Спровоцировал дтп ответственность

Информация

Если спровоцировал ДТП, какое грозит наказание

Он рассмотрел жалобу одного из нарушителей, который судами предыдущих инстанций был лишен прав за оставление места ДТП.

При этом ситуация была следующей: водитель не уступил дорогу другой машине, которая была просто вынуждена врезаться в дерево.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

И хотя автомобиль, спровоцировавший аварию, продолжил спокойно двигаться дальше, суды посчитали, что именно он имеет самое прямое отношение к происшедшему.

С этим согласился и Верховный Суд, изложив свою позицию в постановлении от 18.09.2015 года по делу № 78-АД15-4.

Поэтому, если водитель подрезает другую машину, продолжая при этом двигаться дальше без каких-либо повреждений, то виновником возможного ДТП может стать именно он.

Другое дело, что зачастую трудно доказать подобный факт. И здесь на помощь придут данные видеорегистратора или показания свидетелей, в число которых могут войти водители, проезжающих мимо машин.

В контексте данного материала, можно сделать только один вывод. Если было совершено ДТП по причине того, что подрезала машина и уехала, ее водителя также можно привлечь к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Все зависит от конкретных обстоятельств происшествия. Однако для этого должны быть веские доказательства именно его вины и нарушения ПДД.

Тогда свою правоту можно отстаивать в суде, опираясь, в том числе и на вышеупомянутое постановление Верховного Суда РФ.

Случайная провокация

Непреднамеренная провокация – внезапное создание неблагоприятной обстановки на отдельном участке трассы из-за незнания правил ПДД или невнимательности во время управления транспортным средством.

Типичные случаи провокации ДТП:

  • после включения левого или правого поворотника, совершение маневра машиной в противоположную в сторону;
  • резкое необоснованное торможение сразу после набора скорости;
  • выезд на перекресток не в свою очередь в момент, когда активизировалось движение потока машин по перпендикулярной полосе.

Что делать?

Сразу после того, как некто спровоцировал ДТП, выясняют тяжесть последствий столкновения:

  • осматривают себя/пассажиров как своих, так и другого транспортного средства (вызывают, если требуется, скорую помощь и оказывают первую доврачебную на месте);
  • вызывают инспекторов ГИБДД (либо водители разъезжаются, если «потери» с обеих сторон крайне незначительные, а столкновение произошло в удаленном от «цивилизации» месте), вызывают страховщика и извещают адвоката.

При ДТП с въездом в дом/магазин из-за уклонения от столкновения с другим участником дорожного движения, помимо осмотра автомобилей и ехавших в них людей, следует убедиться, что не пострадали обитатели здания, не поврежден газопровод и электросеть.

После/параллельно определяют свидетелей, видевших, как и что происходило, берут у них контактные данные, вызывают представителей ГИБДД, скорую помощь, извещают страхового агента и адвоката.

При ДТП с пешеходом или другим авто из-за уклонения от столкновения с другим авто, выясняют насколько пострадало здоровье людей, оказывают первую помощь, дожидаются приезда ГИБДД и скорой.

Параллельно ищут нескольких свидетелей ДТП (пешеходов, водителей, которые видели, при каких обстоятельствах произошел наезд). Берут их контактные данные и просят остаться на месте до приезда гаишников.

Нельзя перемещать ни одно из транспортных средств, попавших в ДТП (отлетевшие от них детали), если нет угрозы жизни людей. Зафиксированные сведения о расположении автомобилей помогут в деле выяснения обстоятельств ДТП.

Для правильного понимания обстоятельств, при которых некто спровоцировал ДТП, и принятия справедливого решения о том, кто понесет ответственность, судьям требуется:

  • схема расположения автомобилей после столкновения, составленная специалистом ГБДД;
  • заключение экспертной группы о характере повреждений и условий, необходимых для их образования;
  • свидетельства очевидцев ДТП;
  • видеозаписи автомобильных видеорегистраторов и камер наружного наблюдения (если такие имелись поблизости от места ДТП).

