Как взыскать ущерб с дорожных служб

Информация

Ответ­ствен­ность за пло­хое состо­я­ние дорож­ного покрытия

Если авто­мо­билю нане­сен ущерб из-за пло­хой дороги, дорож­ных ям или про­ва­лов по вине дорожно-эксплуатационных служб, вла­де­лец авто имеет право взыс­кать ком­пен­са­цию ущерба с госу­дар­ства. Води­тель может про­ко­лоть колесо, нае­хав на выбо­ину, выле­теть в кювет из-за неуб­ран­ных снеж­ных куч или пре­ду­пре­жда­ю­щих ограж­де­ний.

В этих и подоб­ных слу­чаях по вине дорож­ных служб согласно зако­но­да­тель­ству РФ при­чи­нен­ный вред дол­жен воз­ме­щаться води­телю этими служ­бами в пол­ном объ­еме. Эта ответ­ствен­ность каса­ется также раз­лич­ных орга­ни­за­ций, рабо­та­ю­щих на дороге или рядом с доро­гой, вклю­чая сотруд­ни­ков ГИБДД.

Порядок действий

Для того, что бы появилась возможность взыскания причинённого вреда ТС или участникам ДТП, которое произошло по вине аварийных служб необходимо данный факт для начала зафиксировать.

  1. Cотруднику ДПС, прибывшему на место аварии необходимо показать выбоину, снег, отсутствие ограждения, открытый люк или иную причину происшествия. И он обязан данный факт зафиксировать в протоколе.
  2. Зафиксируйте на видеоноситель (фотоаппарат) причину ДТП, а также проследите, чтобы прибывшие на место представители страховой компании также зафиксировали данное нарушение.
  3. Потребуйте от сотрудника ГИБДД вызова на место аварии представителя дорожной службы. При рассмотрении дела об административном правонарушении или при судебном разбирательстве также ходатайствуйте о привлечении дорожных служб к процессу. Это необходимо для того, чтобы можно было показать вашу невиновность и доказать, что происшествие произошло именно по вине дорожных служб.
  4. Вам также потребуется составить претензию в адрес таких служб с целью возмещения полученного ущерба при ДТП. Этап претензии можно и обойти, если вы намерены сразу обратиться в суд.

Нор­ма­тив­ная база и фик­са­ция сле­дов ДТП

Одним из глав­ных усло­вий взыс­ка­ния ком­пен­са­ции ущерба из-за пло­хой дороги будет гра­мот­ный под­ход к этому вопросу.

Согласно зако­но­да­тель­ству ответ­ствен­ность за состо­я­ние и повре­жде­ния про­ез­жей части дороги несут долж­ност­ные лица дорожно-эксплуатационных орга­ни­за­ций, осу­ществ­ля­ю­щих ремонт или рекон­струк­цию опре­де­лен­ных участ­ков дорог по дол­го­сроч­ным или разо­вым договорам.

В гл. 28 НК РФ «Транс­порт­ный налог» зако­но­да­те­лем ука­заны нормы, в соот­вет­ствии с кото­рыми каж­дый вла­де­лец авто­транс­порт­ного сред­ства (нало­го­пла­тель­щик) обя­зан упла­чи­вать транс­порт­ный налог. Денеж­ные сред­ства, полу­чен­ные как оплата налога, направ­ля­ются далее на стро­и­тель­ство, содер­жа­ние, ремонт, а также рекон­струк­цию дорог.

Ст. 28 ФЗ РФ № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об авто­мо­биль­ных доро­гах и о дорож­ной дея­тель­но­сти в РФ» опре­де­ляет ответ­ствен­ность дорож­ных служб за ДТП, вызван­ные нека­че­ствен­ным ремон­том или рекон­струк­цией дороги: «Поль­зо­ва­тели авто­мо­биль­ными доро­гами имеют право полу­чать ком­пен­са­цию вреда, при­чи­нен­ного их жизни, здо­ро­вью или иму­ще­ству в слу­чае стро­и­тель­ства, рекон­струк­ции, капи­таль­ного ремонта, ремонта и содер­жа­ния авто­мо­биль­ных дорог, вслед­ствие нару­ше­ний тех­ни­че­ских регла­мен­тов лицами, осу­ществ­ля­ю­щими стро­и­тель­ство, рекон­струк­цию, капи­таль­ный ремонт, ремонт и содер­жа­ние авто­мо­биль­ных дорог».

