ДТП с велосипедистом судебная практика

Информация

Дтп с участием велосипедиста и автомобиля, как определить виновника

Все чаще в ДТП фигурируют именно велосипедисты. Ситуация осложняется тем, что водители не знают, как действовать в такой ситуации. Наказание грозит всем участникам движения (водитель авто, велосипеда или пешеход). Отличия только в объеме и форме.

Статистика

Сотрудники ГИБДД ведут регулярную статистику аварий с участием велосипедистов, точно так же, как и с автомобилистами или мотоциклистами.

Таблица 1. Статистические сведения полиции 2020 с января по июнь текущего года.

 Пострадало   Погибло
 Произошло 2184 происшествий подобного рода.   141 человек скончался
 2007 владельцев велотранспорта получили травмы разной тяжести и формы  В эти же сведения вносятся и происшествия с участием детей, как водителей велосипеда. Из всех аварий, на их долю приходится около 670 столкновений. При этом погибло 17 детей

Если подводить статистику только за июль, то произошло 860 ДТП с участием велосипеда. Из них 58 закончилось трагично.

Статистические сведения по обстоятельствам аварий:

  1. Больше всего ДТП с велосипедом (около 20% от всего числа подобных аварий) происходит при повороте направо (перекрестки, выезд со двора и др.).
  2. Другие 9% происходят, когда водитель авто открывает одну из дверей (чаще на парковке).
  3. Еще 8% при езде по перекрестку (иногда столкновение во дворе). Обычно велосипедист, едущий по главной дороге, игнорируется автомобилем, движущимся с второстепенной дороги.
  4. 7% приходится на поворот транспорта влево (маневры на перекрестке).
  5. Другие 6% и 3% — это аварии при попытке обгона велотранспорта с левой или с правой стороны.

Водители пренебрежительно относятся к велосипедистам (это особенно опасно зимой, когда тормозной путь заметно увеличивается). Однако важно брать в расчет, что их средняя скорость – от 18 до 35 км/ч, причем тормозной путь заметно больше, чем у авто.

Получается, им сложнее резко остановиться. Невнимательность автомобилистов приводит к частым авариям на дороге.

Сначала стоит разобраться, что такое «велосипедисты». Не нужно считать велосипед обычной игрушкой. Согласно правилам дорожного движения (пункт 1.2), он относится к транспортным средствам (не считая коляски для инвалидов), имеющим два колеса.

Велосипед согласно определению из ПДД приводится в движение мускульной силой человека, который находится за рулем, или благодаря специальным электродвигателям, максимальная номинальная мощность в режиме долгой работы которых не превышает 0.25 кВт.

При этом мотор должен автоматически выключаться на скорости 25 км/ч. Также в этом пункте сказано, что велосипедист – лицо, управляющие велосипедом.Примечательно, но если велосипедист спешится, то он переходит в класс пешеходов, что не снимает с него ответственности при соблюдении правил. Не стоит забывать про ПДД для велосипедистов.

К ним относятся люди, использующие инвалидные коляски без мотора. Если упростить, то велосипедист, пересекая дорогу по переходу, обязан спешиться, а не продолжать движение.

По статистике 8 из 10 веловодителей забывают, что пешеходный переход нужно переходить.

Примечательно, что подобными же полномочиями обладают и мотоциклисты. Однако они не ездят по переходам.

В итоге, велосипедист – это полноценный участник движения, который обязан соблюдать правила. В аварии виновен тот, кто нарушил ПДД.

Что делать? Когда на дорожном полотне случается столкновение участников движения, то согласно принятым правилам водитель автомобиля обязан:

  1. Быстро остановиться.
  2. Включить аварийные сигналы на авто.
  3. Выставить знак аварийной остановки.
  4. При необходимости оказать первую помощь.
  5. Вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД и скорую помощь (если нужно).

Всем участникам столкновения строго запрещается покидать место ДТП до приезда полиции. Нарушением этого закона карается лишением водительских прав на срок до 1.5 лет (штрафом, исправительными работами – для велосипедистов) согласно 12.27 КоАП.

Наказание виновника зависит от степени тяжести преступления. Если в результате аварии погибли люди, то водитель автомобиля может получить уголовный срок.

Если погибших нет, но сбит велосипедист, он имеет право потребовать компенсацию ущерба. Подобная авария не может оформляться без участия ГИБДД, в отличие от ситуации со столкновением двух автомобилей.

Дело в том, что хоть велосипед и считается ТС, он не попадает под закон «Об обязательном страховании автотранспорта», а значит полис ОСАГО отсутствует.

Примечательно, что хоть согласно ПДД велосипед – это транспортное средство со всеми последствиями, но КоАП не предусматривает какого-либо наказания для «двухколесников».

Они просто не подпадают под определение, представленное в Кодексе:

  • двигатель объемом не менее 50 кубов;
  • максимальная скорость более 50 км/ч.

Максимум, что грозит виновнику – административное наказание (если велосипедист ребенок/несовершеннолетний, ответственность ложится на опекунов).  Даже если велосипед был украден, доказать это на месте очень трудно.

