Транспортная травма. Судебно-медицинская экспертиза автомобильной травмы

Информация

статьи прочих сборников

Судебно-медицинская экспертиза при дорожно-транспортных происшествиях / Стешиц В.К. — 1976.

Распознавание основных видов автомобильной травмы / Матышев А.А. — 1969.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Мотоциклетный травматизм в судебно-медицинском отношении / Пермяков А.В. — 1969.

Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы / Солохин А.А. — 1968.

Установление направления переезда тела колесом автомобиля / Бурматов А.П. — 2008.

Травматическая декапитация и ампутация конечностей при столкновении автомобиля с пешеходом / Бурматов А.П. — 2008.

Новые возможности исследования наружного основания черепа при смертельной травме в салоне автомобиля / Шадымов А.Б., Новоселов А.С. — 2007.

1. Транспортная травма Судебно-медицинская экспертиза автомобильной травмы

В связи с эксплуатацией транспортной

техники определенные группы населения при

сходных обстоятельствах получают сходные

по характеру травмы. Совокупность этих

повреждений

травматизмом.

называют

транспортным

зависимости

видов

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

транспортных средств они систематизируются

следующим образом: наземный, подземный,

воздушный и водный транспорт.

проведении

судебно-медицинской

экспертизы эксперты хотя и не касаются

выяснения

причин

происшествий,

транспортных

профилактических

вопросов,

тем не менее широко пользуются термином

“транспортная

полученные

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

травма”.

Повреждения,

условиях

происшествий,

транспортных

отличаются

большим

морфологическим разнообразием. Нередко их

вызывают

разнообразные

повреждающие

факторы

Транспортная травма. Судебно-медицинская экспертиза автомобильной травмы

(механические,

термические,

химические),

рассматривать

Поэтому

целесообразно

транспортную

травму

Матышев А.А., Солохин А.А., Христофоров С.И., Сафронов В.А. Терминология и классификация автомобильной травмы

самостоятельной рубрике.

Травматизм

воздушном

транспорте

называют авиационной травмой, а на водном воднотранспортной травмой.

Но, как это нередко бывает, великие

открытия в науке и технике имеют свою

теневую

сторону,

несчастиями

оборачиваются

людей,

гибельными

процессами для экологии, а иногда даже

угрожают

самому

существованию

человеческой цивилизации и всей планеты в

целом, как это стало, например, с открытием

цепной

ядерной

реакции,

созданием

атомных, водородных, нейтронных бомб и

накоплением огромного арсенала ядерного

оружия.

Первые

жертвы

автомобиля

были

зарегистрированы в Лондоне в 1896 году.

Фамилия одной из них Бриджжит Дрисколл.

Это была 44-летняя женщина, которую при

переходе ею улицы сбил автомобиль. Смерть

https://www.youtube.com/watch?v=upload

наступила на месте происшествия. Во время

суда

над водителем

один

свидетелей

происшествия заявил, что автомобиль двигался

с такой же огромной скоростью, как пожарная

телега, и с таким же грохотом. Водитель

опровергал это заявление, сказав, что его

машина

вообще

может

двигаться

скоростью более 7 миль в час. Никто не может

сказать,

будет

последней

жертвой

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

автомобиля. С того времени на дорогах Англии

погибло более 500 тысяч человек. Количество

жертв

автомобильного

транспорта

непрерывно растет. Соотношение погибших

мужчин и женщин составляет- 3-3,5:1.

Среди причин автомобильного травматизма

1. Превышение скорости.

2. Алкогольное опьянение водителей (по

данным разных авторов, от 25% до 50%

водителей

были

пьяными

момент

происшествия).

3. Нарушение пешеходами правил уличного

движения.

Виды автомобильной травмы и их

варианты

1. Травма от столкновения движущегося

автомобиля

человеком

(пешеходом,

велосипедистом, мотоциклистом).

2. Травма от переезда пешехода колесом

автомобиля.

Травма

водителя)

выпадения

(пассажира,

движущегося

автомобиля.

Возможные варианты травмы

а) с передней частью автомобиля;

6) с боковой частью автомобиля;

в) с задней частью автомобиля.

