, после чего доказать это суду весьма непросто. Зачастую суд идет простейшим путем, в результате чего присуждает участникам аварии равные части возмещения.

Каждому водителю, интересующемуся, как выплачивается страховка, важно знать: при вовлечении высококвалифицированных адвокатов удается добиться иного решения, и получить компенсацию в размере 80% или даже 90% (другая сторона происшествия при обоюдной вине получает соответственно 20% или 10%). В реалиях решение бороться до победного конца принимается редкими водителями, даже если степень вины в ДТП очевидно меньше.

Разумеется, подобное поведение страховщика с пострадавшими в результате своих действий водителями обосновано тем, что сотрудники компании не желают взаимодействовать с судами.

Для примера:

  • Ущерб автотранспорта водителя А. А. составил 50 000 рублей, тогда как водитель Б. Б. понес потери в размере 100 000 рублей;
  • При обоюдной вине страховая компания выплачивает деньги в размере 25 000 и 50 000 рублей соответственно.

В худшем случае суд не имеет возможности установить вину одного из участников происшествия, либо не может охарактеризовать ситуацию как обоюдная вина. Обстоятельства аварии делают невозможными выводы относительно случившегося при отсутствии обоюдного согласия между водителями и свидетелями ДТП. Такая ситуация будет означать для водителей, ставших виновниками аварии, что они не получат выплаты по полису ОСАГО. Вот почему рекомендуется оформлять полисы ОСАГО и КАСКО.

Преимущества покупки обоих полисов:

  • Экономия времени;
  • Скидка при оформлении ОСАГО и КАСКО в одной компании;
  • Проблемы с одновременной покупкой ОСАГО в большинстве случаев не возникают при имущественном страховании.

Выбирая страховщика для приобретения страхового полиса, следует руководствоваться репутацией конкретной организации.

Выплата 50 на 50.

Инструкция по оформлению ДТП с обоюдной виной

Изначально виновность устанавливается прибывшими на место аварии сотрудниками ГИБДД после анализа ситуации. Если нарушитель не один, то составляются протоколы на всех виновников. Далее оформляются постановления об административном правонарушении.

Если правоохранительными органами сделан вывод о виновности только одного водителя, а второй с этим не согласен, то «обоюдка» уже устанавливается судом по иску заинтересованного участника ДТП.

Процесс это весьма сложный и трудоемкий, поэтому следует предпринять все меры для установления правильных выводов еще на месте аварии, пока «гаишники» оценивают ситуацию. Пошагово процесс выглядит следующим образом.

Закрепление на материальных носителях обстоятельств дорожно-транспортного происшествия производиться различными способами. Для статической картинки можно запечатлеть важные моменты на фотокамеру. Панорамная видеозапись позволит зафиксировать те детали, которые не попали в объектив фотоаппарата.

На данном этапе важно отразить не только расположение ТС относительно друг друга и дороги. Кроме того, необходимо зафиксировать также светофоры, дорожные знаки, условия освещения, погодные факторы (дождь, снег, гололед). Любая мелочь в окружении места происшествия может сыграть важную роль при определении степени вины.

Стражи порядка сами знают, как правильно все делается, но не лишним будет за ними проследить и проконтролировать – все ли они заметили и зафиксировали.

Официальным документом, фиксирующим схематическое изображение ТС и места аварии является Схема ДТП. Водитель должны поставить свои подписи в данной бумаге, поэтому необходимо внимательно проверить все содержащиеся в ней данные.

Ранее оформлялась Справка о ДТП. В данный момент она не составляется. Это нововведение является нормативным, поэтому страховщики не вправе требовать предоставления Справки от страхователей.

Водители заполняют извещение о ДТП, в котором описывают, в том числе, факт признания вины, а также свои пояснения относительно обстоятельств аварии. Инспектор же по результатам анализа ситуации оформляет протоколы на нарушителей.

Если протокол оформлен сразу на обоих водителей, то речь идет об обоюдной вине. Далее выносится постановление о привлечении к административной ответственности.

Следует отметить, что не все нарушения ПДД влекут административную ответственность. По этой причине может возникнуть ситуация, когда нарушения правил допустили оба водителя, а протокол составлен только на одного.