При этом, поймать нарушителя достаточно трудно, ведь у него нет ни номера, ни документов.

Фиксация аварии – обязанность инспектора полиции. Без официальной регистрации происшествия (фото, протокол и др.), добиться компенсации ущерба не получится.

Например, если при столкновении он повредил автомобиль, особенно если велосипедист скрылся с места ДТП. В случае с двумя велосипедистами в аварии виновна сторона, нарушившая правила движения. Именно она и будет возмещать убытки.

Если у водителя оформлен полис ОСАГО, то вся забота о возмещении ущерба ложится на плечи страховой компании. Велосипедисту понадобится обратиться к страховщику с требованием компенсации.

К заявлению нужно приложить некоторые документы:

  1. Справку о ДТП.
  2. Постановление об аварии.
  3. Извещение.
  4. Паспорт.
  5. Номер банковского счета.

Также, если был нанесен вред здоровью, это придется доказать, приложив соответствующие свидетельства (согласно нормам 4.1, 4.2, 4.4, 4.7 в Приложении Банка РФ к правилам «Об обязательном страховании»).

При отказе в выплате велосипедист имеет право обратиться в суд.

Если полиса ОСАГО нет или он не покрывает ущерб, то остаток автомобилист выплачивает из собственного кармана. Стоит учесть, что велотранспорт не подлежит обязательному страхованию. Потому ущерб должен возместиться на основании гражданской ответственности – из бюджета самого водителя «байка».

Также, из-за того, что велосипед не причисляется к средствам повышенной опасности, меры наказания наступают по статье 1064 ГК. Весь ущерб должен быть возмещен в добровольном или в судебном порядке.

По статистике, аварий с участием легкого транспорта достаточно много.

Ситуации бывают разные, например:

  1. Автомобиль выезжал из территории двора на дорогу, он не заметил движущийся по трассе велосипед. В итоге произошло столкновение, а велосипедист оказался в больнице с серьезными травмами. Виновником в аварии считается водитель, он по правилам должен был уступить дорогу. Автомобилист обязуется возместить весь материальный ущерб пострадавшему (50 тысяч рублей – цена велосипеда, а также 150 тысяч – стоимость курса лечения). Также водитель должен компенсировать моральный ущерб (200 тысяч рублей).
  2. На пешеходном переходе случилась авария, в которой велосипедист сбил человека. Спустя несколько дней он скончался от полученных повреждений. Водитель велосипеда в суде был признан виновным, так как считается полноценным участником дорожного движения и обязан соблюдаться правила, в данном случае пропустить пешехода. Суд вынес решения, что он виновен в убийстве по неосторожности и назначил наказание в виде 2-х лет лишения свободы. Также в пользу пострадавшей стороны (родственникам погибшего) должна быть выплачена компенсация в размере 500 тысяч рублей.

Ответственность

Велосипедисты, хоть и считаются полноценными участниками движения, наказываются по-другому, нежели водители автомобиля. Если в аварии нет пострадавших, то любое нарушение карается штрафом. Права отнять у них не могут, задержать тоже.

Таблица 2. Штрафы.

 Нарушение  Штраф
 Практически любое нарушение ПДД  800 рублей
 Управление велосипедом в состоянии алкогольного опьянения (авария с пьяным велосипедистом)  От 1 до 1.5 тысяч рублей
 Нанесение ущерба легкой и средней тяжести  От 1 до 1.5 тысяч рублей
 Препятствие движению транспорта   1000 рублей

Особый случай

В большинстве случаев ДТП по вине велосипедиста случается с наездом на пешехода. Подобная ситуация полностью относится к дорожным происшествиям, т.к. согласно ПДД, велосипед – транспортное средство.

Сбили велосипедиста на зебре

Если пешеход получит повреждения средней или высокой степени, велосипедист понесет ответственность за следующие нарушения:

  1. При движении по тротуару (если авария произошла в пешеходной зоне). Для езды на велосипеде предусмотрена проезжая полоса или специальная велодорожка.
  2. Отъезд с места аварии.
  3. Нанесение морального или материального ущерба.

Велосипедист, несмотря на то, что скорость «байка» несравнима со скоростью авто, должен следовать всем правилам движения на дороге и быть внимательным. Несоблюдение ПДД может нанести вред не только окружающим, но и самому водителю.

Аварии с участием велосипедистов, пересекающих дорогу по пешеходному переходу, случаются на наших дорогах довольно часто. В нашей сегодняшней статье мы подробно разберем эту ситуацию с юридической точки зрения. 

Правила пересечения велосипедистом пешеходного перехода установлены пунктом 24.8 ПДД России, где говорится о том, что велосипедистам запрещается пересекать дорогу по пешеходным переходам. 

Вы спросите – а где же здесь написано, каким конкретно образом велосипедист должен пересекать дорогу по зебре? 

И действительно — в Правилах дорожного движения нигде не содержится прямого указания на то, что велосипедист, подъехав к пешеходному переходу, должен спешиться и перейти улицу, держа своего железного коня в руках.