Тре­бо­ва­ния к состо­я­нию дорог опре­де­лены ГОСТ Р 50597–93 «Авто­мо­биль­ные дороги и улицы. Тре­бо­ва­ния к экс­плу­а­та­ци­он­ному состо­я­нию, допу­сти­мому по усло­виям обес­пе­че­ния без­опас­но­сти дорож­ного дви­же­ния». ГОСТом преду­смот­рено, что дорога должна быть обо­зна­чена соот­вет­ству­ю­щими дорож­ными зна­ками, в усло­виях пло­хой види­мо­сти – допол­ни­тельно сиг­наль­ными огнями.

ГОСТом 50597–93 также уста­нов­лены сроки устра­не­ния ям и тре­щин: от 5 до 10 суток. На феде­раль­ных ско­рост­ных трас­сах этот срок состав­ляет не более 5 суток.

Любое из откло­не­ний от тре­бо­ва­ний зако­но­да­тель­ства явля­ется пово­дом для того, чтобы при­влечь дорож­ные службы к юри­ди­че­ской ответственности.

После попа­да­ния авто­мо­биля в яму (откры­тый люк), столк­но­ве­ния с пре­пят­ствием вслед­ствие ненад­ле­жа­щего испол­не­ния своих обя­зан­но­стей дорож­ными служ­бами, необ­хо­димо неза­мед­ли­тельно вызы­вать ГИБДД для фик­са­ции места ДТП с исполь­зо­ва­нием тех­ни­че­ских средств, про­ве­де­нием фото и видео съемки, уста­нов­ле­нием сви­де­те­лей и оче­вид­цев ДТП и их опро­сом, а также состав­ле­нием про­цес­су­аль­ных документов.

Важные моменты

  • Стоит отметить, что дорожные службы будут всячески избегать перекладывания ответственности на свои плечи. Поэтому постарайтесь не допустить засыпания ямок, быстрого монтажа ограждений, выставления недостающих знаков, уборки снега и прочих действий, которые сегодня сотрудники служб стараются выполнить до приезда представителей ГИБДД. Поэтому важно иметь не только фотографии, но и свидетельские показания. Запишите контактные данные свидетелей аварии.
  • Поскольку в привлечении к ответственности дорожных служб заинтересован только тот, кого считают виновным в аварии, то сотрудники ГИБДД не проявляют должного внимания и расторопности. Напомните им, что за бездействие и их можно привлечь к ответственности. Они обязаны зафиксировать все нарушения, отразить действительные факты в протоколе, соблюдать установленные в законе сроки выдачи справок и разыскивать виновных лиц. Помните, что ГИБДД всегда занимает пассивную позицию и старается переложить ответственность на водителя, поэтому все бремя доказывания вины дорожных служб лежит на вас.

Пове­де­ние води­теля на месте ДТП

От дей­ствий води­теля в момент подоб­ного ДТП во мно­гом зави­сит воз­мож­ность ком­пен­си­ро­вать ущерб. Прежде всего, сле­дует очень серьезно отне­стись к сле­ду­ю­щим моментам:

  1. Сразу же обра­тить вни­ма­ние сотруд­ника ГИБДД на пло­хое состо­я­ние дороги, ука­зав при этом при­чину, по кото­рой авто­мо­биль полу­чил повре­жде­ния. В про­то­коле осмотра места про­ис­ше­ствия должны быть ука­заны все детали, кото­рые спро­во­ци­ро­вали ДТП: опи­са­ние состо­я­ния дорож­ного полотна, име­ю­щихся повре­жде­ний авто­мо­биля, а также факт отсут­ствия пре­ду­пре­жда­ю­щих дорож­ных зна­ков и ограж­де­ний. Содер­жа­ние про­то­кола необ­хо­димо изу­чить вни­ма­тельно, поскольку суще­ствует риск отра­же­ния в нем иной дорож­ной обста­новки, отлич­ной от фактической.
  2. Если ука­зан­ное дей­ствие не угро­жает жизни или здо­ро­вью авто­вла­дель­цам, пас­са­жи­рам, иным участ­ни­кам дви­же­ния, необ­хо­димо обес­пе­чить сохран­ность сле­дов ДТП, не пере­ме­щать авто­мо­биль, сохра­нив все дока­за­тель­ства ДТП до момента фик­са­ции дан­ных. Необ­хо­димо опре­де­лить раз­меры ямы, куда уго­дил авто­мо­биль. Ука­зан­ные харак­те­ри­стики, раз­меры как раз и будут слу­жить даль­ней­шим осно­ва­нием несо­от­вет­ствия ГОСТу и сле­до­ва­тельно несо­блю­де­ние стан­дарта ста­нет осно­ва­нием для при­зна­ния вины дорожно-эксплуатационной орга­ни­за­ции, кото­рая ответ­ственна за обслу­жи­ва­ния опре­де­лен­ного участка дороги.Важным фак­то­ром явля­ется само­сто­я­тель­ная фик­са­ция сле­дов ДТП, про­ве­де­ние осмотра места ДТП, при этом необ­хо­димо сфо­то­гра­фи­ро­вать или снять на видео с ука­за­нием даты и вре­мени съемки все ука­зан­ные нару­ше­ния (раз­меры ям, форму, рас­по­ло­же­ние и пр.). Съемка должна про­из­во­диться таким обра­зом, чтобы на фото (видео) был виден кон­крет­ный уча­сток дороги, где про­изо­шла ава­рия, опо­зна­ва­тель­ные знаки этого участка дороги: осу­ще­ствить при­вязку к опре­де­лен­ному ста­ци­о­нар­ному объ­екту к углу дома, зда­нию, столбу, с ука­за­нием точ­ного адреса, номера этого дома, назва­нием улицы, ука­за­нием коор­ди­нат GPS и т.д. После этого сле­дует соста­вить свой неза­ви­си­мый акт с опи­са­нием при­ло­жен­ных фото или видео мате­ри­а­лов и под­пи­сать его вме­сте со свидетелями.Имеет смысл вызвать на место пред­ста­ви­теля стра­хо­вой ком­па­нии и потре­бо­вать от него про­из­вод­ства ана­ло­гич­ных действий.
  3. Потре­бо­вать у сотруд­ника ГИБДД, чтобы он вызвал на место ава­рии долж­ност­ное лицо, пред­став­ля­ю­щее экс­плу­а­ти­ру­ю­щую ука­зан­ный уча­сток дороги орга­ни­за­цию. Ему также сле­дует зафик­си­ро­вать состо­я­ние опре­де­лен­ного участка дороги в целом. При рас­смот­ре­нии дела эти дан­ные будут слу­жить вес­ким аргу­мен­том и дока­за­тель­ством того, что ава­рия про­изо­шла по вине дорож­ных служб, в связи с их непра­виль­ными дей­стви­ями или бездействием.
  4. Попро­сить сви­де­те­лей под­твер­дить слова води­теля в пись­мен­ном виде и взять их кон­такт­ные дан­ные. В соот­вет­ствии со ст. 25.6 КоАП сви­де­те­лем может являться любое лицо, кото­рому стали известны обсто­я­тель­ства по делу. Сви­де­те­лями ава­рии могут быть пас­са­жиры, про­ез­жа­ю­щие мимо води­тели или пеше­ходы, нахо­дя­щи­еся на месте про­ис­ше­ствия. К про­то­колу ГИБДД должна при­ла­гаться схема ДТП с отра­же­нием всех обсто­я­тельств дела. Эта схема должна состав­ляться в при­сут­ствии двух поня­тых. Води­телю сле­дует оста­вить себе копию протокола.
  5. Быть пре­дельно вни­ма­тель­ным, поскольку сотруд­ники дорож­ных служб, научен­ные горь­ким опы­том, до при­езда сотруд­ни­ков ГИБДД могут поста­раться быстро убрать или скрыть следы своей вины: напри­мер, засы­пать яму щебен­кой, уста­но­вить крышку люка, посы­пать дорогу пес­ком или уста­но­вить все необ­хо­ди­мые знаки. В таком слу­чае помо­гут фото­ап­па­рат или видео­ка­мера с фик­са­цией всех дей­ствий дорож­ных служб после ДТП и пока­за­ния сви­де­те­лей, также сле­дует ука­зать пред­ста­ви­те­лям дорож­ных служб о про­изо­шед­шем ДТП и необ­хо­ди­мо­сти фик­са­ции сле­дов, в связи с чем необ­хо­ди­мость обес­пе­чить их сохранность.

В том слу­чае, если не уда­лось добиться дан­ных о ком­па­нии, ответ­ствен­ной за состо­я­ние дороги, можно обра­титься с заяв­ле­нием в пра­во­охра­ни­тель­ные органы, вклю­чая про­ку­ра­туру. В любом слу­чае, полу­чить ком­пен­са­цию смо­жет тот авто­мо­би­лист, вины кото­рого в слу­чив­шемся ДТП нет.