Отчаиваться в данной ситуации не стоит. В отношении второго нарушителя будет составлено Определение об отказе в привлечении к административной ответственности. Данный документ будет основанием для утверждения при обращении к страховщику об обоюдной вине.

Прежде всего, владельцам автотранспорта необходимо прийти в себя и успокоиться, после чего приступать к действиям, прописанным в действующих правилах дорожного движения:

  1. Автомобиль должен быть неподвижным, стоять с включенным сигналом аварийной остановки;
  2. Рядом с машиной должен стоять знак аварийной остановки. Нормы установки аварийного треугольника: для населенного пункта – не меньше 15 метров от автомобиля, за пределами – не меньше 30 метров. Знак призван уведомлять приближающиеся транспортные средства относительно неподвижной преграды на пути следования. Если требование не будет выполнено, предусмотрена штрафная санкция в виде постановления об административном нарушении (штраф составляет 1 000 рублей);
  3. Нельзя поднимать предметы, относящиеся к аварийной ситуации – детали, осколки и прочие обломки могут повлиять на достоверность причины ДТП;
  4. Оказание первой медицинской помощи является необходимостью в тех случаях, когда в результате происшествия имеются пострадавшие. Если есть необходимость, вызовите скорою помощь;
  5. На место происшествия вызываются сотрудники ГИБДД, по прибытии которых фиксируются личные данные, анализируется сложившаяся ситуация;
  6. До приезда сотрудников ГИБДД необходимо записать данные второго участника происшествия. Будет лучше, если вы сфотографируете водительское удостоверение, страховой полис или техпаспорт транспортного средства;
  7. Уведомите страховую компанию, с которой заключен договор, о ДТП, указав обоюдную вину. Регистрация потребует указания следующих данных: времени и места происшествия. Обязательно поинтересуйтесь у специалиста, как действовать далее. Агент страховой компании может решить отправить уполномоченного сотрудника на место аварии;
  8. Сделайте фотографии для фиксации подробностей аварии, для чего можете воспользоваться смартфоном или другим устройством с камерой (идеальным вариантом окажется видеозапись). На фото и видео должны быть следующие характеристики столкновения: общий план места ДТП; оторвавшиеся детали и прочие предметы; государственные номерные знаки обоих транспортных средств; тормозные пути обеих машин; оба автомобиля с различных ракурсов на фоне дорожного полотна и окружающей местности;
  9. Привлеките других участников аварии для составления схемы дорожно-транспортного происшествия. Схема аварии должна содержать подписи всех участников происшествия;
  10. Если возможность организовать свободный проезд других транспортных средств отсутствует, дожидайтесь приезда сотрудников ГИБДД, ничего для этого не предпринимая. Освободить дорогу для других транспортных средств можно только после составления схемы происшествия;
  11. Ищите свидетелей столкновения для фиксации их личных данных. Следует попросить свидетелей ДТП остаться до приезда сотрудников ГИБДД для дачи свидетельских показаний и установления точной причины аварии;
  12. Дождитесь приезда сотрудников ГИБДД, а затем участвуйте в оформлении ДТП вместе с государственными представителями.

В свою очередь, сотрудники ГИБДД после прибытия к месту происшествия составляют следующие документы:

  • Схему ДТП;
  • Протоколы об административном правонарушении (2 экземпляра);
  • Справку о происшествии.

Сотрудники государственной инспекции приступят к составлению схемы аварии, произведут замеры дорожного полотна, расстановки автомобилей.

Стоит уделить немного внимания Европротоколу, которого может не оказаться у виновника происшествия. Для тех, кто не знает, что это такое, поясняем: Европротоколом называется специальная форма Извещения относительно дорожно-транспортного происшествия, заполняемая участниками аварии.

Документ подтверждает право одного из участников ДТП на выплату со стороны страховщика по ОСАГО. Также протокол характеризуется как система, с помощью которой удается оформить документы о ДТП без привлечения ГИБДД.

Как правильно составить Европротокол читайте здесь

Европротокол представляет собой извещение о происшествии, оформляемое его участниками без привлечения автоинспекции. Это не противоречит закону. В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда под номером 58 от 26.12.2017 г. сказано, что при отсутствии каких-либо разногласий относительно обстоятельств ДТП, вины и характера повреждений его участниками составляется извещение.