Сбил велосипедиста на пешеходном переходе кто виноват

Статистика

В соответствии с Правилами дорожного движения дорожно-транспортное происшествие – это событие при движении ТС, при котором произошли:

  • гибель или травмирование людей;
  • повреждение транспортных средств, сооружения, грузы;
  • причинен иной материальный ущерб.

Дорожное происшествие влечет следующие правовые последствия:

  • привлечение его участников к административной ответственности в виде штрафа;
  • назначение уголовного наказания в виде лишения свободы;
  • обязанность виновного возместить вред здоровью или имуществу, моральный вред.

Велосипедист — полноправный участник дорожного движения, на которого распространяются ограничения, запреты и предписания, установленные Правилами при движении по общественным дорогам.

Если автомобилист сбил велосипедиста на пешеходном переходе вопрос кто виноват, не имеет очевидного ответа. 

Велосипедист — это тот, кто управляет велосипедом. Тот, кто ведет велосипед рядом с собой — пешеход. На дороге их права и обязанности различаются.

Велосипед, с точки зрения Правил, — транспортное средство, которое должно быть исправным и безопасным.

На дорогах общего пользования велосипедисты обязаны соблюдать следующие требования и запреты Правил:

  • не управлять велосипедом в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • дети могут выезжать на общественные дороги только после 14 лет;
  • передвигаться по специальным велодорожкам, а при их отсутствии – по правому краю проезжей части, при движении по тротуару не создавать помех пешеходам;
  • на перекрестке подавать сигналы поворота световыми указателями, а при отсутствии — рукой;
  • В Правилах есть понятие «велосипедная зона», при движении в ее пределах водитель велосипеда пользуется преимуществом перед автомобилистом;
  • при подъезде к переходу байкер обязан снизить скорость, а перед переходом остановиться и пропустить пешеходов;
  • при движении в темное время суток включать фары или фонари,;
  • запрещается левый поворот или разворот на дороге с двумя и более полосами;
  • запрещается пересекать проезжую часть по пешеходному переходу.

Последнее требование означает, что проезжую часть велосипедист может пересечь только в качестве пешехода, ведущего велосипед рядом с собой.

Нарушение последнего требования особенно опасно. Велосипедист может развивать скорость порядка 40км/час. Водитель автомобиля, который сам движется в транспортном средстве, не успеет отреагировать на внезапный выезд велосипеда. При этом, водитель авто не будет виноват в ДТП, так как на пешеходном переходе он обязан пропускать пешеходов.

Если действия автомобилиста в такой ситуации признают правильными, то он избегнет наказания в виде штрафа за нарушение ПДД. Но если велосипедисту будет причинен вред здоровью, суд взыщет с владельца автомобиля компенсацию, хотя бы частичную.

Пересекая проезжую часть по пешеходному переходу, велосипедист сам может сбить пешехода и создать помехи движению.

При нарушение любого из выше перечисленных требований вина за ДТП лежит на водителе велосипеда или будет взаимной, если автомобилист тоже допустит нарушение.

Если ДТП совершил ребенок до 14 лет, к ответственности будут привлечены его родители, так как допустили выезд на общественную дорогу. Правда, отвечать они будут не за ДТП, а за неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка.

Участник ДТП не должен покидать место происшествия до приезда должностных лиц ГИБДД. Последствия ДТП не всегда очевидны. Ухудшение здоровья может наступить через несколько дней. Размер вреда будет установлен экспертизой или оценкой через несколько месяцев. Для защиты своих прав важно участвовать во всех процессуальных действиях.

Несмотря на то, что в стране действуют нормы о европейском протоколе, условия обязательного страхования: ОСАГО, КАСКО требуют обязательного вызова на место происшествия сотрудников ГИБДД. 

Следовательно, происшествие на дороге, когда происходит столкновение между автомобилем и велосипедом считается дорожной аварией, для расследования которой необходимо привлечение сотрудников автоинспекции.

ДТП с велосипедистом судебная практика

ДТП с участие велосипедистов наиболее часто случаются в период с мая по сентябрь, так как именно на это время выпадает высокая активность любителей двухколесного транспорта.

Статистика в России

Статистика дорожных происшествий, в которых одной из сторон является велосипедист, ведется сотрудниками ГИБДД. По данным организации в период с января по июнь 2018 года произошло 2184 столкновения.

При этом 2007 водителей велосипедов получили повреждения различной тяжести и 141 человек погиб. В эти же данные входят и столкновения с велосипедистами – детьми. Таких происшествий 670 из общего числа аварий. Причем 17 детей скончалось.

Статистические данные за июль таковы: 860 дорожных столкновений с велосипедистами. Из них 58 с летальным исходом.

Далее статистические данные распределись следующим образом:

  • 9% при открывании водительской двери;
  • 8% на перекрестках или выездах из дворов. При этом велосипедист, движущийся по главной дороге, игнорируется автомобилем, выезжающим с второстепенной дороги;
  • 7% при повороте автомобиля налево;
  • 6% и 3% соответственно при попытке обгона велосипедиста слева и справа (по обочине).