а) передним, задним или обоими

колесами одной стороны;

б) передними колесами, задними

колесами, передними и задними

колесами.

а) передним колесом;

б) задним колесом. От выпадения;

4. Травма от действия внутренних частей

салона автомобиля ( пассажира,

Водителя).

5. Травма от сдавления тела (пешехода,

водителя, пассажира) между частями

автомобиля и преградами.

6. Комбинированные виды травмы.

а) из кабины автомобиля;

б) из кузова автомобиля (вперед, в

сторону, назад);

От действия внутренних частей салона и

а) на водителя;

б) на пассажира переднего сидения;

в) на пассажира заднего сидения;

г) на пассажира салона и кузова.

а) двумя автомобилями;

б) автомобилем и другими транспортными

средствами;

в) автомобилем и неподвижными предметами

(стена, забор, парапет);

г) автомобилем и грунтом;

д) частями автомобиля (дверцей и рамой),

частями автомобиля и перевозимым грузом и

а) От столкновения движущегося автомобиля

с человеком и последующего его переезда

колесом;

б) от выпадения человека из движущегося

автомобиля и последующего переезда тела

колесом;

в) водителя и пассажира от действия

внутренних частей салона автомобиля и

последующего выпадения из машины

переезда колесом;

г) другие сочетания вариантов отдельных

Автомобильной

повреждения

травмой

(комплекс

причиненные

человеку

называют

повреждений),

наружными

внутренними частями движущегося автомобиля

или возникшие при падении из движущегося

автомобиля.

настоящее

время

общее

признание

получила классификация видов автомобильной

травмы, предложенная А.А. Матышевым, А.А.

Солохиным,

В.А.

Сафроновым

С.Н.

Христофоровым (1968), в основу которой

положены условия ее возникновения (табл. 35).

Наибольший вклад в изучение особенностей

повреждений,

автомобильным

Солохин.

возникающих

транспортом,

внес

травме

А.А.

Детальное изучение повреждений при

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

автомобильной травме позволяет выделять 3

1. Повреждения, специфические для того или

иного конкретного вида автомобильной травмы.

Повреждения,

характерные

автомобильной травмы и ее конкретных видов.

Повреждения,

нехарактерные

автомобильной травмы.

Специфическими

являются

контактные

повреждения, возникающие в момент соударения

части

автомобиля

телом

человека

отображающие форму, особенности поверхности,

а иногда и размеры частей и деталей автомобиля.

характерным

относят

повреждения,

наиболее часто возникающие в определенных

фазах разных видов автомобильной травмы и

обусловленные ее механизмами.

Нехарактерные для автомобильной травмы это такие повреждения, которые не имеют

перечисленных выше особенностей и присущи

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

воздействию других тупых твердых предметов.

Естественно,

наибольшее

судебно-

медицинское значение имеют специфические и

характерные повреждения, поскольку именно они

позволяют

судебно-медицинскому

эксперту

решать вопросы о виде автомобильной травмы,

условиях

взаимном

пострадавшего

механизмах

положении

возникновения,

автомобиля

момент

травмы,

виде

автомобиля и некоторые другие.

Автомобильная травма возникает в результате

нескольких определенных механизмов, когда на

тело человека одномоментно или в быстрой

последовательности воздействуют травмирующие

предметы.

1. Удар частями движущегося автомобиля, о

части автомобиля, покрытие дороги или

другие предметы.

2. Общее сотрясение тела в результате этих

ударов.

3. Сдавливание тела или его частей между

частями автомобиля и другими тупыми

твердыми предметами

4. Трение поверхности тела вследствие

скольжения его после полученных ударов

по автомобилю, дороге, при волочении.

механизмы

редко

воздействуют

изолированно, чаще они сочетаются (удар

сдавливание; удар сотрясение трение

и т.п.).

Травма от столкновения движущегося

автомобиля с человеком

Этот вид травмы встречается чаще других;

по данным разных авторов, он составляет от 32

всех

автомобильных

травм

смертельным исходом. Из них в подавляющем

большинстве

происходит

пострадавшего.