Если между участниками имеется спор и ущерб не превышает 100 тысяч рублей, то европротокол может составляться. Но рекомендуется на место происшествия вызывать ГИБДД для урегулирования вопроса в общем порядке. Также европротокол не может составляться, если в ходе ДТП пострадал человек или в нем участвовало более двух автотранспортных средств.

При возникновении аварии на трассе с обоюдной виной следует придерживаться рекомендаций и действовать по плану:

  1. Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТПЗаглушить двигатель и зафиксировать автомобиль на стояночном тормозе.
  2. Включить аварийную сигнализацию.
  3. Установить сзади машины аварийный знак. По требованиям п. 2.3.4. ПДД, если вынужденная остановка автомобиля произошла в темное время, то водителю требуется носить на себе одежду со светоотражателями.
  4. Рекомендуется не освобождать проезжую часть после ДТП, даже если имеется препятствие для движения других автомобилей. Несмотря на то, что это нарушает п. 2.6.1. ПДД и влечет наложение штрафа в 1 000 рублей (по ч. 1 ст. 12.27 КоАП), происшествие на дороге с обоюдной виной всегда имеет неоднозначный характер. В дальнейшем водители могут оспаривать обоюдную вину, поэтому необходимо оставить автомобили после ДТП в первоначальном положении и вызвать сотрудников ГИБДД. Штраф по ч. 1 ст. 12.27 КоАП в дальнейшем можно оспорить (например, сославшись на отсутствие возможности завести автомобиль после аварии).
  5. Дождаться сотрудников ГИБДД. После их приезда производится фиксация повреждений, расположение автотранспортных средств.
ВАЖНО

Водители могут не оформлять никаких документов, но при условии, если у них отсутствуют претензии друг к другу. При этом обязательно составляется расписка. Данный документ необходим для того, чтобы каждая из сторон в дальнейшем смогла обезопасить себя от вызова другим участником ДТП патрульной службы. Расписка также не позволит сторонам обращаться в суд. После составления документа участники могут законно покинуть место аварии.

Если все участники аварии признают свою вину и не предъявляют претензий к остальным, можно обойтись Европротоколом. Но важно помнить, что максимальная сумма выплаты при таком оформлении – 100 тыс. рублей. Это значит, что каждый водитель может получить по 50 тыс. от страховщика. Если размер ущерба значительный, стоит потратить время и дождаться сотрудников ГИБДД.

В последнем случае будут подготовлены документы, которые нужно предоставить страховщику или суду. Это:

  • справка о ДТП – оба водителя получают по одному экземпляру;
  • протокол;
  • постановление о правонарушении – по одному экземпляру на каждого водителя (на их основании будет распределяться вина).

Протокол также используется для определения степени вины каждого автовладельца, так как в нем указано:

  • расположение автомобилей после аварии (также в виде схемы);
  • показатели замеров;
  • повреждения, которые можно определить визуально;
  • показания каждого водителя.

фото 2

Обратите внимание! Даже если участники аварии не имеют претензий друг к другу и признают обоюдную вину, лучше оформлять ДТП с сотрудниками ГИБДД, потому что не всегда можно «на глаз» определить объем ущерба.

Как оформляется ДТП с обоюдной виной

  • Остановить машины и не трогать их с места до прибытия на место аварийных комиссаров от страховщика или сотрудников ГИБДД.
  • Самостоятельно зафиксировать как можно больше доказательств вины другой стороны. Для этого нужно сделать фотографии, найти свидетелей и записать их контактные данные, сохранить запись видеорегистратора, если он имеется и был включен, и т.д.
  • Вызвать ГИБДД и уведомить страховую компанию.
  • После прибытия на место инспектора нужно проследить, что он отражает в протоколе. Категорически не следует сразу же брать вину на себя: в итоге по результатам разбора на комиссии может получиться, что вся вина будет возложена на вас, а вторая сторона будет признана только пострадавшей. Необходимо при оформлении протокола как можно чётче проговаривать свою позицию, давать объяснения и добиваться их включения в протокол, обращать внимание инспектора на те обстоятельства, которые подтверждают вину другой стороны. При известном везении и незначительности вашего нарушения можно добиться того, что вас виновным в ДТП вообще не признают.
  • На административном разборе нужно придерживаться той же линии и подтверждать лишь то, что виноват второй водитель.
  • Если вы уверены, что вина второй стороны больше, чем ваша – нужно непременно обращаться в суд и добиваться там определения степени вины. Иначе, как было уже сказано, страховые компании выплатят обеим сторонам лишь половину суммы.

