Не устраивает сумма выплаты по осаго

Информация

Как изменения 2019 года отразились на выплатах по ОСАГО

За последнее время система обязательного автострахования значительно изменилась. Иными стали размеры выплаты по ОСАГО в 2019 году, тарифы и сама система расчета стоимости полиса немного изменилась.

Рассмотрим, как сегодня получить страховку, на какую сумму страхового покрытия может рассчитывать потерпевший в ДТП в случае ущерба здоровью и транспортному средству.

Изменения, которые касаются выплаты по полису ОСАГО в 2019 году, вступили в силу еще в 2018-м и коснулись системы компенсации убытков, ремонта и оформления полиса, сроков технического осмотра и компенсаций по страховке, а также стоимости ее приобретения. В 2018 г. появилась такая система компенсаций, как оплата ремонта.

Изменилось не только возмещение по ОСАГО, другими стали и сами бланки полисов. Теперь они защищены QR-кодом, что затрудняет их подделку и дальнейшие мошеннические действия со страховкой. Проверить подлинность документа можно теперь дистанционно.

Цена полиса формируется с учетом следующих обстоятельств:

  • региона, где проходит регистрация транспортного средства;
  • мощности двигателя автомобиля в л/с;
  • количества лиц, включенных в страховку;
  • возраста транспортного средства;
  • продолжительности водительского стажа лиц, допущенных к управлению автомобилем;
  • срока, на который оформляется страховка;
  • статуса владельца авто (является ли он физическим или юридически лицом).

Стоимость полиса изменилась и в связи с новыми правилами расчета коэффициента бонус-малус. Теперь, если водитель за 12 месяцев ни разу не попал в ДТП, он получает скидку при продлении страховки. Напротив, тот, кто часто нарушает правила дорожного движения и становится виновником аварий, заплатит в соответствии с новым тарифом большую сумму за переоформление полиса.

Вместе с повышением тарифов увеличились и лимиты компенсации по страховке.

К действующим на сегодняшний день действуют следующие нормы оценки ущерба от ДТП для возмещения по полису автострахования в 2019-м:

  • срок подачи заявления о страховом случае составляет 5 рабочих дней;
  • период действия полиса должен быть не меньше одного года;
  • срок подачи заявления с претензией в адрес страховщика (в том случае, если нарушаются сроки или вас не устроила сумма компенсации) — десять дней. Вместе с заявлением, в котором изложена суть ваших требований, следует подать также отчет независимой экспертизы;
  • выплату страхового покрытия могут заменить денежные поступления в счет оплаты ремонта транспортного средства (в том числе напрямую в мастерскую, которая будет заниматься восстановительными работами, минуя владельца авто);
  • максимальная выплата зависит от того, пострадало ли в результате ДТП имущество потерпевшего, получили ли травмы участники аварии (и их тяжести);
  • в случае оформления аварии по европротоколу возмещение составит 100 тысяч рублей;
  • срок выплаты по ОСАГО составляет 20 календарных дней (за исключением праздников). В течение этого времени должен быть оценен ущерб, нанесенный транспортному средству в ходе ДТП.

До возмещения ущерба по страховке не следует ремонтировать автомобиль. Но если провести независимую экспертизу, по результатам которой будет оценен ущерб, вы можете передать машину в ремонт еще до того, как средства перечислит страховая компания.

Лимитом ответственности по автострахованию называется максимальная выплата по договору, которая выплачивается потерпевшему в результате ДТП. Виновник аварии не получает никакой компенсации.

Возмещение по страховке зависит от суммы, которая требуется пострадавшему в ДТП для покрытия полученного ущерба, и ограничивается законодательно.

Лимит на 2019 г. составляет

  • 400 тысяч рублей, если в ДТП пострадало имущество;
  • 500 тысяч рублей, если травмы получили участники аварии (в зависимости от степени ущерба здоровью, в том числе инвалидности потерпевшего);
  • 100 тысяч рублей, если ДТП оформляется по европротоколу (без привлечения сотрудников Госавтоинспекции).

Получить максимальную выплату можно в том случае, если понесенный в результате аварии ущерб превышает или равен лимиту ответственности.

Чтобы средства были перечислены страховой компанией, нужно своевременно продлевать действие полиса и оформить ДТП в соответствии со всеми законодательными требованиями. Если авария была незначительной (участников не более двух, нанесен только ущерб имуществу), выгоднее зафиксировать ее с использованием европротокола.

Несогласие с размером выплаты

Смоделируем случай: держатель полиса произвел все необходимые действия для процедуры получения компенсации и, собственно, ожидает перечисления средств на свой счет. Поступление на счет должно быть произведено в течение 30 дней.