случаев

(70-80%)

боковую

Выделяют

наезд

поверхность

варианта

столкновения: передней частью автомобиля

(фронтальное),

боковой

частью

(тангенциальное) и задней частью автомобиля.

Механизм образования повреждений;

Соударение частей автомобиля с человеком;

Повреждение от удара частями автомобиля и

трения;

Падение тела на автомобиль;

Повреждения от удара телом об автомобиль;

Отбрасывание тела и падение его на дорогу;

Повреждения от удара телом о покрытие

дороги и предметы на ней;

Продвижение тела по дороге;

Повреждения от трения о покрытие дороги.

Местно

возникают

ссадины

различной

формы, кровоподтеки, ушибленные и рвано-

ушибленные

раны.

Некоторые

этих

повреждений можно считать специфическими для этого вида автомобильной травмы: ссадины

и раны, полностью или точно отображающие

форму и размеры таких частей автомобиля, как

ободки фар и подфарников, участки облицовки

радиатора, молдингов, бампера, фирменной

эмблемы на капоте, болтов и гаек и т.п.

Уровень расположения этих повреждений на

теле, как правило, несколько ниже указанных

частей автомобиля, т.к. в процессе торможения

передняя часть автотранспортного средства

прижимается к земле.

Из повреждений головы следует отметить

ссадины, кровоподтеки и ушибленные раны

мягких покровов, переломы костей свода и

основания черепа, ушибы головного мозга,

которые возникают как в месте контакта

головы с частями автомобиля, так и в области

противоудара. Ссадины, кровоподтеки и реже ушибленные раны могут образовываться на

спине, груди или животе (в зависимости от

того, на какую поверхность тела пришелся

удар). Наблюдаются закрытые переломы ребер,

локальные,

конструкционные,

возникающие от деформации изгиба.

В I и II фазах часто возникают повреждения

внутренних

органов.

воздействия

Вследствие

повреждения

ударного

виде

кровоизлияний под капсулу и паренхиму,

надрывов и разрывов органов грудной клетки и

живота локализуются всегда вблизи места

приложения силы. Повреждения от сотрясения

тела,

вызванного

сильным

ударом,

морфологически выражаются в надрывах и

разрывах

связочного

проходящих

них,

аппарата

сосудов,

кровоизлияниях

капсулы и в паренхиму органов, а при очень

сильных ударах- отрывах и размозжениях

органов.

В частности, в результате выраженного

гидродинамического

действия

очень

сильных ударах возможны разрывы полых

органов на стороне, противоположной месту

приложения силы.

третьей

фазе

(падении

грунт)

образуются ссадины, кровоподтеки, рвано-

ушибленные раны мягких тканей на другой

стороне тела, нежели в I и II фазах, Если тело

ударяется головой, то возможно возникновение

переломов костей черепа.

В четвертой фазе, при скольжении и трении

тела по грунту, могут возникать следы такого

скольжения в виде полосовидных ссадин,

стертости мягких тканей и костей, которые

располагаются на выступающих частях.

Повреждения при переезде (перекатывании)

тела колесом (колесами) автомобиля

Переездом называют перекатывание колеса

(колес)

автомобиля

через

диссертации, авторефераты диссертаций

Судебно-медицинская оценка степени вреда здоровью и дефектов оказания медицинской помощи на госпитальном этапе пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях: автореферат дис. … доктора медицинских наук / Губайдуллин М.И. — 2014.

Судебно-медицинская оценка степени вреда здоровью и дефектов оказания медицинской помощи на госпитальном этапе пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях: дис. … доктора медицинских наук / Губайдуллин М.И. — 2014.

Судебно-медицинская экспертиза повреждений и следов от воздействия объектов с резиновой следообразующей поверхностью / Сашко С.Ю. — 2014.

Установление расположения водителя и пассажира переднего сиденья в салоне легковых автомобилей, оборудованных современными средствами безопасности, при дорожно-транспортных происшествиях / Фокина Е.В. — 2009.

«Судебно-медицинская экспертиза»

повреждений

травматизмом.