В том случае, если повреждения незначительны, люди не пострадали и спора о вине нет, можно воспользоваться «Европротоколом» и заполнить документы для страховой, вызвав лишь аварийного комиссара. Многие считают, что при таком способе оформления нельзя получить возмещение. Однако на самом деле ничего такого в законе не сказано.

Оформление ДТП с обоюдной виной и действия сотрудников ГИБДД

Дежурный, получивший звонок о происшествии, направляет непосредственно на место ДТП с обоюдной виной машину инспекторов ГИБДД. Там от них требуются действия:

  1. Детальный осмотр места аварии и пострадавшего транспорта.
  2. Произведение необходимых замеров, составление схемы происшествия, фотофиксация места ДТП.
  3. Подробный опрос всех участников и свидетелей аварии.
  4. Обеспечение сохранности доказательств.
  5. Вызов скорой и оказание помощи пострадавшим при необходимости до ее приезда.
  6. Регулировка движения на трассе после аварии.
  7. Передача сведений дежурному об участниках происшествия, которые скрылись после его возникновения.
  8. Составление протокола.
  9. Вынесение постановления по административному правонарушению со ссылкой на закон и указанием санкции.

Даже если все участники признали обоюдную вину, сотрудники ГИБДД не вправе отказывать им в оформлении происшествия. Они обязаны выехать на место и провести все необходимые действия. При этом, если участниками аварии были нарушены требования КоАП, то представитель инспекции вправе наложить на них штраф.

В тех случаях, когда ДТП оформляет инспектор ГИБДД, необходимо проследить за следующими моментами:

  • Должна быть составлена справка о ДТП. Она выдаётся на руки каждому участнику.
  • Должен быть составлен протокол.
  • Должно быть подготовлено постановление о правонарушении, предусмотренном КоАП РФ. Поскольку при обоюдной вине всегда нарушаются Правила, то это означает, что имелось и административное правонарушение.

В свою очередь в протокол заносятся данные:

  • О расположении машин после ДТП, включая схему расположения.
  • О результатах замеров от контрольных точек на местности до машин.
  • О видимых повреждениях на автомобилях.
  • О объяснениях участников аварии.

○ Доказывание обоюдной вины.

В каждом судебном процессе доказывание – это индивидуальный процесс, зависящий от конкретных обстоятельств дела. Однако в случае, если речь идёт о ДТП с обоюдной виной, есть несколько рекомендаций, которые пригодятся в любом случае.

Прежде всего, необходимо доказать, что нарушение Правил было совершено обеими участниками. Здесь в качестве доказательств следует использовать протоколы и справки ГИБДД, постановления, вынесенные по результатам дела. Также могут применяться и показания свидетелей, самостоятельно сделанные видеозаписи и фотографии, показывающие положение машин после ДТП, тормозные следы, степень повреждения и т. д.

Кроме того, нужно помнить, что суд принимает во внимание не только действия сторон, но и иные обстоятельства дела. В частности, участник процесса может, обосновывая свою позицию, сослаться на погоду в момент аварии и, как следствие, состояние дорожного полотна. Здесь как доказательство может быть использована справка из местного центра гидрометеорологии.

Наконец, следует помнить, что важны и профессиональные знания – поэтому не следует пренебрегать возможностью получить экспертное заключение: автотехническое, оценочное и т. д. Кроме самого заключения следует вызывать в суд и экспертов – особенно если у второй стороны есть возражения или дополнительные вопросы.

При этом надо учитывать, что никакие доказательства для суда заранее определённой силы не имеют – и суд исследует их все вместе, определяя степень вины по совокупности обстоятельств. В частности, даже документы из ГИБДД могут быть не приняты во внимание, если другие доказательства не подтверждают изложенные в них обстоятельства.