Деньги приходят, все вроде бы в порядке, однако увидев количество поступивших средств, страхователь делает вывод, что их мало для покрытия ущерба. Страховые организации нередко проворачивают такой ход, однако лишь небольшое количество держателей полиса решают добиваться справедливости.

Процедура эта не быстрая, сложная, хоть в экономическом плане прибыльная. Несогласным с размером выплат рекомендуется действовать согласно определенному алгоритму.

Что влияет на размер выплаты в 2019-м

Рассмотрим подробнее, как рассчитывается стоимость выплаты по страховке в 2019 г. и что влияет на объем возмещения.

Величина страхового покрытия зависит от следующих обстоятельств:

  • нанесен ли ущерб жизни и здоровью потерпевшего или пострадало только его имущество (в том числе и варианты комплексного урона);
  • степень повреждений. Учитывается, как сильно пострадал автомобиль. Здесь возможны два варианта: транспортное средство можно отремонтировать или оно не подлежит восстановлению.
  • перечень повреждений. Он должен полностью соответствовать тем дефектам, которые перечислены в справках ГИБДД. В противном случае по формально отсутствующим повреждениям страховая компания не произведет возмещения. Чтобы этого не случалось, следует самостоятельно пойти в ГИБДД и вписать необходимые ответствующие дефекты, после чего отнести документ в СК;
  • производилась ли эвакуация транспортного средства, требуется ли оплата амортизации автомобиля;
  • износ автомобиля с учетом срока эксплуатации и деталей, которые требуется заменить;
  • мощность двигателя транспортного средства;
  • место происшествия и дополнительные обстоятельства аварии;
  • срок действия страхового полиса;
  • внешний вид автомобиля, его техническое состояние и рыночная стоимость до момента аварии.

Если стоимость ремонта автомобиля превосходит лимит (размер положенной компенсации), пострадавший все равно получает не более максимально предусмотренной суммы.  В досудебном порядке виновник ДТП не обязан компенсировать понесенные потерпевшим расходы. На этом этапе вопрос можно решить по договоренности.

Есть обстоятельства, которые могут препятствовать получению компенсации по страховке. Перечислим их: 

  • в салоне или багажнике транспортного средства находились вещества, опасные для людей и окружающей среды;
  • у лица, находившегося за рулем, не было водительских прав;
  • не был определен виновник аварии;
  • полис недействителен (истек его срок, или документ оказался поддельным).

Разумеется, каждая страховая компания стремится не терять своих средств, поэтому бытует мнение, что получить средства в полном объеме не получится. Отчасти этому мифу способствуют оценщики и юридические компании. Но не стоит забывать, что сами они, убеждая клиента в необходимости их услуг, также заботятся о своем заработке.

Страховые выплаты за ущерб в ДТП, оформленном по протоколу европейского образца, увеличены в два раза, с 50 до 100 тысяч рублей (при этом для Москвы и Подмосковья, С.-Петербурга и Ленинградской области лимит остался прежним – 400 тысяч рублей). Автомобилисты, попавшие в аварию, могут оформить документ без участия сотрудников ГИБДД.

Экземпляр заполняют как виновник аварии, так и потерпевший. После этого бумагу нужно направить страховой компании в течение 5 рабочих дней. Обязательное условие оформления европротокола – фотографирование места происшествия. До осмотра представителями страховой компании оба автомобиля, пострадавшие в ДТП, нельзя ремонтировать, чтобы были зафиксированы все полученные ими дефекты.

Участникам ДТП требуется зафиксировать все обстоятельства происшествия. Они должны быть переданы в автоматизированную информационную систему автострахования гражданской ответственности (необходимо использовать технические средства и ПО, которые предусмотрены законом).

Чтобы корректно оформить европротокол, нужно соблюдать следующие правила:

  • использовать шариковую ручку для внесения сведений об аварии;
  • при заполнении своей части протокола каждый участник вносит данные самостоятельно;
  • обоснованность корректировок должна подтвердить противоположная сторона;
  • протокол должен быть подписан как виновником аварии, так и потерпевшим.

Аудит от автоэксперта

В первую очередь нужно быть уверенным, что страховщик и вправду изменил сумму компенсации в свою пользу. Необходимо просмотреть итоги аудита, проведенного техническим специалистом. Разумеется, результатами проверки страховые организации делятся без особого желания. Однако на законодательном уровне прописано, все страхователи должны иметь возможность получения информации из вышеописанного документа.

