Штраф за отъезд с места дтп

Информация

Законодательство с комментариями

Чтобы во всём в этом разобраться, необходимо провести анализ ряда законодательных норм, и начать нужно с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, собственно и определяющей, что грозит водителю, покинувшему место ДТП.

С самой нормой можно без труда ознакомиться, просто перейдя по ссылке. Но понятно ли, что означает само используемое законодателем словосочетание — «оставление места ДТП»? Что понимается под словом «оставление», как определяются границы «места»?.. Имеет ли значение, в частности, расстояние, на которое удалился гражданин от места происшествия; какие вообще действия должны быть совершены гражданином, чтобы возникали основания для привлечения его к означенной ответственности?

Поверьте, чётко сформулированных и понятым образом изложенных ответов на эти вопросы в законе найти не удастся, чем нередко и пользуются некоторые не очень добросовестные сотрудники ГИБДД, пытаясь ввести в заблуждение граждан относительно юридической квалификации их действий.

Именно поэтому смысл понятия «оставление места ДТП» – важнейший вопрос, в котором следует разобраться, что нами непременно и будет сделано. Но сперва проанализируем данную норму в тех её частях, которые изложены законодателем понятно.

Лишение прав или штраф если уехал с места ДТП?

Свод ПДД перечисляет действия, которые должен совершить водитель, ставший участником аварии. Ему полагается немедленно остановить авто, включить аварийный сигнал, выставить знаки, ограничивающие место произошедшего ДТП. Если есть пострадавшие, нужно вызвать «скорую помощь», в крайнем случае, обеспечить доставку пострадавшего в больницу. Сразу уведомляют сотрудников ГИБДД. На ситуацию могут влиять специфические моменты, но это базовые требования, обязательные к исполнению.

Штраф за отъезд с места дтп

Побег водителя с места дорожно-транспортного происшествия – серьезное правонарушение.

Варианты административной ответственности за самовольное оставление места ДТП:

  • лишение прав на срок от 1 года до 1,5 лет;
  • штраф до 30 тыс. рублей;
  • административный арест на срок до 15 суток;
  • штраф 1 тыс. рублей – если уехавший вернулся на сцену происшествия до подписания протокола.

Такие варианты наказаний грозят водителю на данный момент, но правительство предлагает их ужесточить. В частности, ведутся разговоры о добавлении соответствующей статьи в УК РФ, по которой в определенных обстоятельствах побег после аварии будет расцениваться как оставление человека в опасности. За это нарушителей планируется лишать свободы на срок от 2 до 5 лет.

Если авария состоялась, но ее участникам удалось договориться и уладить все претензии друг к другу, это должно быть оформлено документально. Обоюдное решение можно зафиксировать с помощью видеозаписи, взаимных расписок с указанием даты, времени и подробностей ситуации. Если понадеяться на благородство второго участника аварии, он может вернуться и вызвать патруль ГИБДД.

Штраф за отъезд с места дтп

В зависимости от особенностей ситуации, последствия для этого водителя могут быть разными. В одних случаях все ограничивается штрафом за оставление места ДТП, но возможны и более суровые взыскания.

Штраф за отъезд с места дтп

Хуже всего, если картина усугубляется отягчающими обстоятельствами. В ряде случаев можно получить не только лишение прав на долгий срок за скрытие с места ДТП, но и попасть под административный арест.

Участники аварии в первую очередь должны проанализировать ситуацию на предмет наличия пострадавших. Даже если таковых нет, в результате покидания места ДТП один из его участников может лишиться прав, столкнуться с необходимостью погасить штраф или отбыть административный арест. Тот факт, что раненых нет, а виновник готов полностью покрыть нанесенный его действиями ущерб, не освободит его от наказания, предусмотренного КоАП РФ.

Важно понимать, что для аварии не обязательно наличие дорожного полотна. Оставление места ДТП на парковке карается с той же суровостью, что и на улице или трассе. Даже при отсутствии свидетелей и хозяина пострадавшей машины (например, при задевании стоящего авто) нарушение может быть замечено камерами.

Отсутствие раненых в такой ситуации будет плюсом, но не избавит от административной ответственности. Особое внимание стоит уделять случаям, когда машина задевает пешехода, но он отказывается вызывать ГИБДД, ссылаясь на отсутствие травм и хорошее самочувствие. Здесь рекомендуется все же вызвать патруль, описать ситуацию, привлечь свидетелей или предъявить данные видеосъемки.

