Что такое ОСАГО и зачем оно нужно

Информация

○ Стоимость ДСАГО.

ДСАГО – страховой продукт, стоимость и условия приобретения которого определяются страховой компанией самостоятельно. Его стоимость складывается из нескольких факторов: срок страхования, характеристики автомобиля, лимит ответственности, возраст водителя, его стаж.

Наибольшее значение для определения цены договора имеет тип автомобиля, а также характеристики водителей (возраст и стаж), размер выплаты.

Стоимость полиса ДСАГО рассчитывается также, как и ОСАГО, за тем лишь исключением, что базовая ставка определяется страховщиком самостоятельно.

Примерно, полис обойдется в сумму, равную 1,5% от общей страховой сумы. Если принять минимальное значение выплаты, равно 500000 рублей, полис, действующий 1 год, будет стоить в пределах 2000 рублей. Если условиями страхования предусмотрена максимальная выплата (15 млн руб.), то цена полиса возрастет в 10 раз и составит 20000 рублей.

Получить точную сумму стоимости полиса ДСАГО можно на сайтах страховых компаний.

Зачем нужен полис ОСАГО

Проще всего это объяснить на примере.

Например, водители неудачно запарковались на стоянке и один из автомобилей пострадал. Если оба участника имеют действующий полис ОСАГО, оба водителя получают преимущества.

Что представляет собой система ДСАГО и как ей пользоваться

Если ущерб не более 400 тысяч рублей, водители могут не вызывать сотрудников ГИБДД при нескольких условиях: пострадало всего две машины, нет раненых или погибших, обстоятельств ДТП не вызывают разногласий у участников и зафиксированы в извещении о ДТП. А если вызывают, то зафиксированы в некорректируемом виде с привязкой по ГЛОНАСС. Тогда водителям достаточно заполнить извещение о ДТП и направить в страховую компанию.

При этом выигрывают оба участника ДТП. Невиновному в ДТП водителю не придется взыскивать ущерб в суде. Виновному не придется компенсировать нанесенный ущерб. Если в ДТП пострадают еще и пешеходы, они тоже имеют право на компенсацию. Если пострадает дорожный знак или ограждение — страховая оплатит и этот ущерб.

От чего страхует ОСАГО. Полис покрывает ущерб, если будет причинен вред жизни, здоровью или имуществу потерпевших в ДТП. Вместо владельца автомобиля ущерб возместит страховая компания.

От чего не страхует ОСАГО. По полису не возмещают моральный вред и вред, причиненный в ходе учебной езды или соревнований. Если из машины выпадет груз и повредит другую машину или сломает ногу случайному пешеходу — выплат тоже не будет.

За повреждение антиквариата или культурных ценностей страховая компания тоже платить не будет — так что рядом с музеями за рулем нужно быть особенно осторожным.

Полный перечень причин рисков, которые не страхуют по ОСАГО, есть в статье 6 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС». Это не значит, что в таких случаях вред возместить невозможно. Сделать это можно двумя способами:

  1. Виновный все равно должен компенсировать ущерб. Он может сделать это добровольно. А если не согласен — ущерб придется взыскивать через суд.
  2. Оформить дополнительный страховой полис, например, если автомобиль участвует в соревнованиях.

Избранные статьи для автомобилистов

Как ездить без штрафов и не переплачивать за обслуживание машины — в нашей рассылке вместе с другими материалами о деньгах

Владелец обязан предоставить страховщику следующие документы:

  1. Заявление о заключении договора обязательного страхования. Бланк заявления заполняет страховая компания.
  2. Если транспортное средство еще не зарегистрировано в ГИБДД — документ о праве собственности на транспортное средство. Это может быть договор купли-продажи, дарения или свидетельство о праве на наследство. Если страхователь не собственник автомобиля — потребуется предъявить документ, который подтверждает право владения, например договор аренды.
  3. Если владелец — физическое лицо, потребуется паспорт или другой удостоверяющий личность документ. Если владелец — юридическое лицо, потребуется выписка из ЕГРЮЛ, а также документ, который подтверждает полномочия, например, доверенность от гендиректора.
  4. Регистрационный документ, который выдает орган, регистрирующий автомобиль, — например, ПТС или СТС. Если страховка оформляется на снегоход, трактор, экскаватор или любой другой транспорт, отнесенный к категории самоходных машин, ни ПТС, ни СТС у них нет, и ГИБДД их учетом не занимается. Для них нужно свидетельство о регистрации, которые выдает Гостехнадзор. А для водителей таких машин вместо прав нужно будет предъявить удостоверение на право управления такой машиной.
  5. Водительское удостоверение. У водителей самоходных машин его нет — у них попросят удостоверение тракториста-машиниста. Для того чтобы вписать в полис дополнительных лиц, можно предоставить копии таких удостоверений.
  6. Диагностическая карта. Для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин потребуется свидетельство, что они прошли технический осмотр.

Составляют диагностическую карту на бумаге в двух экземплярах. Один выдают владельцу машины или его представителю. Второй — хранится у оператора технического осмотра в течение трех и более лет. Есть еще один экземпляр диагностической карты — электронный. Его направляют в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра. Он хранится в ней в течение пяти лет и больше.