называют

транспортным

зависимости

видов

проведении

выяснения

причин

происшествий,

транспортных

профилактических

вопросов,

“транспортная

полученные

травма”.

Повреждения,

условиях

происшествий,

транспортных

отличаются

большим

вызывают

разнообразные

повреждающие

факторы

(механические,

термические,

химические),

рассматривать

Поэтому

целесообразно

транспортную

травму

Травматизм

воздушном

транспорте

теневую

сторону,

несчастиями

оборачиваются

людей,

гибельными

угрожают

самому

существованию

цепной

ядерной

реакции,

созданием

оружия.

Первые

жертвы

автомобиля

были

суда

над водителем

один

свидетелей

машина

вообще

может

двигаться

сказать,

будет

последней

жертвой

жертв

автомобильного

транспорта

водителей

были

пьяными

момент

происшествия).

движения.

варианты

автомобиля

человеком

(пешеходом,

автомобиля.

Травма

водителя)

выпадения

(пассажира,

движущегося

автомобиля.

колесами.

Водителя).

сторону, назад);

а) на водителя;

средствами;

колесом;

колесом;

переезда колесом;

Автомобильной

повреждения

травмой

(комплекс

причиненные

человеку

называют

повреждений),

наружными

автомобиля.

настоящее

время

общее

признание

Солохиным,

В.А.

Сафроновым

С.Н.

повреждений,

автомобильным

Солохин.

возникающих

транспортом,

внес

травме

А.А.

Повреждения,

характерные

Повреждения,

нехарактерные

Специфическими

являются

контактные

части

автомобиля

телом

человека

характерным

относят

повреждения,

Естественно,

наибольшее

судебно-

позволяют

эксперту

условиях

взаимном

пострадавшего

механизмах

положении

возникновения,

автомобиля

момент

травмы,

виде

предметы.

другие предметы.

ударов.

механизмы

редко

воздействуют

и т.п.).

всех

автомобильных

травм

большинстве

происходит

пострадавшего.

случаев

(70-80%)

боковую

Выделяют

наезд

поверхность

варианта

(фронтальное),

боковой

частью

трения;

Местно

возникают

ссадины

различной

ушибленные

раны.

Некоторые

этих

локальные,

конструкционные,

внутренних

органов.

воздействия

Вследствие

повреждения

ударного

виде

тела,

вызванного

сильным

ударом,

разрывах

связочного

проходящих

них,

аппарата

сосудов,

кровоизлияниях

органов.

действия

очень

приложения силы.

третьей

фазе

(падении

грунт)

(колес)

автомобиля

через

тело

человека,

находящегося в горизонтальном положении.

самостоятельный

автомобильной

травмы переезд встречается редко, чаще он

сочетается с другими видами ее (столкновение

с движущимся автомобилем с последующим

переездом тела пострадавшего; выпадение из

кабины или кузова автомобиля с последующим

переездом и др.).

Составляет от 6 до 25% всех случаев

смертельной автомобильной трав мы, причем

чаще

наблюдается

переезд

грузовыми

автомобилями, т.к. после наезда и удара выше

центра тяжести тело пострадавшего падает на

дорогу.

Основными механизмами, вызывающими

повреждения при переезде являются: удар

движущимся колесом, сдавливание тела между

колесом и грунтом, трение о поверхность грунта

и колеса.

Направление движения колеса при переезде

через тело может быть различным: поперечным,

продольным, косым (под углом) по отношению к

длиннику.

Варианты переезда тела человека колесом

Полный переезд;

Неполный переезд (придавливание колесом);

Передним колесом (ами);

Задним колесом (ами);

Передним и задним колесами.

В момент въезда колеса на тело вследствие

вращения под него затягиваются вначале одежда, а

затем кожа, при этом возникает так называемый

“первичный щипок”, который представляет собой

широкую ссадину с отслойкой кожи от подлежащих

тканей (рис. 83).