Штраф за отъезд с места дтп

На водителя, покинувшего место ДТП, могут быть наложены штрафные или административные санкции.

С пострадавшими

Штраф за отъезд с места дтп

УК РФ Статья 125

За уезд с места ДТП, которое привело к появлению пострадавших, суд может присудить:

  • штраф в размере не менее 80 тыс. рублей и вплоть до суммы дохода ответчика за полгода;
  • арест на срок до 3 месяцев;
  • тюремное заключение на срок до года;
  • до 360 часов общественных работ;
  • до года принудительных работ.

Также нарушителю грозит лишение прав до 1,5 лет за оставление места ДТП. Если это действие совершил виновник аварии, его страховая компания может взыскать с него сумму, выплаченную по страховке пострадавшей стороне.

Побег после аварии предусматривает наказание в виде ареста на срок до 15 суток, но на практике к таким мерам прибегают крайне редко. Обычно оно становится последствием влияния на ситуацию отягощающих обстоятельств. Если с места ДТП уехал пьяный или гражданин, не имевший права садиться за руль, если водитель скрылся, увидев, что его действия привели к серьезным последствиям – это может усугубить его ситуацию. Даже в таких случаях наличие грамотного адвоката поможет облегчить участь нарушителя.

Примечательно, что при исключительных обстоятельствах наказанием для водителя за оставление места ДТП может стать задержание до судебного заседания. Например, если тот пытается скрыться, надеясь уйти от ответственности. Чтобы не попасть под арест, надо сотрудничать с правоохранительными органами, дождавшись их после аварии, выражать раскаяние и готовность возместить нанесенный ущерб.

Можно ли отделаться штрафом, если уехать с места ДТП без оформления всех документов, без уведомления и разрешения сотрудников ГИБДД? Как правило, каждый автовладелец сам заинтересован, чтобы остаться на месте аварии, соблюсти все требования ПДД. Это позволит рассчитывать на компенсацию ОСАГО или КАСКО, урегулировать вопросы, связанные с возмещением вреда пострадавшим.

Случаи, когда происходит оставление места
аварии, обычно связаны со следующими обстоятельствами:

  • если
    водитель уехал с места ДТП, не поняв, что было столкновение машин – если
    отсутствовали внешние признаки аварии, характерные звуки, сигналы от второго
    участника;
  • если
    отъезд вызван умышленными действиями автовладельца, который решил избежать санкций;
  • если
    возникла необходимость срочно доставить пострадавших граждан в медучреждение.

Обратите внимание! Законные варианты отъезда
с места ДТП указаны только в ПДД. Водители могут самостоятельно принять такое
решение только после оформления извещения по программе Европротокола, либо при
добровольном урегулировании всех взаимных претензий. При любых обстоятельствах
запрещено уезжать, есть участники аварии или случайные пешеходы получили
травмы.

Штраф за отъезд с места дтп

Если уехать с места ДТП до соблюдения
всех обязательных правил, ответственность наступает даже при отсутствии
серьезных последствий. Закон обязывает выполнить следующие действия:

  • незамедлительно
    после столкновения убедиться в отсутствии пострадавших, оказать первоочередную помощь
    в случае причинения вреда, вызвать медиков;
  • зафиксировать
    местоположение машин, участвовавших в ДТП, выставить аварийные знаки;
  • уведомить
    об аварии ГИБДД, если отсутствуют основания для составления Европротокола;
  • оставаться
    на месте аварии до оформления всех юридически значимых документов.

Закон позволяет водителям разъехаться,
только при заполнении протокола о нарушении ПДД, либо извещения о ДТП по
программе Европротокола. Даже попытка решить вопрос выплатой компенсации сразу
после аварии, без оформления иных документов, может расцениваться как
оставление места ДТП, если потерпевший впоследствии заявит об этом нарушении.

Какое наказание грозит, если водитель
все же уехал с места ДТП и проигнорировал требования правил? Для этого будет
применяться ч.2 ст. 12.27 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность по
следующим основаниям:

  • наказание
    назначается только водителю, т.е. лицу, находившемуся за рулем автомобиля
    (водители иных авто, ставшие свидетелями столкновения, не понесут
    ответственности);
  • санкции
    последуют только в случае, если водитель уехал с места ДТП в нарушение правил
    (в ПДД указаны специальные основания, когда можно на законном основании уехать);
  • штраф
    за указанный проступок закон не устанавливает, а виновное лицо будет лишено
    прав на период от 1 до 1.5 лет, либо арестовано на срок до 15 суток.

