Выплачивается ли страховка виновнику ДТП по ОСАГО в 2019: положена ли выплата

Информация

Что говорит закон о ДТП

Основным правовым актом, регулирующим вопрос о возмещении ущерба и ответственности за него, является ФЗ-40 об ОСАГО, в котором подробно раскрыты положения описывающие, что такое авария, кто получает компенсационные выплаты и в каких случаях страховщик вправе отказать в возмещении.

С точки зрения пострадавшего, следует отметить три основных правила:

  • Максимальная сумма компенсации, присуждаемой после несчастного случая будет ограничена понесенными расходами. То есть, 100% выплат получить практически невозможно;
  • Если нарушены правила страхования (алкогольное опьянение, просроченный полис, отсутствие водительского удостоверения и т. д.), то страховку в ДТП использовать бессмысленно;
  • Виновный не получит выплат, так как в соответствии с Федеральным законом возмещение полагается только потерпевшему.

В каких случаях виновник аварии может получить выплаты по ОСАГО

ОСАГО – это страхование гражданской ответственности. Страховая компания (СК) в этом случае от имени виновника ДТП возмещает ущерб потерпевшему, а свои расходы покрывает за счет прибыли от продажи полисов. Обычно виновник не получает ничего. Однако в двух случаях он тоже может рассчитывать на определенные выплаты.

Речь идет о так называемой “обоюдке”, то есть обоюдной вине обоих участников ДТП. Обычно в документах, оформляемых ГИБДД, к ответственности привлекается один водитель, и он же считается таким образом виновным в аварии. Однако нередки случаи, когда и вторая сторона тоже виновна в том, что произошло ДТП. Вот лишь пара примеров таких ситуаций:

  • Произошло столкновение машин из-за того, что водитель А. проехал на красный сигнал светофора, а водитель Б. превысил скорость. Если бы А. не нарушал правил проезда, авария бы не случилась – но и если бы Б. соблюдал скоростной режим, тоже ничего не случилось бы.
  • ДТП случилось из-за того, что водитель А. остановил машину в неположенном месте, не включив аварийную сигнализацию и не выставив знак, а водитель Б. ехал в темное время суток с выключенными фарами. Здесь тоже каждый из водителей по-своему виноват в случившемся.

В том случае, если речь идет об “обоюдке”, каждый из участников ДТП выступает в двух ролях одновременно:

  1. Виновник, поскольку авария произошла, среди прочего, и конкретно из-за его действий или бездействия.
  2. Потерпевший, поскольку виноват он не один, и второй участник тоже нарушил правила.

Обычно виновным в ДТП конкретного водителя признает либо ГИБДД (если составлялся протокол об административном правонарушении), либо суд (в случае, если нарушение ДТП привело к тяжелым последствиям, и возбуждено уже не административное, а уголовное дело). Однако тот, кого государственные органы сочли виновным, не обязан с этим соглашаться.

В этом случае речь идет уже не об обоюдной вине. Если участник ДТП докажет свою позицию в суде – роли поменяются, и из виновника он превратится в потерпевшего. Соответственно ему будут полагаться выплаты по ОСАГО и компенсация ущерба, не покрываемого страховкой, со стороны.

Во всех страховых случаях согласно ФЗ-40 «Об ОСАГО» полис страхования защищает гражданскую ответственность водителей перед третьими лицами. При этом, страховая компания обеспечивает ремонт пострадавшей стороне, а также возмещает ущерб при ДТП физического характера.

Доказанная через суд или сотрудником ГИБДД в 2020 году виновность в совершении дорожного происшествия автоматически по закону лишает владельца ТС права на получение компенсационных выплат.

Если во время столкновения виновник не застрахован, то пострадавшие получат компенсацию через суд или РСА. Если водитель пьян, но имеет страховой сертификат «автогражданки», то страховщик может выплатить компенсацию, но затем он применит регрессные требования к своему подзащитному.

Кому и за что полагаются выплаты по ОСАГО

Средняя премия за ОСАГО в прошлом 2019 году снизилась на 5%, из-за чего автовладельцы чаще стали обращаться к страховщикам за защитой гражданской ответственности.

Покупая страховой сертификат, владелец ТС, ставший инициатором дорожного происшествия, освобождается от выплаты потерпевшим, а заплатить за причиненный ущерб должна страховая компания виновника.