Как признать провокатора виновным? Только через суд — других способов законом не предусмотрено.

Возможны ли изменения в практике

Не исключено, что появившееся решение суда станет толчком к изменению не только судебной практики, но и законодательства.

Ведь нынешняя редакция правил дорожного движения подразумевает, что участниками ДТП являются машины, которые получили повреждения.

При этом транспорт, который действительно спровоцировал аварию, ПДД не обошли своим вниманием. Верховный Суд указал, что такие водители являются участниками ДТП, независимо от того, получила их машина повреждения или нет.

Вынося окончательное решение, суды изучают целый ряд разных доказательств. В первую очередь исследуются составленные материалы по административному правонарушению. Дальше объектом внимания становятся заключения экспертиз. Их может быть несколько.

Существенную роль играет и поведение самого водителя. Когда он был вынужден предотвращать аварию, с самого начала избирается именно эта стратегия поведения. Дальше уже средством доказывания являются экспертизы.

Наверняка имеет смысл привести несколько судебных прецедентов. Они способны помочь сориентироваться в трудной ситуации. Естественно, что все фамилии фигурантов дел носят вымышленный характер.

Спровоцировал дтп ответственность

Липецкий областной суд рассмотрел жалобу водителя автобуса, Никифорова, на постановление районного суда. Им гражданин был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.24 КоАП и оштрафован на 1000 рублей.

Обстоятельства вкратце таковы. ПАЗ подрезал автомобиль, в результате чего Никифоров был вынужден резко затормозить для предотвращения столкновения. Один из пассажиров упал и получил средние телесные повреждения.

Апелляционная инстанция встала на сторону Никифорова и постановлением от 30.05.2019 г. по делу № 7-57/2019 отменила предыдущее решение. Вкратце доводы сводятся к следующему.

Статья 12.24 КоАП применяется в случае, если вред здоровью был привлечен вследствие нарушений ПДД. В пункте 10.5 правил содержится запрет на резкое торможение за исключением случаев предотвращения дорожно-транспортного происшествия. Поэтому Никифоров действовал по букве закона.

При составлении административных материалов и вынесении решения районным судом не было исследовано, по каким причинам Никифоров был вынужден резко затормозить. Между тем, сам он объявил пассажирам мотивы своего поступка, что подтвердила и потерпевшая сторона.

В постановлении сделан еще один важный акцент. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Таганрогский городской суд рассмотрел иск о взыскании страховой выплаты в рамках ДТП, имевшего признаки бесконтактного. Ситуацию можно описать следующим образом.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Автомобиль Kia под управлением потерпевшего, Афанасьева, двигался по загородной трассе. С другой полосы ему навстречу неожиданно выехал Fiat, неудачно пытавшийся объехать автобус. Чтобы избежать столкновения Афанасьев был вынужден принять вправо. В результате его машина врезалась в каменную насыпь, получив повреждения.

Итогом стало предъявление требования по страховому возмещению в рамках ОСАГО, поскольку в выплатах было изначально отказано.

До вынесения окончательного решения проводилось несколько экспертиз по обоим автомобилям. В результате суд постановлением от 17.05.2019 г. по делу № 2-483/19 распределил вину обоих водителей в соотношении 50 на 50.

Очередная экспертиза, на сей раз судебная, поставила точку в деле. Суд принял решение взыскать со страховой компании половину от суммы восстановительного ремонта с учетом износа.

Приведем еще одно решение Таганрогского районного суда. Оно касается возмещения морального вреда, причиненного пешеходу вследствие ДТП. В результате наезда потерпевший получил многочисленные травмы. В своем иске он просил взыскать с водителя полтора миллиона рублей.

Между тем, в возбуждении уголовного дела в отношении собственника автомобиля было отказано. Установлено, что в ДТП был виновен сам истец, перебегавший дорогу в неположенном месте. Экспертизой установлено, что сидевший за рулем не сумел предотвратить столкновение.

В результате решением от 30.05.2019 г. по делу № 2-2372/19 сумма морального вреда уменьшена в 10 раз. Свою роль сыграло и то, что ответчик частично оплатил затраты на лечение потерпевшего.