Соударение вращающегося колеса с телом;

Продвижение и перемещение тела колесом;

Повреждения от удара и трения колесом;

Повреждения от трения тела о дорогу;

Накатывание колеса на тело;

Повреждения от сдавления тела между колесом и

дорогой;

Перекатывание колеса через тело;

дорогой;

Вторичное продвижение тела колесом по дороге;

Повреждения от трения телом о покрытие дороги.

Наиболее тяжелые, специфические и

характерные для этого вида автомобильной травмы

повреждения образуются в фазах накатывания

колеса на тело и перекатывании через него.

Прежде всего остановимся на повреждении,

которое можно считать специфическим для этого

вида автомобильной травмы. Речь идет об

отпечатках рисунка протектора шины на коже.

Отпечатки эти поверхностные и могут быть как

позитивными (т.е. следами выпуклых частей

протектора), так и негативными (т.е.

отображающими форму и размеры углубленных

участков протектора). Позитивные отпечатки – это

следы наложения (грязи, пыли) и отслоения

(ссадины), а негативные представляют собой

кровоподтеки. Механизм их образования

следующий: в сдавливаемых выпуклыми частями

протектора участках кожи кровь выдавливается в

участки, соответствующие углублениям

протектора, в этих участках сосуды разрываются,

что и приводит к образованию кровоподтеков.

При переезде через грудную клетку, если

пострадавший лежал на животе спиной вверх,

остистых отростков грудных и верхних поясничных

позвонков (этот признак весьма характерен,

практически его можно считать специфичным для

этого вида автомобильной травмы); причем по

положению сломанных остистых отростков можно

определить направление движения колеса автомобиля.

Возникают также оскольчатые переломы лопаток,

двусторонние переломы ребер. При положении

пострадавшего лежа на спине характерны

множественные переломы ребер по нескольким

линиям. И в том, и в другом случаях страдают

внутренние органы: грудная клетка уплощается,

отломки ребер могут повреждать легкие и сердце;

наблюдаются разрывы, отрывы легких и сердца,

иногда разрывы диафрагмы с перемещением органов

грудной клетки в брюшную полость, иногда части

легких выдавливаются наружу через полость рта.

По мнению С. Е. Винокуровой, (1997)

специфическим признаком для перекатывания колеса

через грудную клетку следует считать образование

полосы буллезной эмфиземы, которая образуется

вследствие выдавливания и перемещения воздуха из

одного легкого в другое (рис. 86). Расположение

полосы буллезной эмфиземы всегда перпендикулярно

направлению перекатывания колеса. Для этого вида

травмы характерно также разделение печени на

правую и левую доли вследствие придавливания ее к

позвоночнику.

При переезде через живот повреждаются

внутренние органы брюшной полости и таза, что

выражается в их разрывах и отрывах, размозжениях,

разрывах диафрагмы и перемещениях органов живота

в грудную полость, под кожу нижних конечностей или

выдавливание их через анальное отверстие. Весьма

характерны продольные параллельные надрывы и

разрывы кожи живота внутри от крыльев

подвздошных костей, возникающие от

перерастяжения ее.

При переезде через тазовую область возникают

множественные двусторонние переломы тазовых

костей с разрывами их сочленений, разрывы кожи

промежности, мочевого пузыря, уретры, матки,

прямой кишки.

Травма внутри автомобиля

От травм внутри движущегося автомобиля

погибают от 11 до 17% от обще го числа погибших

при автомобильных травмах. Такие повреждения

• при столкновении движущегося автомобиля с

другими транспортным]

средствами;

• при опрокидывании автомобиля и падении его с

высоты или в кювет;

• при внезапном резком начале движения или

резком торможении;

неподвижными предметами (столбами, деревьями,

стоящими автомобилями и т.п.).

В подобных случаях очень важное значение

имеет сила инерции, причем чем выше скорость в

момент столкновения, тем больше сила инерции и

тег резче выражены повреждения.

Основными механизмами возникновения

повреждений являются удар I внутренние части

автомобиля и сдавливание тела или его частей

между сместившимися частями салона

автомобиля.