Карта составляется не на владельца, а на автомобиль. Если владелец изменился — диагностическая карта действует, пока не закончится срок. Если ее потерять или испортить, а срок действия не вышел, проходить техосмотр снова не придется. Любой оператор технического осмотра может предоставить ее дубликат в день обращения. Это платная услуга — 10% от предельного размера платы за проведение технического осмотра.

Что такое ОСАГО и зачем оно нужно

Техосмотр нужен не всем. Новые автомобили в течение первых трех лет освобождаются от ТО — полис ОСАГО для них оформят без диагностической карты.

Пройти технический осмотр и получить диагностическую карту нужно до того, как будете оформлять полис ОСАГО
Пройти технический осмотр и получить диагностическую карту нужно до того, как будете оформлять полис ОСАГО

Фальшивые полисы бывают как на бумажных бланках, так и в электронном виде.

Раньше часто возле подразделения ГИБДД можно было встретить автомобили с логотипами известных страховых компаний. Водители оформляли там полисы, а потом выяснялось, что получить по ним возмещение невозможно — страховая компания бланки с такими номерами не оформляла.

Многие водители узнают о том, что их полис недействителен, только после ДТП. В этом случае им приходится и ремонт из своего кармана оплачивать, а иногда еще штраф — за то, что не было полиса ОСАГО.

Чтобы этого избежать, нужно сделать следующее:

  1. Искать страховую в интернете — не самый надежный способ. В интернете много сомнительных посредников. Кто-то из них действительно сотрудничает со страховой, а кто-то продает подделки. Если ищете страховку в интернете — обязательно проверьте компанию по официальному списку Российского союза автостраховщиков.
  2. Не покупайте бумажные полисы у сомнительных посредников. Проверьте на сайте страховой компании, есть ли у нее офис по адресу, где вы будете его покупать.
  3. Проверьте купленный полис по базе данных РСА. Вам нужно будет ввести вин-номер вашего автомобиля или регистрационный знак. Если полис настоящий — вы увидите отчет, где будет указан номер полиса и название компании.
  4. При проверке полиса в базе данных РСА обязательно посмотрите статус полиса. Если видите статус «находится у страхователя» — все в порядке. Если у полиса статус «находится у страховщика» — это значит, что посредник начал оформление полиса, но не перевел деньги в страховую компанию. В такой ситуации нужно связаться со страховой и сообщить им об этом.
  5. Условия страхования гражданской ответственности устанавливает государство. Если видите слишком дешевый полис или условия страхования с оговорками — перед вами, вероятнее всего, подделка.
Пример объявления о продаже поддельных полисов. ОСАГО на любую машину стоит 2000{amp}amp;nbsp;рублей, но по закону так не бывает. Продавцы честно пишут, что выплат по такому полису не будет
Пример объявления о продаже поддельных полисов. ОСАГО на любую машину стоит 2000 рублей, но по закону так не бывает. Продавцы честно пишут, что выплат по такому полису не будет

А вот добросовестных водителей, которые, сами того не зная, приобрели поддельный полис, закон защищает. Если выяснится, что поддельный бланк был утрачен страховщиком, а потом его использовали, чтобы оформить поддельный полис, — отвечать придется не водителю, а страховщику.

Пример из суда. Два автомобиля попали в ДТП. В выплате страховая отказала — заявила, что полис с таким номером она человеку не продавала. И вообще, такой полис продали другому человеку и в другом городе. Пострадавший попытался взыскать ущерб через суд напрямую с виновника, но ничего не вышло. Суд решил, что раз у водителя был полис, значит, он был застрахован и все вопросы — к страховой компании.

Дело дошло до Верховного суда. Он решил: то, что бланки кто-то несанкционированно использовал, не освобождает компанию от исполнения условий заключенного договора. Если бы компания подала заявление в полицию по утере бланков — никаких вопросов бы не было. А нет заявления — значит, ущерб оплачивать придется страховой компании. В результате дело направили на новое рассмотрение.

Процесс оформления дополнительной страховки не занимает много времени. Для ее получения клиент обязан предоставить действующий полис обязательной автогражданки, свое водительское удостоверение, свидетельство о регистрации автомобиля, ПТС и личные данные лиц, вписанных в ОСАГО в случае, если полис не является неограниченным.

Как формируется цена на ОСАГО

Стоимость ДСАГО зависит от типа выплат. Аккуратным водителям рекомендуется выбирать агрегатный вид. Он предполагает уменьшение последующих выплат на определенный процент. Полис с таким типом выплаты будет стоить меньше. Второй тип – неснижаемая сумма, она не будет уменьшаться, поэтому цена будет выше.

Второй способ сэкономить – купить полис с франшизой. Она обычно равна лимиту, установленному по ОСАГО. Сделано это для того, чтобы дополнительная страховка покрывала ущерб сверх определенного лимита.