Согласно ГОСТу

Помощником в борьбе за справедливость для водителей, которые стали виновниками аварии по причине халатности дорожных служб станет ГОСТ Р. Именно этот документ определяет не только качество продукции и товаров, но и дорог.

В соответствии с положениями ГОСТ Р-50597-93 дорожное покрытие (проезжая часть):

  1. Не должна иметь просадок, выбоин или иных повреждений, которые затрудняют движение ТС с разрешенной ПДД скоростью движения;
  2. Максимально допустимый размер повреждений на улицах и автодорогах не должен превышать 15 см по длине, 60 см по ширине и 5 см по глубине;
  3. Лед и снег или зимняя скользкость должна быть устранена с дороги сотрудниками служб в течение 4 — 6 часов (в зависимости от категории трассы или дороги). И это максимальный срок.

Досу­деб­ное урегулирование

Если изве­стен ответ­чик, имеет смысл раз­ре­ше­ния сло­жив­шейся ситу­а­ции с помо­щью авто­ю­ри­стов нашей ком­па­нии в досу­деб­ном порядке. Для этого необ­хо­димо напра­вить винов­нику ДТП пре­тен­зию о воз­ме­ще­нии мате­ри­аль­ного вреда о воз­ме­ще­нии мате­ри­аль­ного вреда с пред­ло­же­нием доб­ро­воль­ного уре­гу­ли­ро­ва­ния ситу­а­ции.

Если суд на осно­ва­нии всех доку­мен­тов уста­но­вит, что води­тель пытался раз­ре­шить спор в досу­деб­ном порядке с дорож­ной орга­ни­за­цией, это может быть поло­жи­тельно рас­це­нено в его пользу. К тому же, доб­ро­воль­ное воз­ме­ще­ние ущерба винов­ни­ком (дорож­ной орга­ни­за­цией) – вполне веро­ятно, если пре­тен­зия состав­лена гра­мотно и с обос­но­ва­нием рас­чета суммы мате­ри­аль­ного ущерба.

Что можно взыскать с дорожных служб

ФЗ «О дорожном движении» допускает привлечение дорожной службы к участию в судебном разбирательстве, в случае если они не исполнили возложенных на них обязательств по своевременному и качественному ремонту асфальтового покрытия дорог. Кроме того, закон возлагает на такие службы и обязанности по поддержанию нормального состояния трасс, а также установку предупреждающих ограждений, знаков и надписей в тех местах, где имеется малейшая опасность для движения ТС и пешеходов.

В обязанности дорожных служб, согласно закону, входит также:

  1. Обеспечение нормального состояния железнодорожных переездов и прочих сооружений, имеющих отношение к дорогам, а также само дорожное покрытие;
  2. При появлении опасных факторов на тех или иных участках дороги должны приниматься своевременные и соразмерные меры по устранению угрозы аварии;
  3. Содержать в чистоте полосы отвода;
  4. Своевременно и в умеренные сроки производить ремонт земельного полотна и системы водоотвода. # При наличии неукрепленных обочин, должна производиться их планировка;
  5. Подрезание кустов на обочине дорог, регулярное скашивание травы;
  6. В местах с обвалами, камнепадами и осыпями, своевременно должна быть проведена расчистка дорожного полотна, а в зимнее время года должна выполняться своевременная уборка снега и т.д.

Обязанности дорожных служб довольно обширны и найти их полный перечень можно в законе, который наряду с ГОСТ Р станет для водителя хорошим помощником в суде. При этом, неисполнение какой–либо обязанности, уже является основанием для наложения на службу штрафа. Все убытки, нанесенные владельцам ТС и пешеходам, по вине несоблюдения своих обязанностей представителями коммунальных служб должны быть компенсированы в полном объёме добровольно или на основании решения суда.

Перед обращением в суд следует прибегнуть к услугам независимого эксперта, который не только рассчитает сумму вреда, но и на основе протокола и фотографий с места происшествия обоснует причину аварии. Заключение эксперта, доказывающее, что ДТП произошло по причине несоблюдения своих прямых обязанностей дорожными службами, станет полноценным доказательством в суде.

Особого внимания помимо доказывания вины дорожных служб является обоснование размера ущерба. Здесь также поможет эксперт, а также различные счета, выставленные, например, за восстановление ТС или за оказанные медицинские услуги пострадавшим.

Помните, что при проведении независимой экспертизы обязательно присутствие виновника ДТП — в данном случае представителей дорожных служб, известив их заказным письмом с уведомлением о вручении или посредством телеграммы. В противном случае ответчик сможет оспорить экспертизу в суде и представить собственное заключение.