Как показывают результаты научных

исследований и экспертная практик; повреждения

у водителя, пассажиров переднего и заднего

сидений различаются между собой по характеру и

локализации, что обусловливается особенностями

тех частей автомобиля, о которые ударяется тело,

положением тел водителя и пассажиров в момент

удара и некоторыми другими факторами. Одними

из них являются, в частности, психологическое

состояние, настрой водителя и пассажиров в

момент происшествия.

Водитель (если он трезв) во время движения

насторожен, он знает, что дорога полна

неожиданностей, что аварийная ситуация

может возникнуть в лк бое время и готов, по

мере своих сил, возможностей; выйти из нее

без повреждений автомобиля и пассажиров.

Кроме того, положение тела водителя

устойчивое: ноги находятся на педалях газа и

тормоза, руки – на рулевом колесе.

Пассажир во время движения обычно не

собран, расслаблен, его мысли часто далеки от

того, что происходит на дороге и что может

случиться, внимание его рассеяно.

У водителя наиболее часто возникают следующие

повреждения, которые в основном локализуются на передней

полулунные или кольцевидные ссадины и кровоподтеки

передней поверхности грудной клетки, поперечные переломы

грудины и переломы ребер от удара о рулевое колесо, ссадины

и кровоподтеки передней брюшной стенки; ушибленные раны

подбородка, переломы костей носа, нижней челюсти. Наиболее

тяжелые повреждения отмечаются со стороны внутренних

органов груди и живота вследствие сдавливания их: разрывы и

размозжения легких и сердца, разрывы диафрагмы, печени,

поджелудочной железы, кишечника, массивные кровоизлияния

в грудную и брюшную полости. Характерны также

повреждения конечностей: переломы и вывихи костей левого

локтевого сустава, нижних конечностей и таза, возникающие от

удара передней поверхностью коленного сустава о панель

приборов, переломы надколенника, разрывы связок, переломы

бедренной кости и таза, переломы лодыжек. Характер и

особенности этих повреждений зависят от положения бедер в

«Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы»

Анализ смертности водителей и пассажиров при внутрисалонной травме в результате дорожно-транспортных происшествий в г. Хабаровске за 2016–2017 годы / Нестеров А.В., Шаповалова Е.С. — 2018.

К вопросу о «характерных» признаках транспортной травмы (случай из практики) / Авдеев А.И. — 2014.

О состоянии показателей углеводного обмена у погибших внутри салона автомобиля в ДТП / Мантаков М.С., Тучик Е.С. — 2014.

Анализ смертельной автомобильной травмы по г. Комсомольску-на-Амуре за 1994–2011 гг. / Мельников С.Г. — 2014.

Судебно-медицинская диагностика места положения водителя, пассажиров переднего и заднего сидений при ДТП в салоне легкового автомобиля с современными системами безопасности / Бычков А.А. — 2013.

Травма позвоночника в салоне современного легкового автомобиля при ДТП / Седых Е.П. — 2013.

Анализ случаев смертельного дорожно-транспортного травматизма (наезд на пешехода) в г. Петропавловске-Камчатском за период 2004–2011 гг. (По архивным данным ГБУЗ «Камчатское краевое бюро СМЭ») / Крутикова Ю.А., Правой И.В. — 2012.

Методические особенности автоэкспертизы дорожно-транспортного происшествия с наездами на пешеходов с участием инженера-автотехника / Лукасевич А.М. — 2012.

Принцип «избавимости» в методике экспертного исследования дорожно-транспортного происшествия / Лукасевич А.М., Авдеев А.И. — 2012.

Некоторые аспекты мототравмы водителя и пассажира / Власюк И.В. — 2010.

К вопросу о травме пассажиров заднего сидения автомобиля / Буробин И.Н. — 2008.

О перспективных вопросах комплексной судебно-медицинской и автотехнической экспертизы / Васильев А.Ю. — 2008.

Травматология. Состояние дорожно-транспортных происшествий с летальными последствиями на автодорогах г. Хабаровска / Козлов С.В. — 2008.

Особенности организации судебно-медицинской экспертизы погибших в результате дорожно-транспортных происшествий / Козлов С.В. — 2008.

Повреждения волос при дорожно-транспортных происшествиях / Котельникова М.В., Планида О.В., Недолуга Н.О. — 2008.