Также можно зарегистрировать автомобиль в другом регионе, коэффициент для которого ниже, но для этого нужно самому иметь там регистрацию; не приобретать мощные машины; не попадать в ДТП.

Стоимость полиса ОСАГО зависит от базовых ставок и коэффициентов.

Методика расчета стоимости полиса жесткая. Но все равно есть способы сэкономить деньги:

  1. Водите аккуратно и не попадайте в ДТП. Безаварийное вождение на протяжении долгого времени может дать скидку до 50% на стоимость страховки.
  2. Не вписывайте в страховой полис тех водителей, которые не будут управлять автомобилем. Если в полис вписано несколько водителей — КБМ будет зависеть от того, у кого он самый высокий, как и коэффициент по стажу вождения.
  3. Соблюдайте все условия заключенного договора ОСАГО. Сообщайте страховщику только достоверные данные. Если наступит страховой случай, не пытайтесь исказить обстоятельства произошедшего. И ни в коем случае не пытайтесь провоцировать ДТП, чтобы получить выплату. Такие действия считаются грубым нарушением правил страхования. В таких случаях страхователю дополнительно начисляют повышающий коэффициент, а полис для него автоматически становится дороже.
  4. Не стесняйтесь просить скидку, если приобретаете полисы каско и ОСАГО в одной компании. Не исключено, что страховщик может пойти на уступки и снизить цену.

Условия договора

Основные условия обязательного страхования такие:

  1. Полис ОСАГО оформляется на год.
  2. Полис ОСАГО может выдаваться как в бумажном, так и в электронном варианте. Оба полиса равнозначны — оштрафовать, если нет бумажного полиса, а есть электронный, нельзя.
  3. Нужно указать личные данные владельца и страхователя. А если они изменятся — сообщить об этом.
  4. В полис можно вписать любое количество лиц, которые могут управлять автомобилем. Или оформить полис вообще без ограничений количества водителей.
  5. Полис ОСАГО можно оформить до регистрации автомобиля в ГИБДД. В этом случае представитель страховой компании не заполняет данные о государственном регистрационном знаке. Но после регистрации в ГИБДД нужно будет обратиться в страховую еще раз — они дополнят данные об автомобиле.
  6. Можно выбрать любую страховую компанию, которая специализируется в данной области. Она не может отказаться оформлять полис.
  7. Страхователь несет ответственность за информацию, которую он предоставляет страховщику.
  8. В некоторых случаях понадобится действующая диагностическая карта — она выдается после того, как автомобиль прошел технический осмотр.

Страховщик — это организация, которая имеет право страховать гражданскую ответственность. У нее должна быть специальная лицензия Центрального банка РФ.

Так выглядит лицензия. Если вы страхуете автомобиль в офисе — ее копия должна быть у сотрудников офиса. Если страхуете в интернете — такая лицензия размещается на сайте страховой компании
Так выглядит лицензия. Если вы страхуете автомобиль в офисе — ее копия должна быть у сотрудников офиса. Если страхуете в интернете — такая лицензия размещается на сайте страховой компании

Разберем ситуации, когда страховая компания может отказать в дополнительной выплате по полису ДСАГО. Данный полис возмещает ущерб от аварии только при столкновении автомобиля с другим автомобилем. В случае если транспортное средство было испорчено в результате действия непреодолимых обстоятельств, ущерб не возмещается.

Мошенничество при авариях широко распространено, поэтому обман легко определяется сотрудниками ГИБДД и страховой компанией. Если автомобиль был вдруг «случайно» угнан третьими лицами (которые не указаны в страховом полисе) и при этом попал в аварию, то никто не станет возмещать ущерб пострадавшей стороне. Гражданская ответственность застрахована только у лиц, перечисленных в действующем полисе автогражданки.

В общем виде список случаев, в которых не предоставляется страховая выплата по ДСАГО, выглядит так:

  • Умышленные действия застрахованного лица, в результате которых возникла аварийная ситуация;
  • Ядерный взрыв или повреждения в результате действия радиоактивных веществ;
  • Повреждения, нанесенные в результате военных действий;
  • Повреждения, нанесенные в результате массовых забастовок и митингов.

Что такое ДСАГО

Что включено в страховую сумму полиса ДСАГО?

  • Сумма нанесенного ущерба автомобилю потерпевшего;
  • Доход, который мог бы получить потерпевший в случае, если бы дорожно-транспортное происшествие не произошло;
  • Расходы, которые понесло невиновное лицо в результате дорожно-транспортного происшествия;
  • Издержки судебных тяжб при возникновении споров.

Полис добровольного страхования чаще всего имеет срок действия в 12 месяцев. Некоторые страховые компании могут его уменьшить до 3, 6 или 9 месяцев в зависимости от условий договора. Также страховая компания может досрочно разорвать соглашение, если выяснится, что клиент предоставил недостоверные данные.

Максимальный срок, в течение которого страховщик обязан возместить ущерб потерпевшему лицу, длится 20 дней. Если в указанный период выплата не была произведена, застрахованное лицо имеет право получить компенсацию за задержку. Она составляет 3% от полной суммы страховой платы, указанной в полисе ДСАГО. Помимо неустойки страховщик заплатит штраф государству, а также компенсирует все судебные издержки, если таковые имеются.