Любому водителю автомобиля следует помнить, что средняя скорость велосипедиста составляет 18 – 35 км/ч, а тормозной путь больше чем у автомобиля. Остановиться, как говориться, «на раз, два» велосипедист не может, что и приводит к дорожным происшествиям.

Что делать

Если на проезжей части случилось столкновение между автомобилем и велосипедистом, то согласно правил дорожного движения водитель автомобиля обязан:

  • немедленно остановиться;
  • включить на машине аварийную сигнализацию;
  • выставить знак аварийной остановки;
  • оказать велосипедисту первую помощь;
  • вызывать на место столкновения сотрудников Госавтоинспекции и скорую помощь.

Ни в коем случае нельзя оставлять место дорожной аварии, так как это наказывается лишением прав на управление транспортными средствами на срок 1 – 1,6 лет (статья 12.27 КоАП).

Если в результате столкновения водитель велосипеда получил тяжелые повреждения, то до приезда скорой помощи:

  • нельзя самостоятельно передвигать или пытаться поднять человека. При тяжких повреждениях такие действия могут только ухудшить состояние пострадавшего;
  • при необходимости можно приподнять голову, подложив подушку или иное приспособление;
  • дать пострадавшему воды;
  • находится рядом с человеком, и контролировать его состояние;
  • при ухудшении самочувствия оказать посильную помощь.

Если столкновение произошло на малой скорости и повреждения, полученные велосипедистом незначительны, то можно:

  • самостоятельно доставить потерпевшего в ближайшее лечебное учреждение, после чего немедленно вернуться на место столкновения;
  • дождаться экипаж скорой помощи, усадив велосипедиста в автомобиль.

При мелких ДТП (в результате столкновения велосипедистом получены незначительные царапины и ушибы) можно решить вопрос с велосипедистом без сотрудников ГИБДД.

Однако следует помнить, что не все повреждения могут выявиться в первые минуты после столкновения. Как правило, авария приводит водителей транспортных средств в состояние шока, при котором некоторые повреждения могут не ощущаться.

Известны случаи, когда велосипедисты с переломанным позвоночником самостоятельно покидали место дорожного происшествия, утверждая, что серьезных повреждений нет, а через несколько часов попадали в больницу в тяжелейшем состоянии.

В таких ситуациях кроме ущерба водителю автомобиля вменяются правонарушения:

  • покидание места столкновения;
  • оставление пострадавшего в опасности.

Подобные ситуации могут привести к значительным штрафам и лишению водительских прав.

Наиболее распространенным ДТП по вине велосипедиста является наезд на пешехода. Поскольку велосипед является транспортным средством, а управляющий велосипедом водителем, то такая категория столкновений относится к дорожным происшествиям.

В случае нанесения пешеходу повреждений средней и высокой степени тяжести велосипедист будет нести ответственность за:

  • езду по тротуару (если столкновение произошло на тротуаре). По правилам движения велосипедист должен двигаться по правой стороне дороги или специальной велодорожке. Движение по тротуару запрещено;
  • оставление места дорожного происшествия;
  • нанесенный моральный и материальный ущерб.

Дети до 14 лет имеют право управлять велосипедом:

  • в специально отведенных местах (на велодорожках);
  • в парках;
  • во дворах;
  • на стадионах;
  • на тротуарах (только маленьким детям на небольших велосипедах).

ДТП с велосипедистом судебная практика

Маленький велосипедист всегда должен находиться под присмотром взрослых, одевать шлем и иные защитные приспособления.

Ездить по проезжей части до 14 лет запрещено.

Однако не все родители знают эти правила, из-за чего и происходят столкновения начинающих велосипедистов и автомобилей.

При достижении 14-ти летнего возраста ребенка надо научить правилам дорожного движения и нормами, существующими на дорогах общего пользования.

Кроме этого, после вызова ГИБДД и скорой помощи рекомендуется известить родителей (представителей) ребенка, так как они являются его официальными представителями.

Если не сделать этого самостоятельно, то поставить родителей в известность, обязаны сотрудники Госавтоинспекции.

Возмещение ущерба

Поскольку при ДТП с велосипедистом последний, как правило, получает вред здоровью, то по существующим законам этот вред необходимо возместить.

Ответственность каждого автомобилиста должна быть застрахована по ОСАГО. Именно страховая компания, в случае признания вины в случившемся дорожном происшествии водителя, обязана возместить потерпевшему причиненный вред.

Для получения выплаты необходимо:

  • водителю автомобиля в кратчайшие сроки известить о происшествии свою страховую компанию;
  • потерпевшему обратиться за выплатой, предоставив документы о ДТП, оформленные сотрудниками автоинспекции.

Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом

С каждым годом на дорогах нашей страны появляется все больше транспортных средств, как четырехколесных, так и двухколесных. Активность их появления присутствует в теплое время года, особенно это касается велосипедистов. Однако в этот период и увеличивается количество ДТП, так же связанных с водителями велосипедов. Велосипед признан экологичным и недорогим транспортом, который все набирает свою популярность среди населения.

Велосипедистов не обязывают сдавать на права, однако они так же являются полноценными участниками дорожного движения и несут полную ответственность за свои действия.

Водитель велосипеда не тратит свое время в пробках и ему не нужны специальные парковки, но он так же, зачастую попадает в аварии и причины могут быть абсолютно разными, начиная от игнорирования приоритета и нарушения ПДД, заканчивая банальными ситуациями, когда водители просто не заметили друг друга.

Действия

При возникновении ДТП с велосипедистом стоит сначала разобраться, нет ли пострадавших. Если есть травмированные люди, либо ДТП со смертельным исходом, то следует незамедлительно вызвать скорую помощь и ГИБДД, а до их приезда следует оказать первую медицинскую помощь, если есть такая необходимость. В случае, когда вред причинен только имуществу, участники дорожно-транспортного происшествия с участия волосипедиста должны руководствоваться следующими действиями:

  • выставить знаки аварийной остановки и  включить аварийные огни;
  • не убирать ТС с места аварии;
  • сделать подробные фото(расположения ТС, тормозной путь, наличие повреждений);
  • взять контакты очевидцев.

Далее участники дожидаются приезда сотрудников ДПС, составляют протокол и приступают к обсуждению урегулирования убытков.

Хоть и водитель велосипеда является полноправным участником дорожного движения, у него отсутствует полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), поэтому возмещение ущерба возможно только через суд или добровольно.

В случае, если расположение транспорта мешает другим транспортным средствам проехать, то проезжую часть следует освободить, сохранив при этом осколки и зафиксировав тормозной путь, если таковой был.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: 7 (499) 938-50-82 Москва; 7 (812) 425-68-16 Санкт-Петербург; 7 (800) 350-14-96 Бесплатный звонок для всей России.

Если в ДТП были пострадавшие, а водитель скрылся, то наказания могут быть следующие:

  • штраф или обязательные работы;
  • исправительные или принудительные работы до 1г.;
  • арест до 3-х месяцев;
  • лишение свободы.

В случае, если велосипедист скрылся с места аварии, то к нему применяются следующие меры:

  • лишение свободы;
  • штрафы;
  • расходы на ремонт и моральный ущерб.

Если видно, что водитель автотранспорта пытается скрыться, в этом случае нужно максимально собраться и запомнить госзнак, а так же опросить очевидцев и взять их контактные данные.

Сегодня большая часть ДТП оформляется по европротоколу, но с водителями велосипедов так делать нельзя из-за отсутствия у них страхового полиса. Обязательным условием при оформлении европротокола является наличие действующего полиса осаго у обеих сторон. Так что найти виновного могут только сотрудники ГИБДД или автотехническая экспертиза.

В случае ДТП с велосипедистом на пешеходном переходе ситуация более понятна. Велосипедисты обязаны пересекать пешеходный переход пешком при этом везти велосипед рядом с собой. Если нарушения со стороны двухколесного транспорта нет, то вина полностью лежит на водителе автомобиля. В том случае, если человек пересекал переход не слезая с велосипеда, то вина в ДТП лежит на нем, однако и полная ответственность с водителя не снимается.

Вина велосипедиста на пешеходном переходе зависит от соблюдения им ПДД и если он проезжает дорогу на красный сигнал, то заведомо нарушает и становится виновником.

Разберем ситуацию, в которой виновник ДТП с велосипедистом – водитель автомобиля.

При условии, что машина застрахована по ОСАГО, потерпевший вправе обратиться в страховую компанию виновника для получения выплат, предоставив при этом все необходимые документы.

В случае, когда страховка не покрывает полученный вред, либо предъявлен иск компенсации морального ущерба, владелец транспортного средства возмещает все из собственных средств добровольно или в порядке судебного урегулирования.

Если страховщик отказывает в выплате, либо удовлетворяет ее частично, гражданин имеет право потребовать страховое возмещение через суд.

Иногда водитель может быть освобожден от ответственности полностью или частично, если доказано, что авария произошла по умыслу самого потерпевшего, либо вследствие непреодолимой силы.

Когда вина в ДТП возлагается на водителя велосипеда, возмещение ущерба происходит по нормам гражданского законодательства, так как наличие страхового полиса у них не предусмотрено.

Компенсация ущерба осуществляется добровольно либо в судебном порядке. Если установлена вина обоих сторон, то судом определяется размер ответственности на основе степени вины каждого участника. Еще один случай, когда автомобиль застрахован по полису КАСКО, то потерпевший имеет право получить выплату со страховщика, который в порядке суброгации может взыскать уплаченные средства с велосипедиста.

Для полноценного понимания вопроса ДТП с велосипедистом во дворе разберем ситуацию. Водитель легкового автомобиля выезжает со двора на проезжую часть, при этом велосипедист передвигается по проезжей части в сторону машины, автомобилист не замечает велосипед и начинает выезжать.

