- Ответственность за плохое состояние дорожного покрытия
- Порядок действий
- Нормативная база и фиксация следов ДТП
- Важные моменты
- Поведение водителя на месте ДТП
- Согласно ГОСТу
- Досудебное урегулирование
- Что можно взыскать с дорожных служб
- Искать решение самому или доверить работу юристу?
- Судебный процесс
- Выводы
Ответственность за плохое состояние дорожного покрытия
Если автомобилю нанесен ущерб из-за плохой дороги, дорожных ям или провалов по вине дорожно-эксплуатационных служб, владелец авто имеет право взыскать компенсацию ущерба с государства. Водитель может проколоть колесо, наехав на выбоину, вылететь в кювет из-за неубранных снежных куч или предупреждающих ограждений.
В этих и подобных случаях по вине дорожных служб согласно законодательству РФ причиненный вред должен возмещаться водителю этими службами в полном объеме. Эта ответственность касается также различных организаций, работающих на дороге или рядом с дорогой, включая сотрудников ГИБДД.
Порядок действий
Для того, что бы появилась возможность взыскания причинённого вреда ТС или участникам ДТП, которое произошло по вине аварийных служб необходимо данный факт для начала зафиксировать.
- Cотруднику ДПС, прибывшему на место аварии необходимо показать выбоину, снег, отсутствие ограждения, открытый люк или иную причину происшествия. И он обязан данный факт зафиксировать в протоколе.
- Зафиксируйте на видеоноситель (фотоаппарат) причину ДТП, а также проследите, чтобы прибывшие на место представители страховой компании также зафиксировали данное нарушение.
- Потребуйте от сотрудника ГИБДД вызова на место аварии представителя дорожной службы. При рассмотрении дела об административном правонарушении или при судебном разбирательстве также ходатайствуйте о привлечении дорожных служб к процессу. Это необходимо для того, чтобы можно было показать вашу невиновность и доказать, что происшествие произошло именно по вине дорожных служб.
- Вам также потребуется составить претензию в адрес таких служб с целью возмещения полученного ущерба при ДТП. Этап претензии можно и обойти, если вы намерены сразу обратиться в суд.
Нормативная база и фиксация следов ДТП
Одним из главных условий взыскания компенсации ущерба из-за плохой дороги будет грамотный подход к этому вопросу.
Согласно законодательству ответственность за состояние и повреждения проезжей части дороги несут должностные лица дорожно-эксплуатационных организаций, осуществляющих ремонт или реконструкцию определенных участков дорог по долгосрочным или разовым договорам.
В гл. 28 НК РФ «Транспортный налог» законодателем указаны нормы, в соответствии с которыми каждый владелец автотранспортного средства (налогоплательщик) обязан уплачивать транспортный налог. Денежные средства, полученные как оплата налога, направляются далее на строительство, содержание, ремонт, а также реконструкцию дорог.
Ст. 28 ФЗ РФ № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» определяет ответственность дорожных служб за ДТП, вызванные некачественным ремонтом или реконструкцией дороги: «Пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог, вследствие нарушений технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог».
Требования к состоянию дорог определены ГОСТ Р 50597–93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». ГОСТом предусмотрено, что дорога должна быть обозначена соответствующими дорожными знаками, в условиях плохой видимости – дополнительно сигнальными огнями.
ГОСТом 50597–93 также установлены сроки устранения ям и трещин: от 5 до 10 суток. На федеральных скоростных трассах этот срок составляет не более 5 суток.
Любое из отклонений от требований законодательства является поводом для того, чтобы привлечь дорожные службы к юридической ответственности.
После попадания автомобиля в яму (открытый люк), столкновения с препятствием вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей дорожными службами, необходимо незамедлительно вызывать ГИБДД для фиксации места ДТП с использованием технических средств, проведением фото и видео съемки, установлением свидетелей и очевидцев ДТП и их опросом, а также составлением процессуальных документов.