Ремонт автомобиля за счет страховой компании

ДСАГО предоставляют практически все страховые компании, которые продают полиса ОСАГО. Стоимость дополнительной страховки у них разная, в силу того, что тарифы устанавливаются ими самостоятельно, а не «спускаются сверху».

Самыми распространенными страховыми компаниями являются Ингосстрах, РЕСО и Согласие. Условия у них отличаются.

Ингосстрах

РЕСО

Согласие

Обязательно наличие ОСАГО, приобретенного в компании

Наличие действующего полиса ОСАГО

Полис ОСАГО должен быть куплен в СК «Согласие»

Страхование авто, не указанного в полисе ОСАГО невозможно

Можно приобрести дополнительные услуги (например, аварийный комиссар, скорая помощь и другие)

Оформляется вместе с ОСАГО

Длительность полисов ОСАГО и ДСАГО совпадает

Круглосуточная поддержка страхователей

Стаж и возраст водителя на стоимость почти не влияют

Договор заключается только с собственником

Ущерб возмещается без учета износа

Стоимость полиса ДСАГО примерно одинаковая. Разница составляет около от 100 до 2000 рублей (самая большая разница по максимальной выплате, в РЕСО такой полис обойдется в 5900 руб., а в Согласии – 3900 руб.).

В этом случае потерпевшему в заявлении о возмещении убытков нужно указать полное наименование СТО, ее адрес, место нахождения и платежные реквизиты. Страховщик при этом выдает потерпевшему направление на ремонт и оплачивает его.

Что делать, если качество ремонта не устраивает. В этом случае ответственность за срок ремонта на СТО и его качество несет страховщик, выдавший направление на ремонт. Он не сможет сказать — вам слесарь ремонт плохо сделал, к нему и обращайтесь.

А если Банк России будет получать от граждан жалобы и по ним либо самостоятельно более двух раз в течение года выявит нарушения страховщиком обязательств по восстановительному ремонту — он может ограничить возмещение причиненного вреда в виде ремонта. Страховщику в этом случае придется возмещать вред только деньгами.

Недостатки расширенного ОСАГО – существуют ли они?

Страховые компании сегодня с особым усердием продвигают всем своим клиентам идею о дополнительной страховке. Так ли это необходимо на самом деле, как описывают это страховые агенты? По статистике редко какая авария превышает ущерб в 120 тысяч рублей. Обычно аварии в черте города полностью покрываются обязательной автогражданкой. Даже для дорогих иномарок хватит стандартного полиса.

Кому же все-таки рекомендуется приобретать расширенную страховку?

  • Водителям-новичкам. Когда человек после окончания автошколы впервые оказывается один на один с автомобилем в условии города, он постоянно находится в стрессовом состоянии. Волнение, неумение применять знания правил дорожного движения в реальности притягивают на себя аварийные ситуации. В этом случае дополнительная страховка при крупной аварии поможет избежать судебных разбирательств.
  • Тем, кто часто ездит по скоростным автомагистралям с очень большим потоком машин.
  • Водителям-агрессорам. Для любителей агрессивной и опасной езды также будет полезно приобретение добровольной страховки, при регулярном нарушении правил дорожного движения она необходима.
  • Жителям крупных городов с высокой интенсивностью движения.

Чаще всего клиентами по услуге добровольного страхования становятся обычные опытные водители. Таким образом, страховая компания получает огромную прибыль. ДСАГО – самый безубыточный тип страховки.

Выплата по ДСАГО осуществляется в соответствии с правилами, которые приняты по ОСАГО. Для этого используется тот же пакет документации от пострадавшего, который в большинстве случаев должен обращаться к своему страховщику:

  • Удостоверение личности (гражданский паспорт или иной документ, который может его заменить) или его заверенная копия;
  • Страховой полис ОСАГО;
  • Договор ДСАГО;
  • Автомобильная документация на поврежденное ТС (СТС и ПТС);
  • Заявление на страховое возмещение (на имя своего страховщика);
  • Извещение страховщика о страховом случае (по стандартной форме);
  • Документация с места происшествия (справка о ДТП 154-Ф, копии необходимых дополнительных документов – постановление или определение об отказе по админнарушению, протокол осмотра, акт освидетельствования и т. п.);
  • Копия ОСАГО виновника происшествия (или основные данные его полиса);
  • Доверенность на представление интересов (при необходимости);
  • Финансовые реквизиты потерпевшего для перечисления возмещения (при безналичной выплате.

Процедура применяется также стандартная:

  • Страховщик ставится в известность о происшествии;
  • Собираются необходимые документы;
  • В положенные срок подается заявление, извещение и остальной пакет документации, авто предоставляется на осмотр;
  • При необходимости назначается независимая экспертиза от страховщика;
  • Получается страховая выплата;
  • При несогласии с суммой выплаты она оспаривается по очередности в претензионном или судебном порядке.