Исход ситуации зависит от реакции обоих и их дальнейших действий. Если произошло столкновение, то вина лежит на владельце ТС. Хотя по факту виноваты оба, потому что по сравнению с автомобилем у велосипеда высокая посадка и ему проще заметить помеху и предотвратить ДТП.

Практически во всех авариях во дворах виновником признается именно водитель машины, потому что автомобиль считается средством повышенной опасности, лишь изредка удается доказать свою невиновность.

Вообще езда по тротуару велосипедисту разрешается, но не приветствуется, веллеры должны передвигаться по отведенным дорожкам, либо по крайней правой полосе, так же допускается езда по обочине, если не создается помех пешеходам. Связаны такие правила с высоким травматизмом при наезде велосипедов на пешеходов.

Но как быть в случае с автомобилем? Допустим, автовладелец выезжает с прилегающей территории, в то время как двухколесный транспорт едет по тротуару и чаще всего видимость затруднена из-за зеленых насаждений, технических установок и т.д.

На первый взгляд уступить дорогу обязан автомобилист, так как он пересекает движение велосипеда, но с другой стороны, руководствуясь правилами, велосипедист обязан спешиться и действовать по правилам ПДД.

При совершении такого вида ДТП, где велосипед протаранил автомобиль сбоку при движении по тротуару, сотрудники ГИБДД могут принять любую сторону. Вина с владельца автомобиля будет снята, если он докажет что заранее не мог предугадать появление помехи.

При нарушении правил дорожного движения для водителей велосипедов применяется административное наказание. А именно:

  • статья 12.29ч.2 – нарушение ПДД в процессе движения, предусматривает штраф 800 рублей или предупреждение
  • статья 12.29ч.3 – нарушение в состоянии алкогольного опьянения со штрафом от 1000 до 1500 рублей, а так же штраф в размере 1500 рублей, если нанесен вред легкой или средней тяжести.

Ущерб по ремонту автомобиля, либо моральный ущерб при ДТП взыскиваются с водителя велосипеда в судебном или добровольном порядке.

По данным Госавтоинспекции за 2015 год с января по декабрь всего произошло 184000 ДТП из них аварий с велосипедистами 5094, при этом погибло 414 человек и 4830 ранены.

Более свежие данные за 2016 год гласят о 173500 ДТП в целом по стране, из них 5063 с участием велосипеда, 384 человека погибло и 4813 получили ранения. Глядя на показатели, можно сказать, что количество аварий заметно снизилось, но цифры все равно приводят в ужас.

Статистика так же гласит о том, что самый пик аварийности приходит на пятницу-субботу в период времени с 17:00 до 20:00.

Нередко встречаются случаи, когда после ДТП велосипедист попросту скрывается с места аварии, чаще всего это происходит, если он сам и виноват. В этом случае водителю необходимо как можно лучше запомнить какие-нибудь приметы, опросить очевидцев, взяв у них координаты. Хорошо, если у кого-то есть видеорегистратор с записью аварии и в самом автомобиле он так же установлен. Обязательно вызвать ГИБДД, подробно составить протокол и зафиксировать такие данные:

  1. Точное время аварии;
  2. Место ДТП с велосипедистом и расположение ТС;
  3. Дорожную разметку, знаки, светофоры;
  4. Повреждения авто;
  5. Контакты свидетелей и их показания;
  6. Приметы велосипеда и его водителя;
  7. Наличие записи с регистратора.

К сожалению, когда оформлен только полис ОСАГО, ремонт автомобиля осуществляет сам владелец. Если «беглеца» найдут, то ему присваивается штраф в размере 1500 рублей и возможен арест на 15 суток, помимо того, что водитель автомобиля будет взыскивать моральный и материальный ущерб.

Автомобиль двигался по проезжей части по правой полосе между населенными пунктами со скоростью 50 км/ч, такая манера езды обуславливалась плохим дорожным полотном. Впереди на расстоянии 100 м двигался велосипедист в том же направлении, но по левой полосе. Когда автомобиль почти поравнялся с велосипедом водитель двухколесного транспорта резко повернул направо, прямо под машину.

Автовладелец резко затормозил, но это не спасло от наезда на второго участника движения. В результате ДТП велосипедист упал, разбив при этом колено и его транспорт получил значительные повреждения в виде погнутой рамы и колеса. Автомобиль так же получил ущерб в виде разбитой решетки радиатора и сколов на бампере.

Прибывший отряд ДПС ознакомился с данными регистратора и показаниями обеих сторон, выяснилось, что невнимательность велосипедиста обусловлена алкогольным опьянением и прослушиванием музыки в наушниках. Водителю двухколесного транспорта выписали штраф в размере 1500 тысячи рублей, так как авария произошла по его вине.

Действия

Статистика ДТП с велосипедистами в 2019 году

5/5 (1)

Столкновение велосипеда и автомобиля является дорожно-транспортным происшествием. Когда такое случается, участники должны осуществить определенные действия, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090.