При получении дубликата итогов экспертизы, сравните сумму, приписанную в нем, с суммой компенсационных выплат, которые вы получили. Если есть разница – есть и причина обращения с претензией к страховщику.

Если же разницы нет, есть два выхода:

  • Посчитать сумму компенсации достаточной.
  • Ходатайствовать о проведении еще одной проверки.

Проведение повторной проверки актуально только в случае выплаты страховщиком денег, и, разумеется, после того, как такая же экспертиза будет произведена. Если вас не устраивает размер компенсации, это не повод отказаться от траты этих денег. Использование возмещения возможно, так как иск будет подаваться по предмету недополученной суммы.

Таким образом, у вас на руках результаты экспертизы. Если опираться на представленную в ней информацию, страховая организация заплатила вам недостаточно. Торопиться и подавать иск в судебные инстанции – не единственный выход из ситуации. Для начала рекомендуем сделать попытку урегулировать вопрос в досудебном порядке.

По большому счету, решение вопроса без вмешательства судебных инстанций происходит «для успокоения». Если страховщик принял решение касательно размера выплат, маловероятно, что страхователь сможет повлиять на его решение.

Начиная с 2014 года подача иска в судебные инстанции допускается только после попытки урегулирования вопроса мирно. Подача досудебной претензии должна быть выполнена в двадцатидневный срок с того времени, как истечет срок, во время которого страховщик должна оплатить возмещение ущерба. Если страхователь не успел уложиться в заданный срок, то это будет считаться нарушением процесса досудебного разбирательства.

Предоставлять страховщику претензию можно как самостоятельно, так и заказным письмом с уведомлением. Претензия составляется в количестве двух штук.

Что должно быть в претензии:

  • Информация о сторонах страхового договора, месте и времени его составления.
  • Информация о страхователе: ФИО, место регистрации, данные о банковском счете, контакты для связи.
  • Предмет претензии. Нужно внимательно расписать возникшую проблему: описать страховой случай, упомянуть размер страховой выплаты, описать итоги проверки от эксперта и тому подобное.
  • Мотивировка суммы выплат.
  • Описание сути требований с указанием времени их реализации.
  • Уведомление о ваших последующих действиях. Не забудьте написать, что в случае отказа от выполнения ваших требованиях, вы будете вынуждены искать помощи у судебных инстанций, в этом случае страховщик будет вынужден нести еще и дополнительные расходы, связанные с судебными процессами.

В некоторых случаях досудебной претензии может быть достаточно для получения полной суммы компенсации, так как довольно часто положительное решение принимается относительно страхователя, а не страховщика. Однако бывают и такие страховщики, которые не прочь потягаться в суде со страхователем. Если для вас актуальным является второй случай – смело обращайтесь в судебные инстанции.

Если досудебные претензии не возымели никакого действия на страховую организацию, найдите адвоката, который работает в этой сфере. Разумеется, вам никто не запрещает выступать в суде самому. Однако даже если вы считаете, что правда на вашей стороне, выступать самостоятельно просто-напросто бесполезно. Если в суде касательно вас будет принято положительное решение, все траты на адвоката переходят к страхователю.

Юрист окажет помощь в составлении иска, в соблюдении всех процессуальных требований, поможет собрать необходимую документацию.

Вдобавок к исковому заявлению нужно передать определенный список документации, представленный ниже:

  • досудебная претензия;
  • отказ от страховщика письменном виде;
  • выписку с банковского счета, с информацией о компенсационных выплатах;
  • результаты проведения проверки ТС и др.

Кроме этих документов предоставляется и стандартный пакет: паспорт транспортного средства, водительское удостоверение, страховка и тому подобное. Если после 1-го посещения суда страховая организация все так же отказывает в доплате недостающих средств, назначается повторная проверка. Итоги этой проверки и становятся главным фактором относительно принимаемого судом решения.

Давайте снова представим ситуацию, с какой суммой должен будет расстаться страховщик в случае победы страхователя в суде. Для простоты понимания почти все указанные числа будут по умолчанию показывать количество денег в рублях.

Страховщик заплатил страхователю 10 000. Общая сумма, необходимая к перечислению – 25 000. Следовательно, страховщик должен доплатить еще 15 000. Штрафные санкции за невыплату – 50 процентов от крайней суммы – 7 500. Не следует забывать и про штраф при просрочке, за месяц набежит 4 500. В итоге страхователь получает 37 000, и это без учета расходов на услуги юриста истца, различные пошлины и так далее.