Являясь расширением и составной частью стандартного страхового договора, ДОСАГО его улучшает, нивелируя самый главный недостаток – ограниченные лимиты выплат за вполне демократическую оплату. Поэтому номинально у ДС прямых недостатков нет.

То есть условная бесполезность для опытных и аккуратных водителей. Ведь базовые лимиты на сегодня довольно значительны и основная масса происшествий покрывается в их объеме. Например, по статистическим данным ущерб подавляющего количества ДТП редко превышает 15-25 тыс. руб.

Некоторые причисляют к недостаткам ДС коммерческую составляющую, из-за чего СК вольны диктовать страхователям свои правила. Но то же самое имеется для КАСКО, к примеру, или иных необязательных страховых услуг – там подобное воспринимается естественно и к недостаткам не причисляется.

Наиболее интересный вопрос в отношении ДСАГО – кому оно действительно выгодно, и кто его покупает чаще всего. На этот счет можно услышать вполне справедливые мнения о полезности расширения лимита автогражданки для следующих категорий водителей:

  • Недавно окончивших курсы вождения или просто неопытных новичков;
  • Которым тяжело дается искусство безаварийного вождения долгое время;
  • Которые причисляются к невезучим, несмотря на весь опыт;
  • Жиганам – любителям скоростной или экстремальной езды;
  • С ослабленным вниманием и рефлексами, а также имеющих нарушения зрения;
  • У которых высок риск внезапной потери управления – сердечники и т. п.;
  • С низкой социальной ответственностью – мажоров, любителей выпить и т. п.;
  • Тем, у которых ТС имеет проблемы с ходовой частью или просто технически изношено;
  • Которым много приходится ездить в холодное время года;
  • Тем, кто проживает в крупных мегаполисах;
  • Мнительным личностям, для успокоения;
  • Тем, у кого имеется невысокий доход.

У перечисленных категорий водителей риск попасть в ДТП высокий. Но тут нужно учитывать и совокупность указанных пунктов.

Например:

  • Если у человека ослаблено зрение, но он живет в небольшом городке, ездит тихо, материальный доход средний – можно обойтись и без ДСАГО, т. к. вероятность серьезного ДТП низкая, а в крайнем случае имеющийся доход позволит решить проблему;
  • Если же в тех же исходных данных изменить город на крупный мегаполис и добавить необходимость частой езды зимой (на работу), то ДСАГО лучше купить, т. к. в больших городах много очень дорогих машин, даже средние повреждения которых могут потребовать сумм близких или превышающих 1 млн руб.

В некоторых источниках указывается на то, что менеджеры СК, из жажды выполнения плана и премиальных, всячески стращают своих клиентов. Они рассказывают им статистические ужасы по ДТП, ценам на запчасти авто премиум-класса, расписывают хлопоты, а также печальные результаты судебных процессов и т. п. Все для того, чтобы получить от водителя дополнительную оплату.

Действительно, страховщики нередко, сгущают краски в своих интересах, хотя то же самое мы постоянно видим по телевизионной и иной рекламе. Но критика в этом отношении касается в основном технической стороны. За возможность же причинения тяжких телесных повреждений вспоминается мало. А ведь они могут запросто потянуть на несколько миллионов.

Что, кстати, и подтверждает статистика. Согласно ее данным, основными покупателями ДСАГО являются не мажоры и выпивохи, а добропорядочные автомобилисты с большим опытом и высокими баллами безаварийного вождения.

Пока 10 дней не истекли — на нем можно ездить без страхового полиса. К административной ответственности за это не привлекут. Но и ущерб, который может причинить автомобиль за эти 10 дней, владельцу придется возместить из собственного кармана.

Период использования и срок страхования. В правом верхнем углу полиса ОСАГО есть графа «Срок страхования». Этот срок — 1 год.

Период использования обозначен в следующей графе. В нем указаны месяцы в течение срока действия договора, когда автовладелец будет пользоваться своим автомобилем.

В страховом полисе всегда указан срок страхования и периоды, в которые по страховым случаям возможна выплата
В страховом полисе всегда указан срок страхования и периоды, в которые по страховым случаям возможна выплата

Работает это следующим образом: если водитель планирует пользоваться автомобилем весь год, период использования совпадает со сроком страхования.

Но бывает ситуация, когда водитель эксплуатирует машину летом, весной и осенью, а на зиму ставит на стоянку и на дорогу не выезжает. Или планирует уехать в середине года в отпуск на месяц. В этом случае он может сэкономить. При заключении договора ему нужно указать, в какие периоды он не планирует использовать автомобиль. Стоимость полиса в этом случае уменьшится.

Заключить договор по ОСАГО можно минимум на три месяца.

ДОСАГО что это такое

Стандартный страховой полис или ОСАГО подразумевает страховую выплату величиной до 120 тысяч рублей. Остальные расходы на ремонт чужого поврежденного имущества владелец автомобиля должен выплачивать из своего кармана.