Автоподстава

Автоподстава — преднамеренная провокация ДТП с целью получения денег от водителя, намеченного в жертву.

Как распознать автоподставу? Внешние признаки автоподставы до ДТП:

  • внезапное торможение впереди идущего авто (часто после просьбы уступить дорогу и кратковременного наращивания скорости после перехода в один ряд с авто намеченной жертвы);
  • симуляция резкого перехода в один ряд (подрез) и появление справа автомобиля из ниоткуда (подрезавший же, обычно, «растворяется»);
  • внезапные «прыжки» пешеходов под колеса или на капот;
  • свидетели, говорящие заведомую неправду.

Одним из основных признаков того, что вы стали вынужденным участником автоподставы, является стремление «наезжающих» на «виновного» получить от него деньги на месте ДТП. Ради этого:

  • предлагают решить вопросы без представителей ГИБДД, оказывая психологическое давление, привлекая к делу бравирующего своей физической силой пассажира, «случайно» оказавшегося в подставившемся автомобиле;
  • «давят на психику» затяжными и безосновательными истериками;
  • угрожают последствиями звонков нужным людям.

Как себя вести?

Успокоиться, каких бы усилий это ни стоило. В любом случае нужно обратиться к представителям ГБДД. Причем самостоятельно, а не благодаря услуге со стороны «наезжающих».

«Случайно» ехавшие мимо ППС на самом деле могут быть такими же «подсадными утками». Главное — не давать никаких денег.

Автоподставщики хорошо знают законы, поэтому не имеют желания попадать под статью о нанесении побоев или «убийство» – поэтому дальше словесных угроз дело не идет. Вы тоже не должны давать волю кулакам, как бы того ни хотелось.

Лучше запритесь в авто и общайтесь с мошенниками через слегка опущенное стекло в окне.

Аферисты понимают, что в случае суда денег с жертвы они не увидят. Поэтому жулье будет всячески стремиться снять деньги налом и на месте.

Известите адвоката, знакомых, родственников и попросите сообщить о случившемся гаишникам, если спецов ГИБДД еще нет.

Сначала к представителям ГИБДД, затем в суд.

Если подозреваете, что гаишники в сговоре с преступниками, перепишите номера авто прибывших спецов, сфотографируйте лица прибывших и «наезжающих», перезвоните в УСБ. Сохраните записи видеорегистратора.

Какими бы сложными ни были у вас отношения с гаишниками, именно они смогут защитить вас от дорожных аферистов. Конечно, если в борьбе с последними вы будете проявлять благоразумие и выдержку.

Как доказать свою правоту

У водителей существует закрепленная законодательно обязанность всеми силами предотвращать возникновение ДТП. Зачастую сам водитель, сидящий за рулем, вынужден создавать аварийную обстановку.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Приведенные выше примеры из судебной практики подтверждают, что даже если не получиться избежать ответственности по аварии, можно свести последствия к минимуму.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

В этом помогут советы:

  1. Само собой, отличным подспорьем станет запись с видеорегистратора. Ее приобщение к материалам административного, уголовного дела фиксируется документально.
  2. При оформлении происшествия нужно изложить собственную позицию во всех подробностях. Когда в бланке протокола не хватит места, допустимо использовать дополнительные листы бумаги.
  3. Не следует бояться проведения экспертиз. Выводы специалиста, наоборот, способны подтвердить позицию водителя.
  4. Свидетели происшествия также окажут существенную помощь. Их контакты желательно взять сразу на месте ДТП.
  5. Когда случилось так, что в результате предотвращения аварии причинен ущерб третьим лицам, нужно позаботиться о возмещении ущерба в добровольном порядке. Это существенно смягчит возможную ответственность.

В ситуации, когда дело доходит до суда, обеспечивают присутствие свидетелей, на дату назначенную судом. С адвокатом лучше заранее обсудить круг тех вопросов, которые потенциально могут быть заданы,  а также подготовить на них ответы.

Оцените статью
Помощь автомобилисту