Искать решение самому или доверить работу юристу?

Лучше доверьте работу по дорожно-транспортным происшествиям (ДТП) юристу или адвокату.
Поверьте, он знает тонкости и нюансы, которые помогут
Вам не только сохранить время, но избежать критических ошибок.
А найти опытных юристов из любого города России Вы сможете на ЮрПроводнике.

Найти юриста

Поиск по опытным юристам и адвокатам недалеко от Вас

Сравнить цены

Работайте с опытными юристами по фиксированным ценам

В судебном порядке с дорожных служб можно компенсировать:

  1. Все повреждения ТС и вред, нанесенный участникам аварии;
  2. Стоимость экспертизы и услуг юриста;
  3. Вызов эвакуатора и транспортировки ТС с места ДТП в ваш гараж или на охраняемую стоянку;
  4. Стоимость хранения поврежденного автомобиля на платной автостоянке;
  5. Стоимость всех ваших поездок в ГИБДД и экспертное бюро;
  6. Все почтовые расходы по уведомлению ответчика о проведении экспертизы, плюс направление копии иска;
  7. Моральный вред.

Судеб­ный процесс

Если дорож­ная ком­па­ния отка­зала в досу­деб­ном воз­ме­ще­нии мате­ри­аль­ного ущерба, тогда при­дется обра­щаться в суд. Глав­ной зада­чей при этом явля­ется пра­виль­ное состав­ле­ние иско­вого заяв­ле­ния, при­ло­жив к нему все име­ю­щи­еся доку­менты и мате­ри­алы. Заяв­ле­ние необ­хо­димо отпра­вить через почту заказ­ным письмом.

Рас­ходы постра­дав­шего води­теля по оплате неза­ви­си­мой экс­пер­тизы, по эва­ку­а­ции авто­мо­биля, уча­стию авто­ю­ри­ста или автоад­во­ката взыс­ки­ва­ются судом с ответ­чика (или про­иг­рав­шей стороны).

Ответ­ствен­ность можно воз­ла­гать не только на сотруд­ни­ков дорож­ных ком­па­ний, но также и на инспек­то­ров ГИБДД. В силу п. 58 Адми­ни­стра­тив­ного регла­мента МВД РФ №185 от 02 марта 2009 года, сотруд­ник ГИБДД обя­зан осу­ществ­лять регу­ли­ро­ва­ние дорож­ного дви­же­ния, если воз­ни­кает «необ­хо­ди­мость пре­ду­пре­жде­ния объ­езда воз­ник­шего пре­пят­ствия, места дорожно-транспортного про­ис­ше­ствия, про­ве­де­ния аварийно-спасательных работ».

Выводы

Досу­деб­ные и судеб­ные раз­би­ра­тель­ства по вопро­сам воз­ме­ще­ния ущерба из-за пло­хого состо­я­ния дорож­ного покры­тия в нашей стране с каж­дым годом ста­но­вятся попу­ляр­нее. Важно при этом собрать все необ­хо­ди­мые доку­менты и мате­ри­алы, оце­нить повре­жде­ния, а также знать свои закон­ные права.

Не отча­яться и добиться спра­вед­ли­во­сти постра­дав­шим авто­вла­дель­цам помо­гут юри­сты ФАСПБ. Прак­тика пока­зы­вает, что судеб­ный про­цесс вполне дей­ствен­ный и помо­гает воз­ме­стить ущерб с винов­ной стороны.

В любом слу­чае, свои права необ­хо­димо уметь отста­и­вать. Если и дальше про­дол­жать без­дей­ство­вать, попа­дая в подоб­ные ситу­а­ции и ремон­ти­руя повре­жден­ный авто­мо­биль за свой счет, то мало­ве­ро­ятно, что ситу­а­ция на доро­гах сама по себе изме­нится в луч­шую сторону.

Бесплатная консультация автоюриста — по тел.   7 (812) 426-18-18

  1. Поддержание состояния дорог — прямая обязанность дорожных служб.
  2. При ненадлежащем и несвоевременном исполнении обязанностей вред причиненный участникам дорожного движения может быть взыскан с дорожных служб.
  3. Для этого необходимо зафиксировать этот факт и обратиться в суд.
  4. Помимо расходов на ремонт и эвакуацию ТС так же можно взыскать моральный вред, медицинские расходы, оплату услуг юриста и эксперта.
Оцените статью
Помощь автомобилисту