Полис ДСАГО расширяет возможности водителя: в случае ДТП он имеет право покрыть ущерб размером до 1 миллиона рублей. ДСАГО или полис добровольного не является обязательным, только по инициативе автовладельца может быть заключен договор со страховщиком об оказании дополнительных услуг при аварии. Помимо этого такой полис не может полностью заменить обязательную страховку, он является всего лишь дополнением или расширением.

Особенности ДСАГО

Так же как и ОСАГО, ДСАГО страхует не автомобиль застрахованного лица, а его гражданскую ответственность перед другими участниками движения. Таким образом, страховая выплата покрывает ущерб другого водителя. Для защиты собственного автомобиля приобретается другой вид страховки – КАСКО.

В отличие от ОСАГО полис ДСАГО не нужно постоянно возить с собой.

ОСАГО и ДСАГО – в чем их отличие друг от друга?

ОСАГО и ДСАГО – это варианты одного и того же вида страхования автогражданской ответственности. Оба они предполагают возмещение материального ущерба или телесного вреда пострадавшей стороне не виновником происшествия, а его страховщиком.

Вот как выглядит расшифровка расширенного страхования и обычного:

  • ДСАГО – добровольное страхование автогражданской ответственности;
  • ОСАГО – обязательное страхование автогражданской ответственности.

Как видите, отличия кроются в главном страховом принципе – добровольности или обязательности. Основная опция расширения ДСАГО предполагает возможность увеличения установленного законом (ст. 7, п. «а» и «б», ФЗ № 40) лимита страховых выплат на значительную сумму. Причем величину этой суммы выбирает сам страхователь из имеющихся у страховщика вариантов.

Брать ли ДСАГО

Водитель должен понимать, что ДСАГО (далее ДС) является именно расширением услуги ОСАГО, а не отдельной страховой услугой. Например, есть всем известное международное ОСАГО («Зеленая карта») и у СК это обособленная услуга со своим полисом ее подтверждающим. Точно так же, как в услуге по КАСКО, страховке от несчастных случаев в дороге, страховке от поломок транспортного средства (далее ТС) и т. п.

Правила оформления е-ОСАГО

Раньше ОСАГО оформляли только на бумажных бланках. Чтобы его оформить, нужно было самому идти в офис, стоять в очередях и тратить время.

Вся разница — в процедуре. Можно самостоятельно заполнить форму на сайте страховой компании и никуда не ходить.

Так выглядит форма для заполнения заявки на сайте Тинькофф-страхования
Так выглядит форма для заполнения заявки на сайте Тинькофф-страхования

Страховщик проверит правильность введенных данных, посчитает стоимость полиса и выставит счет. Оплатить его тоже можно без визита в офис с банковской карты. А после оплаты полис отправят на электронную почту.

Раньше распечатку этого полиса нужно было возить с собой и предъявлять по требованию сотрудников ГИБДД. С 29 октября 2019 года возить с собой распечатку необязательно — полис можно предъявить в электронном виде. Сотрудники полиции сами смогут проверить, действителен ли он. Но в правила дорожного движения еще не внесли соответствующие изменения — там по-прежнему сказано, что водитель должен иметь при себе и по требованию сотрудников предъявить им либо полис на бланке, либо его распечатку на бумаге. Поэтому не торопитесь выбрасывать бумажные версии полиса — иногда они помогут избежать конфликтов с сотрудниками ГИБДД.

Процесс оформления

Оформить ДСАГО можно при заключении договора со СК (страховая компания) по поводу обязательного страхования гражданской ответственности. В одном случае в полисе обязательной автогражданки ставится отметка о заключении договора о добровольном страховании, во втором случае для ДСАГО создается отдельный бланк, где указан владелец автомобиля и его персональные данные. Какого-то строгого принципа заключения договора не предусмотрено.

Лучше всего добровольную страховку оформлять в том же месте, где был сделан полис обязательной страховки. При оформлении договоров в разных страховых компаниях могут возникнуть непредвиденные ситуации, что приведет к отказу в получении компенсации. При оформлении ДСАГО следует быть особо внимательным, потому что сама процедура не имеет четкого законодательного образца.

Правила предоставления дополнительного страхования регулируются государством. В них должны быть перечислены субъекты и объекты страхования, непосредственно сам договор, все возможные страховые ситуации, размеры компенсации, а также франшиза, установленные лимиты и премии. В заключаемом же договоре должны быть прописаны:

Нюансы оформления

Процедура оформления ДСАГО:

  1. Написание заявления страховщику с просьбой о заключении договора о добровольном страховании гражданской ответственности;
  2. Предоставление полного пакета документов (указаны выше);
  3. Оформление бланка ДСАГО и занесение персональных данных в графы;
  4. Оплата премии застрахованным лицом.

После прохождения процедуры оформления водитель на руках будет иметь оригинал полиса добровольной автогражданки, квитанцию об уплате пошлины страховой компании, правила ДСАГО и копию договора. Все вышеперечисленные документы сохраняются до возникновения аварийной ситуации или до истечения срока действия текущего полиса.

Что делать с ОСАГО после покупки

Если в результате ДТП пострадали люди, в происшествии участвовало больше двух машин, или ущерб, по мнению участников, может превышать 400 тысяч рублей, либо есть разногласия в обстоятельствах у участников ДТП — необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. В этом случае они сами оформят все документы и определят виновного.