Запомните! Существует регламентированный механизм действий:

  • осмотреть всех участников ДТП на предмет наличия повреждений;
  • в случае необходимости позвонить в скорую помощь;
  • в тех ситуациях, когда водитель (выступающий в роли виновника ДТП) пробует скрыться, нужно зафиксировать номерной знак его автомобиля;
  • позвонить в ГИБДД;
  • нельзя осуществлять какие-то действия в отношении транспортного средства, участвовавшего в ДТП (ответственность за это установлена статьей 12.27 КоАП);
  • постараться найти свидетелей, которые видели произошедшие события;
  • снять на фотоаппарат место происшествия;
  • зафиксировать полученные травмы;
  • встретить сотрудников ГИБДД;
  • поспособствовать процессу правильного составления протокола;
  • направить претензию о возмещении понесенного ущерба;
  • в случае необходимости подать иск в судебный орган.

Возникновение дорожно-транспортного происшествия – нередкое явление, к тому же виноватой стороной может оказаться каждый из участников аварийной ситуации. Поэтому участники дорожного движения должны знать правовую сторону вопроса.

Кто виноват

В первую очередь, когда происходит ДТП, нужно установить виновника. Тем более при появлении разногласий относительно повреждений и понесенного ущерба.

Виновником  по причине невнимательного или пренебрежительного отношения к остальным участникам движения может являться как водитель, управлявший автомобилем, так и сам велосипедист.

Для того чтобы определить виноватую сторону аварии, надо знать вероятные причины столкновения. Различное восприятие передвижения по проезжей части может привести к непредвиденным обстоятельствам.

Учтите! Частыми причинами являются:

  • небезопасный поворот участника движения направо;
  • проезд велосипеда по тротуару;
  • отсутствие светоотражателей и фонарей;
  • проезд на велосипеде пешеходного перехода;
  • неожиданные маневры велосипедиста;
  • водитель автомобиля не уступает дорогу на перекрестке.

Могут быть и другие причины, ведь все предсказать не представляется возможным. Кроме того, часто отдельно рассматривают причины столкновений по вине велосипедиста, отдельно по вине автомобилиста.

 ДТП с пострадавшими – что грозит виновнику?

При выезде из двора

Ситуация может выглядеть следующим образом. Из проулка между зданиями на дорогу выезжает машина. Одновременно с этим по дороге недалеко от припаркованных у бордюра автомобилей передвигается велосипед.

Автолюбитель из-за низкой посадки не замечает велосипеда и выезжает на дорогу. Далее все зависит от скоростного режима этих объектов, их реакции и других обстоятельств.

На вопрос, кто виновен в аварии с велосипедистом в такой ситуации, можно однозначно ответить – водитель. Поэтому велосипедист имеет право рассчитывать на возмещение вреда.

Тем не менее, по факту виновны оба, ведь у велосипедиста по причине его более высокой в сравнении с автомобилем посадки была возможность избежать аварии.

Для всех разновидностей транспортных средств (к коим можно отнести и велосипед) на дорогах указаны полосы движения. В нашей стране с давних пор применяется правосторонняя схема движения.

Результат такого маневра может быть крайне негативным, учитывая скорость передвижения транспорта на дороге.

Существует и другой пример аварий, в которых участвует велосипед. Велосипедист движется по тротуару. Из проулка между зданиями выезжает машина.

У автолюбителя зачастую в таких ситуациях затруднен обзор – высокими растениями, постройками, баннерами и другими объектами.

В итоге случается столкновение, результатом которого будет вред, нанесенный не только транспортным средствам, но и людям. Тем более это грозит не имеющему серьезной защиты велосипедисту.

Обратите внимание! В произошедшем событии виновником может быть любой участника ДТП. С одной стороны, машина при выезде на дорогу обязана пропустить велосипед, передвигающийся по тротуару. С другой стороны, передвижение велосипедиста по тротуару не должно препятствовать передвижению других объектов.

Однако часто виноватым признают велосипедиста. Ведь водитель машины даже при небольшой скорости передвижения между дворами не смог бы остановиться перед велосипедом, появившимся внезапно со стороны тротуара.

Посмотрите видео. Велосипедист в ДТП: что делать, как помочь?

Как правило, аварии на пешеходном переходе с участием велосипедов происходят из-за того, что они желают быстро проехать это место, вместо того чтобы слезть с велосипеда на тротуаре и перейти «зебру» пешком.

Законодательство в таких ситуациях, как правило, стоит на стороне водителя автомобиля. Хотя существуют и исключения.

На остановке

Это, вероятнее всего, одна из самых трудных ситуаций, так как определить, кто в ней является виноватым, а кто пострадавшим, не представляется возможным.

 Бесплатные консультации юристов по ДТП.

Можно привести следующий пример. Общественный транспорт совершает остановку для того чтобы высадить/посадить пассажиров на отведенном для этого участке проезжей части.

Велосипедист производит объезд этого транспортного средства. До того, как он завершает маневр, общественный транспорт также начинает передвижение.