Важные моменты
- Стоит отметить, что дорожные службы будут всячески избегать перекладывания ответственности на свои плечи. Поэтому постарайтесь не допустить засыпания ямок, быстрого монтажа ограждений, выставления недостающих знаков, уборки снега и прочих действий, которые сегодня сотрудники служб стараются выполнить до приезда представителей ГИБДД. Поэтому важно иметь не только фотографии, но и свидетельские показания. Запишите контактные данные свидетелей аварии.
- Поскольку в привлечении к ответственности дорожных служб заинтересован только тот, кого считают виновным в аварии, то сотрудники ГИБДД не проявляют должного внимания и расторопности. Напомните им, что за бездействие и их можно привлечь к ответственности. Они обязаны зафиксировать все нарушения, отразить действительные факты в протоколе, соблюдать установленные в законе сроки выдачи справок и разыскивать виновных лиц. Помните, что ГИБДД всегда занимает пассивную позицию и старается переложить ответственность на водителя, поэтому все бремя доказывания вины дорожных служб лежит на вас.
Поведение водителя на месте ДТП
От действий водителя в момент подобного ДТП во многом зависит возможность компенсировать ущерб. Прежде всего, следует очень серьезно отнестись к следующим моментам:
- Сразу же обратить внимание сотрудника ГИБДД на плохое состояние дороги, указав при этом причину, по которой автомобиль получил повреждения. В протоколе осмотра места происшествия должны быть указаны все детали, которые спровоцировали ДТП: описание состояния дорожного полотна, имеющихся повреждений автомобиля, а также факт отсутствия предупреждающих дорожных знаков и ограждений. Содержание протокола необходимо изучить внимательно, поскольку существует риск отражения в нем иной дорожной обстановки, отличной от фактической.
- Если указанное действие не угрожает жизни или здоровью автовладельцам, пассажирам, иным участникам движения, необходимо обеспечить сохранность следов ДТП, не перемещать автомобиль, сохранив все доказательства ДТП до момента фиксации данных. Необходимо определить размеры ямы, куда угодил автомобиль. Указанные характеристики, размеры как раз и будут служить дальнейшим основанием несоответствия ГОСТу и следовательно несоблюдение стандарта станет основанием для признания вины дорожно-эксплуатационной организации, которая ответственна за обслуживания определенного участка дороги.Важным фактором является самостоятельная фиксация следов ДТП, проведение осмотра места ДТП, при этом необходимо сфотографировать или снять на видео с указанием даты и времени съемки все указанные нарушения (размеры ям, форму, расположение и пр.). Съемка должна производиться таким образом, чтобы на фото (видео) был виден конкретный участок дороги, где произошла авария, опознавательные знаки этого участка дороги: осуществить привязку к определенному стационарному объекту к углу дома, зданию, столбу, с указанием точного адреса, номера этого дома, названием улицы, указанием координат GPS и т.д. После этого следует составить свой независимый акт с описанием приложенных фото или видео материалов и подписать его вместе со свидетелями.Имеет смысл вызвать на место представителя страховой компании и потребовать от него производства аналогичных действий.
- Потребовать у сотрудника ГИБДД, чтобы он вызвал на место аварии должностное лицо, представляющее эксплуатирующую указанный участок дороги организацию. Ему также следует зафиксировать состояние определенного участка дороги в целом. При рассмотрении дела эти данные будут служить веским аргументом и доказательством того, что авария произошла по вине дорожных служб, в связи с их неправильными действиями или бездействием.
- Попросить свидетелей подтвердить слова водителя в письменном виде и взять их контактные данные. В соответствии со ст. 25.6 КоАП свидетелем может являться любое лицо, которому стали известны обстоятельства по делу. Свидетелями аварии могут быть пассажиры, проезжающие мимо водители или пешеходы, находящиеся на месте происшествия. К протоколу ГИБДД должна прилагаться схема ДТП с отражением всех обстоятельств дела. Эта схема должна составляться в присутствии двух понятых. Водителю следует оставить себе копию протокола.