Обоюдная вина в ДТП судебная практика

Лучшим примером при осмыслении любого вопроса, для человека – это уже вынесенные судебные акты по той или иной проблеме. Рассматриваемая ситуация не исключение.

Чтобы читателю было ясно, что изложено в статье, предлагаем ознакомиться с наиболее часто встречающимися ситуациями в судебной практике. Это даст представление о том, как действовать в сложившихся обстоятельствах.

Ведь именно в судах апелляционной и кассационной инстанции дела рассматриваются очень скрупулезно. Выявляются все тонкости споров о вине в ДТП.

Как выглядят результаты рассмотрения дела в суде, лучше посмотреть на конкретных примерах. В частности, в начале 2017 года Ленинским районным судом в Санкт-Петербурге было рассмотрено дело о возмещении ущерба в ДТП с обоюдной виной: один из участников нарушил скоростной режим, а второй – правила пересечения перекрёстков.

Истец, не согласившись с распределением вины 50:50, подал в суд иск. В нём он пытался доказать, что его вина меньше, и возмещение должно распределяться по пропорции 25:75. Однако в суде ответчик привлёк эксперта и смог доказать, что истец имел возможность предотвратить аварию. В результате распределение было оставлено прежним. Рассмотрение дела в апелляционной инстанции оставило решение в силе.

Вторым примером является случай, рассмотренный в г. Орёл в 2015 году. Обстоятельства дела таковы: в ДТП виновным был признан только один водитель, нарушивший правила поворота на перекрёстке. Тот факт, что водитель, считавшийся потерпевшим, превысил скорость, ГИБДД во внимание не принял. Виновник не оспаривал решение, поскольку его автомобиль был застрахован по КАСКО, и свою компенсацию он уже получил.

Однако через полгода владелец второй машины, не удовлетворённый размером выплат по ОСАГО, подал в суд иск. В суде владелец первой машины смог доказать, что ДТП произошло по вине обоих водителей (несмотря на справку, протокол и постановление ГИБДД) – и в результате взысканная с него сумма была судом уменьшена в два раза.

Известно множество примеров решений судов, касающихся обоюдной вины при авариях на дороге.

Два схожих дела рассматривались районными судами Санкт-Петербурга и Самары. В обоих случаях один из водителей пытался оспаривать равную обоюдную вину при ДТП. Имелась попытка переквалифицировать ее на различную и уменьшить размер выплат в счет ущерба. В обоих случаях один из водителей нарушил ПДД при проезде перекрестка, а второй — правила, касающиеся превышения скорости.

Лица были признаны обоюдно виновными в возникшем ДТП и получили компенсацию от страховщиков в размере 50:50. Нарушившие скоростной режим водители оспорили сумму возмещения. Один обратился в Ленинский суд Санкт-Петербурга с требованием назначить ему выплату в размере 75%, а второму виновнику — 25%. Другой подал заявление в Волжский суд Самары о возмещении ему 90% вместо ранее установленных 50%.

В обоих случаях водители, нарушившие ПДД при переезде перекрестков, привлекли для рассмотрения дела экспертов. Они смогли доказать, что именно превышение вторыми водителями скорости стало главной причиной происшествия. И Ленинский, и Волжский суды согласились с выводами экспертов, оставив прежние решения в силе.

В Туле в 2017 году и в Орле в 2015 рассматривались схожие дела касательно неправильного установления сотрудниками ГИБДД общей вины. В обоих случаях не учитывались нарушения ПДД, допущенные потерпевшими. Виновные в ДТП обратились в суд, поскольку не были удовлетворены размерами возмещений по ОСАГО. Другой водитель из Тулы также оспаривал иск пострадавшего о дополнительном взыскании с него средств на ремонт машины.

В обоих случаях водители смогли доказать факт обоюдной вины вместе с пострадавшими. Истцы предъявили расшифровки данных с установленных на трассах камер видеофиксации, которые выявили факт превышения потерпевшими скорости. При этом данные сведения не были приняты во внимание сотрудниками ГИБДД при составлении протоколов и постановлений. Суды признали обоюдную вину и уменьшили размер возмещений за причинение ущерба в два раза.