По закону ФЗ N40 выплата компенсации за понесенный вред требуется со страховой организации, а не с ее инициатора, но только при соблюдении правил страхования.

Страховой полис защищает гражданскую ответственность виновной стороны, позволяя водителю освободиться от выплат. Сам инициатор дорожного происшествия компенсационных выплат не получит, а если нанесенный урон превысил лимиты выплат, то придется еще и доплачивать со своего кармана.

Потерпевшая сторона сможет возместить полученный вред, благодаря выплатам со стороны страховой компании, размер компенсаций которой не может превышать:

  • 500 тысяч рублей при физическом уроне (пострадало здоровье или жизнь);
  • 400 тысяч рублей при материальном уроне (пострадало имущество).

Если выплаченных денег будет недостаточно, то по ОСАГО инициатор доплачивает потерпевшему из собственных средств. При этом восстановительный ремонт ТС ему придется делать самостоятельно.

При ДТП по Каско, виновнику может быть положена выплата, но только при наличии такого пункта в договоре страхования. В случае обязательной защиты автовладельцев, инициатору происшествия на дороге выплаты не положены, но бывают исключения.

Подводные камни при получении выплаты, если виновник одновременно потерпевший

К сожалению, частой практикой в работе страховых компаний (СК) является полный отказ в выплатах при обоюдной вине участников ДТП. Иногда сотрудники СК даже мотивируют это тем, что, мол, раз виноваты оба – то и ущерб взаимозакрывается, никто никому ничего не должен.

Эта позиция полностью противоречит как ГК РФ, так и ФЗ “Об ОСАГО”. От того, что обратившийся за выплатами человек является виновником, он не перестает быть одновременно и потерпевшим. Ст. 1083 ГК РФ запрещает возмещать лишь вред, который возник в результате умысла потерпевшего – а умышленные ДТП крайне редки, и умысел надо доказывать в суде.

Таким образом, если СК отказывается производить выплаты, участнику ДТП нужно действовать следующим образом:

  • После того, как на руки получен отказ в выплате, следует обратиться в СК с претензией. В ней дано указать, что действия компании являются незаконными, а также установить срок, в течение которого нарушение должно быть исправлено. Срок ответа законом не установлен, поэтому указывать его надо исходя из своих соображений о разумности. Обычно хватает 2-3 недель.
  • Если в срок, который был указан в претензии, выплата не была произведена, участник ДТП должен обратиться в суд с иском о взыскании возмещения по ОСАГО.

ВАЖНО: Претензионный порядок по закону не обязателен, но наличие претензии и повторный отказ либо отсутствие ответа на нее положительно выглядят в глазах любого судьи, который будет рассматривать дело.

Другой проблемой является ситуация, когда компания-страхователь не против произвести выплаты – но лишь в пределах половины суммы, а если в ДТП участвовало три машины – трети, четыре – четверти и т. д. Что делать здесь?

Тут необходимо понимать, что СК здесь в своем праве. Если не указана точная степень вины каждого из участников ДТП, признанных виновными, по умолчанию считается, что они нарушили закон одинаково – и возмещение им тоже полагается одинаковое. СК не обязана (да и не имеет права) разбираться, кто на самом деле виноват в ДТП. Поэтому если в поданных в компанию документах не указана степень вины каждого из водителей – СК заплатит только половину и будет права.

Чтобы избежать такой ситуации, надо добиваться судебного решения. Для этого в порядке, установленном ГПК РФ, нужно подавать в суд иск о возмещении ущерба, причиненного ДТП, одновременно поставив перед судом вопрос об определении степени вины каждого из участников. Как показывает практика, в прямом иске только о выражении в процентах виновности участников ДТП будет отказано: ст. 12 ГК РФ и другие нормативные акты не предусматривают такого способа защиты прав, если нет материальных требований.

Другой вариант – обжаловать постановление ГИБДД, обратившись в суд в порядке не гражданского, а административного судопроизводства согласно КАС РФ. Здесь тоже можно попытаться поставить вопрос о степени вины каждого из участников ДТП.

Как выплачивается страховка при ДТП виновнику аварии

В 90% случаев лицо, непреднамеренно ставшее инициатором дорожного происшествия вынуждено самостоятельно покрывать расходы, которые возникают после. Наличие полиса ОСАГО освобождает от выплат потерпевшим, но только в установленных лимитах.