- Быть предельно внимательным, поскольку сотрудники дорожных служб, наученные горьким опытом, до приезда сотрудников ГИБДД могут постараться быстро убрать или скрыть следы своей вины: например, засыпать яму щебенкой, установить крышку люка, посыпать дорогу песком или установить все необходимые знаки. В таком случае помогут фотоаппарат или видеокамера с фиксацией всех действий дорожных служб после ДТП и показания свидетелей, также следует указать представителям дорожных служб о произошедшем ДТП и необходимости фиксации следов, в связи с чем необходимость обеспечить их сохранность.
В том случае, если не удалось добиться данных о компании, ответственной за состояние дороги, можно обратиться с заявлением в правоохранительные органы, включая прокуратуру. В любом случае, получить компенсацию сможет тот автомобилист, вины которого в случившемся ДТП нет.
Согласно ГОСТу
Помощником в борьбе за справедливость для водителей, которые стали виновниками аварии по причине халатности дорожных служб станет ГОСТ Р. Именно этот документ определяет не только качество продукции и товаров, но и дорог.
В соответствии с положениями ГОСТ Р-50597-93 дорожное покрытие (проезжая часть):
- Не должна иметь просадок, выбоин или иных повреждений, которые затрудняют движение ТС с разрешенной ПДД скоростью движения;
- Максимально допустимый размер повреждений на улицах и автодорогах не должен превышать 15 см по длине, 60 см по ширине и 5 см по глубине;
- Лед и снег или зимняя скользкость должна быть устранена с дороги сотрудниками служб в течение 4 — 6 часов (в зависимости от категории трассы или дороги). И это максимальный срок.
Досудебное урегулирование
Если известен ответчик, имеет смысл разрешения сложившейся ситуации с помощью автоюристов нашей компании в досудебном порядке. Для этого необходимо направить виновнику ДТП претензию о возмещении материального вреда о возмещении материального вреда с предложением добровольного урегулирования ситуации.
Если суд на основании всех документов установит, что водитель пытался разрешить спор в досудебном порядке с дорожной организацией, это может быть положительно расценено в его пользу. К тому же, добровольное возмещение ущерба виновником (дорожной организацией) – вполне вероятно, если претензия составлена грамотно и с обоснованием расчета суммы материального ущерба.
Что можно взыскать с дорожных служб
ФЗ «О дорожном движении» допускает привлечение дорожной службы к участию в судебном разбирательстве, в случае если они не исполнили возложенных на них обязательств по своевременному и качественному ремонту асфальтового покрытия дорог. Кроме того, закон возлагает на такие службы и обязанности по поддержанию нормального состояния трасс, а также установку предупреждающих ограждений, знаков и надписей в тех местах, где имеется малейшая опасность для движения ТС и пешеходов.
В обязанности дорожных служб, согласно закону, входит также:
- Обеспечение нормального состояния железнодорожных переездов и прочих сооружений, имеющих отношение к дорогам, а также само дорожное покрытие;
- При появлении опасных факторов на тех или иных участках дороги должны приниматься своевременные и соразмерные меры по устранению угрозы аварии;
- Содержать в чистоте полосы отвода;
- Своевременно и в умеренные сроки производить ремонт земельного полотна и системы водоотвода. # При наличии неукрепленных обочин, должна производиться их планировка;
- Подрезание кустов на обочине дорог, регулярное скашивание травы;
- В местах с обвалами, камнепадами и осыпями, своевременно должна быть проведена расчистка дорожного полотна, а в зимнее время года должна выполняться своевременная уборка снега и т.д.
Обязанности дорожных служб довольно обширны и найти их полный перечень можно в законе, который наряду с ГОСТ Р станет для водителя хорошим помощником в суде. При этом, неисполнение какой–либо обязанности, уже является основанием для наложения на службу штрафа. Все убытки, нанесенные владельцам ТС и пешеходам, по вине несоблюдения своих обязанностей представителями коммунальных служб должны быть компенсированы в полном объёме добровольно или на основании решения суда.