На практике часто возникает вопрос о том, допустимо ли оформление ДТП по Европротоколу, если обе стороны виновны в ДТП. Здесь нужно учитывать следующее:

  1. П. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО требуют, чтобы при обоюдной вине выплаты были равными, если суд не установил конкретную меру виновности каждого участника.
  2. П.21 постановления Пленума ВС РФ от 29.01.2015 №2, подтверждает эту позицию и прямо указывает, что право на выплаты сохраняется даже в случаях, когда нет документов от полиции.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: оформление Европротокола допустимо и при обоюдной вине. Однако надо помнить: согласно нормам о самом Европротоколе, он используется лишь в случаях, когда оба участника ДТП не имеют споров о том, кто из них виновен. Если кто-то из них оспаривает сам факт своей вины или её степень – следует действовать уже в обычном, а не упрощённом порядке.

Обоюдная вина при ДТП авто с велосипедом

Возмещение в аварии с велосипедистом зависит от степени виновности обоих участников ДТП. Велосипедист, нарушивший ПДД, отвечает по ч. 2 ст. 12.29 КоАП. На него налагается штраф 800 рублей. Также при необходимости проводится его освидетельствование на предмет присутствия алкоголя в крови. Если подтвердится факт опьянения, то с него дополнительно взыскивается штраф до 1500 рублей. Велосипедист при наличии обоюдной вины будет обязан возместить имущественный и моральный вред водителю транспорта.

Управлявшее автомобилем лицо должно компенсировать пострадавшему велосипедисту:

  • ущерб имуществу (максимально 400 тысяч рублей согласно ст. 7 40-ФЗ);
  • вред здоровью (до 500 тысяч с учетом требований ст. 7 закона);
  • моральный вред, если у потерпевшего имелись затраты на лечение и восстановление после травмы.

При наличии обоюдной вины водителей и велосипедистов споры о возмещении вреда следует разрешать в суде. Орган устанавливает степень виновности всех участников ДТП и назначает соразмерную компенсацию. При этом велосипедист находится в более выгодном положении. Он вправе обратиться за выплатой в страховую компанию водителя автомобиля. Суды чаще бывают на стороне велосипедистов по причине того, что автомобиль считается источником повышенной опасности.

Обжалование обоюдной вины при ДТП

Никто не застрахован от необоснованного обвинения. Если участник ДТП, чьи нарушения констатированы наряду с виной второго участника с этим не согласен, он вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

Предметом такого обращения будет оспаривание Протокола и Постановления об административном правонарушении. Напротив, если виновный водитель считает, что другой участник также виновен, а сотрудников ГИБДД в этом убедить не удалось, то остается шанс – судебная инстанция.

Для признания действий второго участника аварии противоправными, необходимо подготовить исковое заявление. В иске нужно подробно изложить позицию со ссылками на нормы права и документы.

Помимо суда существует также возможность оспорить обоюдную вину путем подачи кляузы в вышестоящий орган. Если этот способ не принесет результата, то тогда уже следует обращаться в судебную инстанцию.

Только в этом случае придется обжаловать не только протокол и постановление, но и решение вышестоящего органа. Суд может пригодиться не только для установления обоюдной вины, но и для установления ее степени. Если не разбираться с этим вопросом в суде, то степень будет априори считаться раной.

Помимо оспаривания самого факта обоюдной вины, может возникнуть необходимость не согласиться с распределением ее степени. Априори она признается равно, но это не всегда так. Поэтому, при обоюдной вине в ДТП часто пользуются спросом различные экспертизы, как средства определения степени вины.

Виды экспертиз:

  • трассологическая;
  • автотехническая;
  • на алкогольное/наркотическое опьянение;
  • психоневрологическая;
  • метеорологическая.

Помимо экспертиз, для доказывания степени вины можно также использовать свидетельские показания. Данные, полученные от очевидцев или с видеокамер позволяют восстановить обстоятельства происшествия и понять кто больше виноват.

Основой судебной практики являются не отдельные судебные акты, а их обобщения. Главным органом, резюмирующим практику разрешения судебных споров является Пленум Верховного суда Российской Федерации.

Данный блюститель закона анализирует судебные прецеденты, рассматривает их законность и формирует позицию, которой руководствуются нижестоящие суды.