На самом деле такого документа, как «европротокол» не существует. Участники ДТП заполняют извещение о ДТП, чтобы получить выплаты у страховых компаний, и самостоятельно в эти компании обращаются.

Так выглядит извещение о ДТП, которое я получил много лет назад, и так и ни разу им не воспользовался. Оно удобно для{amp}amp;nbsp;заполнения — бумага копировальная, заполняется два экземпляра сразу
Так выглядит извещение о ДТП, которое я получил много лет назад, и так и ни разу им не воспользовался. Оно удобно для заполнения — бумага копировальная, заполняется два экземпляра сразу

ДТП по европротоколу можно оформить в следующих случаях:

  1. В ДТП участвовало не более двух автомобилей.
  2. Авария произошла на территории РФ.
  3. Нет пострадавших в ДТП и погибших людей.
  4. Не пострадали личные вещи пассажиров и дорожные сооружения — например, знаки, ограждения.
  5. Стоимость ремонта пострадавшего автомобиля не превысит 400 тысяч рублей.
  6. У всех участников ДТП есть действующие полисы ОСАГО. А если один из участников иностранец — у него должен быть полис страхования «Зеленая карта».

Если ДТП соответствует всем этим пунктам — сотрудников ГИБДД можно не вызывать.

Тарификация и выплаты по ДСАГО

В связи с чисто коммерческой направленностью ДСАГО, некоторые страховщики применяют условия, обычно характерные для полисов КАСКО.

Если условия предполагают неагрегатные выплаты (неснижаемое расширение), то они производятся просто в рамках прописанных в договоре лимитов (базового и расширенного) при каждом страховом случае с одинаковой схемой расчетов.

Если же в условиях ДСАГО прописывается агрегатная форма выплат (снижаемое расширение), то они осуществляются по пропорционально-уменьшающей схеме. Это означает, что для покрытия ущерба с использованием лимита расширения ДС, его сумма не будет постоянной – она пропорционально уменьшается с каждым страховым случаем на сумму произведенных дополнительных выплат.

Вот поясняющий пример:

  • Первое в страховом году ДТП имело ущерб «по железу» для пострадавшего в 650 тыс. руб.;
  • Виновник был застрахован по ДСАГО на 300 тыс. руб.;
  • Для покрытия части ущерба 400 тыс. руб. берется из базового лимита ОСАГО;
  • Для покрытия части ущерба по недостающей сумме в 250 тыс. руб. используется расширяющий лимит ДС в 300 тыс. руб.;
  • По агрегатному расчету лимит ДС уменьшился на 250 тыс. руб. (осталось 50 тыс.);
  • Второе в страховом году ДТП имело ущерб «по железу» для пострадавшего в 500 тыс. руб.;
  • При этом 400 тыс. будет выплачено по ОСАГО, 50 тыс. по ДСАГО, а 50 тыс. рублей придется заплатить виновнику, т. к. его агрегатный лимит исчерпался.

Так как величину страховой выплаты клиент устанавливает самостоятельно, разные страховые компании имеют, соответственно, различные цены на ДСАГО.

В некоторых страховых компаниях коэффициент стоимости полиса будет зависеть от технических характеристик автомобиля, возраста и стажа страхуемого лица.

Государство не регулирует полисы добровольной страховки. Страховщик имеет возможность самостоятельно высчитывать дополнительную сумму, которая полагается автовладельцу в случае автокатастрофы. Минимальный размер страховой компенсации устанавливается на отметке в 100 тысяч рублей. В зависимости от определенных условий и желания клиента сумма страхования может изменяться. Если и сумма ДСАГО не смогла покрыть причиненный ущерб, то застрахованное лицо осуществляет доплату потерпевшему из своего кармана.

С 2017 страховые компании имеют право направлять потерпевших в ДТП на ремонт вместо выплаты деньгами. Если автомобилю менее двух лет, страховая компания обязана отправить ее только к официальному дилеру.

Максимальная сумма страховой выплаты. Максимальная страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

  1. В части возмещения вреда, который причинен жизни или здоровью каждого потерпевшего — 500 000 Р.
  2. В части возмещения вреда, который причинен имуществу каждого потерпевшего — 400 000 Р.

Эта сумма не зависит от числа страховых случаев в течение срока действия договора обязательного страхования.

Порядок возмещения по ОСАГО

Куда обращаться за возмещением по ОСАГО. Нужно будет обратиться в свою страховую компанию. А в некоторых случаях можно обратиться и в компанию виновника — например, если пострадал пешеход или причинен вред дорожному имуществу. Там вас попросят написать заявление об убытке по форме компании. А еще снимут копии документов на автомобиль или попросят их электронные копии.

Что такое «прямое возмещение убытка» по ОСАГО. Это означает, что обращаться за возмещением ущерба надо в свою страховую компанию, если соблюдаются следующие условия:

  • в ДТП пострадали только транспортные средства, которые перечислены в подп. «б» п. 1 «а» статьи 14.1 закона об ОСАГО;
  • при ДТП столкнулись два и более транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законом об ОСАГО.