Перед обращением в суд следует прибегнуть к услугам независимого эксперта, который не только рассчитает сумму вреда, но и на основе протокола и фотографий с места происшествия обоснует причину аварии. Заключение эксперта, доказывающее, что ДТП произошло по причине несоблюдения своих прямых обязанностей дорожными службами, станет полноценным доказательством в суде.
Особого внимания помимо доказывания вины дорожных служб является обоснование размера ущерба. Здесь также поможет эксперт, а также различные счета, выставленные, например, за восстановление ТС или за оказанные медицинские услуги пострадавшим.
Помните, что при проведении независимой экспертизы обязательно присутствие виновника ДТП — в данном случае представителей дорожных служб, известив их заказным письмом с уведомлением о вручении или посредством телеграммы. В противном случае ответчик сможет оспорить экспертизу в суде и представить собственное заключение.
Искать решение самому или доверить работу юристу?
Лучше доверьте работу по дорожно-транспортным происшествиям (ДТП) юристу или адвокату.
Поверьте, он знает тонкости и нюансы, которые помогут
Вам не только сохранить время, но избежать критических ошибок.
А найти опытных юристов из любого города России Вы сможете на ЮрПроводнике.
Поиск по опытным юристам и адвокатам недалеко от Вас
Работайте с опытными юристами по фиксированным ценам
В судебном порядке с дорожных служб можно компенсировать:
- Все повреждения ТС и вред, нанесенный участникам аварии;
- Стоимость экспертизы и услуг юриста;
- Вызов эвакуатора и транспортировки ТС с места ДТП в ваш гараж или на охраняемую стоянку;
- Стоимость хранения поврежденного автомобиля на платной автостоянке;
- Стоимость всех ваших поездок в ГИБДД и экспертное бюро;
- Все почтовые расходы по уведомлению ответчика о проведении экспертизы, плюс направление копии иска;
- Моральный вред.
Судебный процесс
Если дорожная компания отказала в досудебном возмещении материального ущерба, тогда придется обращаться в суд. Главной задачей при этом является правильное составление искового заявления, приложив к нему все имеющиеся документы и материалы. Заявление необходимо отправить через почту заказным письмом.
Расходы пострадавшего водителя по оплате независимой экспертизы, по эвакуации автомобиля, участию автоюриста или автоадвоката взыскиваются судом с ответчика (или проигравшей стороны).
Ответственность можно возлагать не только на сотрудников дорожных компаний, но также и на инспекторов ГИБДД. В силу п. 58 Административного регламента МВД РФ №185 от 02 марта 2009 года, сотрудник ГИБДД обязан осуществлять регулирование дорожного движения, если возникает «необходимость предупреждения объезда возникшего препятствия, места дорожно-транспортного происшествия, проведения аварийно-спасательных работ».
Выводы
Досудебные и судебные разбирательства по вопросам возмещения ущерба из-за плохого состояния дорожного покрытия в нашей стране с каждым годом становятся популярнее. Важно при этом собрать все необходимые документы и материалы, оценить повреждения, а также знать свои законные права.
Не отчаяться и добиться справедливости пострадавшим автовладельцам помогут юристы ФАСПБ. Практика показывает, что судебный процесс вполне действенный и помогает возместить ущерб с виновной стороны.
В любом случае, свои права необходимо уметь отстаивать. Если и дальше продолжать бездействовать, попадая в подобные ситуации и ремонтируя поврежденный автомобиль за свой счет, то маловероятно, что ситуация на дорогах сама по себе изменится в лучшую сторону.
Бесплатная консультация автоюриста — по тел. 7 (812) 426-18-18
- Поддержание состояния дорог — прямая обязанность дорожных служб.
- При ненадлежащем и несвоевременном исполнении обязанностей вред причиненный участникам дорожного движения может быть взыскан с дорожных служб.
- Для этого необходимо зафиксировать этот факт и обратиться в суд.
- Помимо расходов на ремонт и эвакуацию ТС так же можно взыскать моральный вред, медицинские расходы, оплату услуг юриста и эксперта.