К примеру, в Постановлении № 2 от 29.01.15 г., ВС РФ указал, что если не ясно – кто виноват или на сколько виноват, это не является поводом для отказа в страховом возмещении.

Этим же документом установлено разъяснение, что выплаты при обоюдной вине производятся в равных долях, если не установлена степень вины. Это важное мнение высшего суда существенно упростило процедуру участникам ДТП с описанными факторами.

Существует, однако, и интересные примеры в районных судах, которые служат впоследствии негласным шаблоном решений для судов данного региона.

К примеру, Ленинский районный суд города Нижнего Новгорода вынес решение по делу № 2-3037/2017, которым снизил размер взыскиваемого морального вреда учитывая, в том числе, наличие обоюдной вины.

Другой пример из судебной практики показывает, что обоюдная вина может быть не только у водителей, но также у водителя, с одной стороны, и коммунальных служб – с другой стороны.

Так в решении Рыбинского городского суда Ярославской области по делу № 2-2052/2017 установлена ответственность Администрации за выбоину (степень вины – 80%), а также вина водителя (20%), за его невнимательность.

В случае несогласия участника происшествия с выводами сотрудников ГИБДД, а также при явном нарушении ими процессуальных правил рекомендуется обжаловать их действия. При обжаловании ДТП с обоюдной виной необходимо соблюдать следующий порядок:

  1. Подать жалобу в вышестоящую инстанцию ГИБДД.
  2. Потребовать проведения экспертизы (трассологической, психоневрологической, автотехнической).
  3. Привлечь свидетелей, оформив их показания письменно.
  4. Запросить данные с камер наблюдения.
  5. Обратиться в суд при отрицательном ответе вышестоящей инстанции ГИБДД.
  6. Составить иск, описав в нем ситуацию, возникшую при ДТП. Изложить в заявлении доказательства невиновности или причины, по которым степень вины должна быть уменьшена.
  7. Привлечь в ходе гражданского процесса свидетелей, ходатайствовать о приобщении к делу записей видеокамер с места ДТП.
  8. При неблагоприятном решении суда подать апелляцию в вышестоящий орган.

Отдельные нюансы

Отдельный нюанс касается оставления места аварии. П. 2.6. ПДД не допускает этого, если при  происшествии имеются потерпевшие. Оставить место ДТП могут только те виновники, которые не имеют друг к другу претензии касательно происшествия. При этом сама авария должна быть незначительной (в ее результате нет пострадавших). В остальных случаях оставление места ДТП чревато для водителей лишением прав и административным арестом.

Видео на тему обоюдной вины в ДТП

Вопрос Ответ
Можно ли доказать наличие обоюдной вины при аварии, если сотрудники ГИБДД отказываются ее признавать? Это возможно. Необходимо подать жалобу в вышестоящее подразделение ГИБДД или обратиться в суд с иском. Требуется предоставить доказательства ДТП с обоюдной виной. При этом вопрос о наличии или отсутствии обоюдной вины решается только судом.
Можно ли рассчитывать на выплаты по ОСАГО и КАСКО при наличии обоюдной вины в ДТП? Обе стороны вправе рассчитывать на данный вид страховых возмещений. По ОСАГО они получают выплаты в равных долях или с учетом степени их виновности в аварии. По КАСКО возмещение не зависит от вины. Оно выплачивается на основании условий заключенного со страховщиком договора.
Можно ли получить выплату по ОСАГО по ДТП с обоюдной виной при отсутствии полиса? Потерпевший вправе предъявить требование к виновнику через суд. Возмещение будет произведено из собственных средств причинившего ущерб.
Можно ли составить европротокол при аварии с обоюдной виной, если в ней участвовало сразу три автомобиля? Европротокол возможен только при ДТП с участием двух машин, а при обоюдной вине данный документ не составляется вообще. При столкновении сразу трех автомобилей требуется вызов ДПС.
Можно ли оставить место ДТП при обоюдной вине, если в ходе него пострадал человек? Виновник аварии может отвезти потерпевшего в медучреждение. Но он обязан вернуться на место происшествия обратно.
Оцените статью
Помощь автомобилисту