С 2007 года искать страховую компанию виновника и подавать туда документы не нужно.

Что относится к страховому случаю. Происшествие относится к страховому случаю, когда нанесен ущерб автомобилем, застрахованным по договору, и присутствуют как виновник, так и пострадавший. Это обязательное условие.

Сколько ущерба покрывает ОСАГО. Выплаты зависят от причиненного ущерба. Если в ДТП пострадали люди, выплаты могут быть до 500 000 Р каждому пострадавшему. В этом случае ДТП оформляют только через ГИБДД. А если люди не пострадали — сумма выплат по европротоколу в 2019 году составляет 400 000 Р при фиксации данных о ДТП в электронном виде.

Отказ от компенсации по ОСАГО

Когда страховая компания может отказать. Страховщик может не платить в следующих случаях:

  1. Если наступит страховой случай вследствие ядерного взрыва, радиации, народных волнений всякого рода и пр.
  2. Если страховой случай наступил из-за умысла выгодоприобретателя — например, водитель умышленно совершил ДТП, чтобы получить выплату.
  3. Если к страховщику предъявили требование о выплате страхового возмещения, но представлены не все необходимые документы. И лицо, которое предъявило данное требование, настаивает на выплате ему страхового возмещения, но не может доказать, что страховой случай наступил и какого размера должно быть возмещение.

Этот перечень — исчерпывающий. По другим основаниям отказать в выплате нельзя.

На сайте финансового уполномоченного есть форма для подачи обращения, но не спешите писать ему напрямую. Если есть разногласия — направьте страховщику письменное заявление. Страховщик его рассмотрит и сам передаст на рассмотрение в службу финансового уполномоченного.

Финансовый уполномоченный занимается досудебным урегулированием споров между финансовыми организациями и их клиентами. В этом случае можно избежать обращения в суд. Обращения потребителей финансовый уполномоченный рассматривает бесплатно.

Он может рассмотреть следующие вопросы:

  • о неисполнении обязательств по договору ОСАГО;
  • о несогласии потерпевшего с размером страховой выплаты;
  • о несоблюдении СТО срока передачи потерпевшему отремонтированного автомобиля;
  • о нарушении иных обязательств по проведению ремонта автомобиля.

По результатам рассмотрения финансовый уполномоченный принимает решение, и страховщик должен его обязательно исполнить. Но если страховщик или страхователь не согласны с решением — они могут оспорить его в суде.

Что делать, если страховая компания развалилась. В этом случае вы все равно получите страховые выплаты. Для этого нужно обратиться в РСА — Российский союз автостраховщиков. Он берет на себя ответственность по компенсационным выплатам пострадавшим в ДТП в счет возмещения жизни или здоровья в следующих случаях:

  1. Если ответственность виновника была застрахована в компании, которая на момент выплаты стала неплатежеспособной из-за отзыва лицензии или банкротства.
  2. Если виновник происшествия не установлен.
  3. Если у виновника ДТП нет полиса.

Выплаты в этих случаях сделают из специального резервного фонда, в который члены союза платят по 3% от собранных ими премий.

Есть ли у ДСАГО проблемы?

Да, есть и немаленькие. Выше уже упоминалось о том, что СК сейчас резко снизили предельные лимиты возмещений для расширения автогражданки. Главная причина этого – массовое мошенничество как простых граждан, так и юридических организаций полукриминального толка.

Еще совсем недавно в стране был бум возмещений по т. н. бесконтактным ДТП. Лукавые водители, сговорившиеся друг с другом, специально устраивали происшествие для получения возмещений с неоправданно завышенными требованиями и привлечением судебных органов. Если же на подобных аферах специализировалась организация, то там дело ставилось на поток, велось грамотно и с размахом: начиная от подбора машин и заканчивая привлечением профессиональных юристов с нечистой совестью.

Бороться с подобными явлениями тяжело, СК несли и несут от этого сейчас огромные убытки. Как вариант предлагалось кардинально повысить стоимость ДСАГО, но эксперты уверили, что это лишь отпугнет обычных клиентов, а мошенников не испугает. В настоящее время данный вопрос пытаются урегулировать до приемлемого уровня как сами СК, так и власти.

Подводя итоги статьи

  • ДСАГО не является отдельным страховым полисом, а расширяет возможности ОСАГО;
  • ДСАГО – это добровольное страхование, и оно не может быть навязано водителю в качестве обязательного приобретения;
  • ДС является коммерческим продуктом и условия по его приобретению определяет страховщик;
  • В расширении по ДС нет франшизы, но могут быть агрегатные выплаты;
  • Расчет стоимости расширения полиса основывается на базовых ценах СК и индивидуальных показателях страхователя;
  • Условия получения выплат по ДСАГО регламентируются общими с ОСАГО правилами;
  • Покупка расширенного полиса может быть оправдана для довольно большой категории водителей.
Оцените статью
Помощь автомобилисту