Но интересно положены ли выплаты виновнику в оставшихся 10% случаев. По правилам автомобильного страхования, получить компенсационную выплату вправе только пострадавший, но порой происходят ситуации, когда инициатор ДТП мог стать одновременно и потерпевшим.

Так, страховку выплачивают виновному лицу если:

  • Водитель решением суда или сотрудником ГИБДД был признан потерпевшим в результате действия других обстоятельств (дорожные работы, погодные условия, действия третьих лиц);
  • На месте происшествия была установлена вина обоих водителей;
  • При нарушении правил ПДД не ставших причиной ДТП.

При обоюдной вине

Обязательная страховка покрывает ущерб, который был получен в результате дорожного происшествия и возмещение получает пострадавший. Ситуации, когда компенсация положена обоим участникам довольно редки.

Так, виновнику ДТП по ОСАГО выплачивают страховое возмещение, если он был признан потерпевшим. Также может произойти, если во время столкновения с другим автомобилем его водитель тоже нарушил правила.

Для примера представим ситуацию владелец автомобиля «А» двигался по второстепенной дороге и не уступил владельцу автомобиля «Б». При этом водитель второго ТС двигался по главной дороге, но превысил скорость. В этом случае виновны оба и суд определяет равнозначную ответственность обеих сторон.

В таких ситуациях страховые компании могут выплатить по 50% каждому или вовсе отказать в компенсации, так как признана виновность водителей. В случае отказа в возмещении владельца автомобилей будут вынуждены обратиться в суд.

Рассмотреть подобную ситуацию можно на примере все той же обоюдной вины, когда во время происшествия по ОСАГО признаются два инициатора. Если в первом случае ответственность распределилась поровну, каждый виноват в ДТП 50 на 50%, то если водитель движущийся по главной дороге («Б») обратиться в суд за установлением вины, то он может стать потерпевшим.

В таком случае, получить страховку пострадавший сможет в двух вариантах:

  1. Полностью. Если будет доказана невиновность;
  2. Частично. Если вина водителя «А» будет установлена в большей мере, то он получит 20%, а потерпевший водитель «Б» – 80%.

Если владелец автомобиля полностью виновен в ДТП, то он не сможет получить компенсацию со стороны страховой компании. Получение страховой выплаты по полису обязательного автострахования возможно только при отсутствии вины.

Компенсационные выплаты виновнику аварии на восстановительный ремонт будут положены только в том случае, если он приобрел полис добровольного автострахования Каско и в договоре указано, что компенсация будет выплачена даже при установленной вине.

Судебная практика по оспариванию вины – имеет ли смысл за это бороться? Часто ли процессы успешны?

Бороться с ошибочным признанием виновным в ДТП не того лица не только можно, но и нужно. Каждый гражданин имеет право, согласно Конституции РФ, на судебную защиту – а необоснованное привлечение к административной ответственности является грубейшим нарушением прав.

Однако надо помнить, что добиться отмены постановления ГИБДД можно лишь в следующих случаях:

  1. Материалы дела были составлены с грубыми процессуальными нарушениями.
  2. Принятое по административному делу решение не подтверждается материалами дела.
  3. Не были приняты во внимание имеющиеся доказательства.

Судебная практика здесь выглядит достаточно хорошо: если в деле имеются серьезные нарушения – они обычно приводят к тому, что участника ДТП освобождают от ответственности.

Что же касается судебного определения степени вины – то здесь все гораздо хуже. Сам процесс становится сложнее (как, например, доказать, что вина соотносится как 80/20, а не, допустим, 60/50 или и вовсе 51/40?), да и добиться судебного решения тут труднее. Поэтому успешные процессы тут редки.

Но вот если речь идет об отказе СК платить при “обоюдке”, то тут напротив – судебная практика самая радужная. Отказы СК обычно вызваны не тем, что компания всерьез считает, что имеет право не платить, а надеждой на то, что гражданин сам не пойдет в суд. Достаточно часто надежда сбывается, но уж если иск подан – почти всегда он приводит к выигрышу дела.

Заключение

Тот, кто был признан винновым в ДТП, получить возмещение может лишь если докажет, что полностью или частично является потерпевшим. В иных случаях выплат ему не полагается.

Оцените статью
Помощь автомобилисту