Велосипедист тем самым блокируется с правой стороны общественным транспортом, а с левой – автомобилем, движущимся по соседней полосе. Дальнейший ход событий зависит уже от действий каждой из сторон.

Если в столкновении с велосипедистом виноват водитель машины, то ответственность может быть назначена в рамках статьи 12.27 КОАП или статьи 264 Уголовного кодекса РФ.

В зависимости от тяжести нанесенного ущерба в отношении виноватой стороны может быть наложен арест на пятнадцать суток или лишение водительского удостоверения на срок до 1,5 лет.

Учтите! Если виновник покинул место происшествия или пострадавшие получили серьезные повреждения, то возможны следующие разновидности юридической ответственности:

  • штрафные санкции;
  • принудительные либо исправительные работы на срок до двенадцати месяцев;
  • арест на срок до девяноста суток;
  • лишение свободы.

Если же ДТП завершилось смертью, виновник происшествия с велосипедистом может получить тюремное заключение, однако если правонарушение было произведено непреднамеренно и прежде у виновника судимости не было, то заключение вероятнее всего будет заменено на условный срок.

Судебная практика

В качестве примера можно привести следующую ситуацию: машина передвигалась по проезжей части между городами в крайней правой полосе со скоростью примерно пятьдесят километров в час (по причине плохого качества дороги).

Перед транспортным средством на расстоянии около 100 метров ехал велосипедист, причем, не соблюдая правил, по левой полосе. Когда оба участника движения поравнялись, велосипед неожиданно повернул на правую полосу и «подрезал» машину.

Водителю автомобиля пришлось осуществить экстренное торможение, однако, из-за маленькой дистанции случился наезд на велосипедиста.

 Штраф за оставление места ДТП.

Велосипедист получил легкие травмы и повреждения своего велосипеда. У автомобиля был серьезно поврежден бампер и решетка радиатора.

Сотрудник ГИБДД, приехавший на место инцидента, осуществил осмотр, после чего посмотрел запись регистратора, расположенного в салоне машины и выписал штраф велосипедисту, пребывавшему в состоянии алкогольного опьянения.

В результате обошлось без серьезного вреда, как для здоровья, так и для собственности, но так случается далеко не всегда.

Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно!

Или позвоните нам по телефонам:8 (499) 322-73-27Москва, Московская область

8 (812) 507-82-87Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 551-71-02Федеральный номер для других регионов России

Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме.

Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.

5/5 (1)

При выезде из двора

Экологичный, недорогой, простой в использовании велосипед приобретает всю большую популярность в качестве повседневного транспортного средства.

Вместе с этим возрастает и количество аварийных ситуаций с участием велосипедистов.

Госавтоинспекция опубликовала статистику дорожно-транспортных происшествий в России за период с начала 2019 года по апрель.

С участием велосипедистов произошло 555 ДТП. Эта же категория происшествий дала самый большой прирост – плюс 39.4% по сравнению с прошлогодними показателями.

Действия при ДТП с участием велосипедиста

При возникновении ДТП с велосипедистом стоит сначала разобраться, нет ли пострадавших.

Если есть травмированные люди, либо ДТП со смертельным исходом, то следует незамедлительно вызвать скорую помощь и ГИБДД, а до их приезда следует оказать первую медицинскую помощь, если есть такая необходимость.

Ответственность за наезд на велосипедиста

Если автомобилист совершил наезд на велосипедиста, то он будет привлечен к административной ответственности в виде штрафа при наличии вины. Размер штрафа в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения. Наезд причинил потерпевшему:

  • легкий вред здоровью: штраф от 2 500 до 5 000 руб. или лишение прав на 12 — 18 месяцев;
  • вред здоровью средней тяжести: 10 000 – 25 000 руб. или лишение прав на 18 — 24 месяцев.

Если потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью, смерть, стойкая утрата трудоспособности либо потерпевшая – беременная женщина, утратившая ребенка в результате ДТП, в этих случаях возбуждается уголовное дело.

Уголовная ответственность за преступления, связанные с управлением автомобилем, предусмотренными ст. 264, Уголовного кодекса РФ и могут повлечь наказание до 9 лет лишения свободы с лишением права управлять ТС.

Степень утраты здоровья и трудоспособности определяет специальная медицинская экспертная комиссия по результатам лечения потерпевшего. В момент ДТП об этих обстоятельствах ничего не известно. Сама процедура привлечения к ответственности виновника возбуждается после окончания лечения потерпевшего.

Административное наказание назначается постановлением должностного лица Госавтоинспекции. При несогласии привлекаемый к ответственности может обжаловать его в суд. Привлечение к уголовной ответственности производиться только через суд.

После определения вины и меры ответственности обоих участников ДТП рассматривается вопрос о выплате и размерах компенсации причиненного вреда. Стороны могут договориться об этом полюбовно, составив, при необходимости, письменные соглашения или расписки. При не достижении согласия можно также обратиться в суд, в гражданском порядке.

Оцените статью
Помощь автомобилисту