Какие документы необходимо предоставить страховой компании

В большинстве случае страховщики делают выплаты по компенсации методами, описанными ниже:

  • Отправляют ТС, поврежденное в аварии в станции технического обслуживания, в чьих интересах занижение объема повреждений в предоставляемом отчете. В большинстве случаев это станции-партнеры страховой организации.
  • Попытки убедить страхователя в том, что ТС было повреждено еще до наступления происшествия. Если держатель полиса спрашивает об очевидно низкой сумме страховой выплаты, вполне вероятно, что страховщик ответит в духе «авто у вас возрастное, износилось» либо еще что-нибудь из этого же спектра. Не стоит обращать на это внимания, лучше следовать вышеизложенным рекомендациям.

Еще один отличный повод занизить сумму компенсации для страховщиков – тотальное разрушение ТС. В некоторых ДТП ТС приобретают настолько неподобающий вид, что выгоднее приобрести авто из салона, чем пытаться отремонтировать старое. И даже в этом случае страховые организации не прочь снизить сумму компенсации.

Разные страховщики определяют свои границы ущерба по-разному для определения тотального разрушения. Этой границей может быть и 70 процентов, и 85 процентов. Точные показатели тотального уничтожения ТС прописываются в страховом договоре.

Исходя из законодательства, максимальная сумма, на которую может рассчитывать страхователь, составляет 400 000. Эта ситуация тоже не обходится без внимания страховых организаций, как перспективная в отношении уменьшения суммы компенсаций. Если держатель полиса решает оставить себе обломки ТС, страховщик будет заинтересован в том, чтобы убрать цену на исправные детали из всего размера компенсации. Разумеется, это незаконно, так как такой метод работает с полисом от КАСКО.

Подводя итоги – не бойтесь обращаться в суд, если считаете, что ваши права нарушены. Страховая организация, это в первую очередь коммерческая организация, и заинтересована она в получении прибыли, а не в выплате страховых компенсаций. Главное – подойти к делу грамотно и соблюдать все вышеописанные рекомендации.

По закону сегодня можно получить вместо денежной компенсации от страховой компании средства на оплату ремонта. Такая процедура называется натуральной формой возмещения убытка. Сегодня она используется далеко не всеми водителями. Связано это с рядом обстоятельств:

  • в ходе ремонта могут использоваться неоригинальные запчасти;
  • существует практика ремонта пострадавших деталей вместо их замены новыми;
  • выделенных часов на проведение восстановительных работ может быть недостаточно;
  • повреждения нередко устраняют не полностью;
  • автовладельца может не удовлетворить качество проведенных работ.

Если вас не устраивает размер компенсации в счет оплаты ремонта, нужно обратиться в независимую экспертизу и сформировать претензию к страховой компании. В случае отказа следует решать вопрос через суд.

С страховые компании должны заключать договор с СТО в соответствии с действующим законодательством. Последние, в свою очередь, реализуют конкретный перечень услуг по восстановлению авто. Станции техобслуживания должны отвечать следующим требованиям:

  • располагаться на расстоянии в 50 и более км от места аварии и проживания владельца пострадавшего автомобиля;
  • срок проведения восстановительных работ не может превышать 30 дней;

Автовладелец имеет право отказаться от услуг СТО, предложенной страховой компанией, и выбрать сервис самостоятельно.

Если ремонт проводится за счет страховой компании, его стоимость определяется следующим образом:

  • производится оценка восстановительных работ. Их стоимость зависит не только от характера и степени полученных повреждений, но и от износа транспортного средства;
  • владелец выбирает СТО из предложенного списка организаций (если автомобиль на гарантии, работы могут выполнить дилерские центры);
  • в течение 30 дней транспортное средство должно быть восстановлено.

Оплату ремонта производит страховая компания.

Денежная компенсация возможна в следующих случаях:

  • когда автомобиль не подлежит восстановлению;
  • стоимость ремонта более 400 тысяч рублей, а доплачивать из собственных средств автовладелец не намерен;
  • восстановительные работы нельзя провести в отведенные сроки (30 календарных дней);
  • владелец обратился в РСА, который одобрил просьбу заменить оплату ремонта денежной компенсацией;
  • страховая компания и пострадавший в ДТП автовладелец сумели договориться между собой (соглашение должно быть оформлено письменно).

В страховую компанию нужно направить заявление вместе с пакетом оригинальных справок и копий документов. Полный комплект включает в себя следующие бумаги:

  • копию паспорта виновника аварии;
  • оригинал справки из ГИБДД;
  • копии документов на автомобиль;
  • извещение о дорожно-транспортном происшествии;
  • копия протокола о правонарушении или отказе в возбуждении административного дела
  • реквизиты счета, на который будут перечислена компенсация.
Оцените статью
Помощь автомобилисту