К вопросу этапности (фазности) травмы внутри салона при ДТП / Леонов С.В., Нестеров А.В. — 2008.

Анализ автомобильной травмы танатологического отделения г. Комсомольска-на-Амуре за 1994–2006 гг. / Мельников С.Г. — 2008.

К вопросу об установлении причинной связи при комплексном медико-автотехническом исследовании / Васильев А.Ю. — 2007.

Состояние вопроса травмы внутри салона автомобиля при ДТП / Нестеров А.В. — 2007.

К вопросу о травме внутри салона легкового автомобиля с правосторонним расположением колонки рулевого управления / Нестеров А.В. — 2007.

Образование характерных посмертных повреждений при волочении трупа за транспортным средством по гравийно-грунтовой дороге / Печкуренко А.Л. — 2005.

Методика проведения ситуационных экспертиз при решении вопросов расположения внутри салона автомобиля / Леонов С.В. — 2003.

Анализ автомобильной травмы (по материалам танатологического отделения г. Комсомольска-на-Амуре за 1997–2000 гг.) / Мельников С.Г., Ляпин И.А., Степанкевич С.В. — 2001.

Результаты определения типа легкового автомобиля методом Вальда / Бурдинский Ю.А. — 2000.

Анализ смертельного автомобильного травматизма за 1994-1998 г.г. (по г. Биробиджану) / Бурдинский Ю.А. — 2000.

Динамика несмертельного дорожно-транспортного травматизма по данным бюро СМЭ г. Биробиджана за 1994 – 1998 гг. / Бурдинский Ю.А. — 2000.

Влияние основных фаз луны на дорожно-транспортный травматизм / Куликов И.В. — 1999.

«Вестник судебной медицины»

Судебно-медицинская оценка скорости движения автомобиля с учетом морфологических особенностей следов крови / Бадалян А.Ф., Новоселов В.П. — 2018.

О назревшей необходимости введения в классификацию автомобильной травмы новых ее видов / Саркисян Б.А., Колесников А.О. — 2017.

Многофакторный анализ смертности на примере дорожно-транспортных случаев / Ластовецкий А.Г., Айвазян А.Г., Аверьянова Д.А. — 2018.

Механизм травмы грудной клетки при фронтальном столкновении легкового автомобиля с ребенком-пешеходом / Хохлов В.В. — 2018.

Травматический разрыв интимы сонной артерии / Ермаков Е.А., Гудкова Т.В., Фролов В.В. — 2017.

Материалы IV Всероссийского съезда судебных медиков (Суздаль, 1996)

Значение повреждение одежды в установлении обстоятельств переезда колесом автодорожного транспорта / Винокурова С.Е. — 1996.

Повреждения подъязычной кости, хрящей гортани и трахеи при автомобильной травме / Газов Е.Ф., Севрюков В.Т. — 1996.

Решение вопроса о местонахождении водителя и пассажира при дорожно-транспортном происшествии / Колыш Л.В., Савельев В.А., Юрьев В.Ю. — 1996.

К вопросу методики производства судебно-медицинской экспертизы автомобильной травмы со смертельным исходом / Кузнецова Т.Г., Риверсон М.С. — 1996.

Судебно-медицинское установление типа легкового автомобиля при столкновении с пешеходом / Лобан И.Е. — 1996.

Особенности травмы средствами внутрипроизводственного транспорта / Мельников В.С. — 1996.

К вопросу о методике осмотра места происшествия при столкновении автомобиля с человеком / Проценков М.Г. — 1996.

Некоторые особенности повреждений метаэпифизарных отделов длинных трубчатых костей при переезде колесами автомобиля / Саркисян Б.А. — 1996.

О возможности дифференциальной диагностики некоторых видов смертельной автомобильной травмы по повреждениям внутренних органов живота / Солохин А.А., Тхакахов А.А. — 1996.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Повреждения внутренних органов живота при некоторых видах смертельной автомобильной травмы / Тхакахов А.А. — 1996.

Оцените статью
Помощь автомобилисту