Если гражданин уехал с места ДТП без
законных оснований,  последствия будут
однозначными – санкция КоАП РФ предусматривает только лишение прав. Арест
применяется только к лицам, ранее лишенным прав, либо не имеющих их.

Что грозит, если машина уехала с места ДТП,
а другие участники аварии не успели записать номера, не располагают сведениями
о водителе? В этом случае дополнительных санкций не последует, так как в КоАП
РФ только одна статья карает за покидание места аварии. Даже если от наезда
пострадали граждане, розыск неизвестного виновника будет вестись по линии МВД.

Что будет, если уехать с места ДТП,
которое повлекло тяжкие телесные повреждения или привело к смерти пострадавших?
До 2003 года действовала статья 265 УК РФ, которая предусматривала наказания за
указанные случаи при умышленном отъезде с места аварии. Однако эта норма
Уголовного кодекса утратила силу, а все варианты ответственности остались
только в КоАП РФ.

Хотя сам факт оставления места ДТП не может привести к уголовной ответственности, может грозить статья 264 УК РФ. Если пострадавшим не будет своевременно оказана первая помощь, а вред здоровью носит тяжкий характер или повлек летальный исход, автовладелец может получить реальный тюремный срок. Поэтому только соблюдение правил движения, немедленное оказание помощи жертвам, позволит снизить размер наказания и избежать уголовной ответственности.

Когда можно и нужно покинуть место аварии

Штраф за отъезд с места дтп

Ответ на этот вопрос содержится в самой рассматриваемой норме: только водитель, который принимал участие ДТП. И никто более.

Для законного привлечения к ответственности необходимым условием является факт управления гражданином транспортным средством в момент происшествия, а само происшествие должно отвечать всем признакам ДТП, то есть являться событием, в котором погибли или были ранены люди, или кому-либо был причинён ущерб: повреждены транспортные средства, грузы и т.д. (вплоть до повреждений одежды или каких-либо личных вещей – в основном касается ДТП с пешеходами).

Равным образом, нельзя привлечь к ответственности за оставление места ДТП и в том случае, если гражданин вообще не управлял транспортным средством непосредственно в момент происшествия. Следует иметь в виду при этом, что, основным признаком управления транспортным средством является его нахождение в движении.

Следовательно, если транспортное средство не двигается, никаких действий по приведению его в движение гражданином не предпринимается, то такой гражданин водителем не является. Однако не стоит это понимать слишком уж буквально и утрированно, как это сделал, например, один из наших несостоявшихся клиентов, который на полном серьёзе собирался убедить суд в том, что он не подлежит ответственности за оставление места ДТП, поскольку само происшествие произошло при тех обстоятельствах, что он остановился перед светофором, после чего в заднюю часть его уже стоящего автомобиля врезался другой автомобиль.

И так как его автомобиль в момент ДТП стоял, то он им «не управлял» и, соответственно, субъектом правонарушения не является. Разумеется, как потом об этом стало известным, его доводы не были приняты ни одним судом, через которые прошло его дело, хотя он и дошёл с этими доводами до надзорной инстанции.

Следует знать также и о том, что сейчас не работают и доводы о неправомерности привлечения к ответственности, если происшествие произошло не на «дороге», а на «прилегающей территории» (ПДД РФ разделяют данные понятия), хотя, казалось бы, эти доводы сами собой напрашиваются из определения «ДТП». Дело в том, что ещё в феврале 2012 года Верховный Суд РФ внёс определённые изменения, согласно которым по таким делам «официально» перестало иметь значение, где именно произошло происшествие — на дороге или на прилегающей территории. Впрочем, и до внесения данных изменений суды соглашались с такими доводами очень неохотно и нечасто.

Более подробно о том, что должно подлежать доказыванию по таким делам и как они рассматриваются в судах на практике, описано в разделе «Судебная практика»

Однако есть обстоятельство, ссылаться на которое, если это соответствует действительности, можно и порою даже необходимо. И таким обстоятельством является отсутствие умысла на совершение правонарушения.

Чем же так важно данное обстоятельство, на что оно влияет и почему имеет смысл на него ссылаться?

Дело в том, что само по себе противоправное деяние, даже если оно действительно имело место, не является достаточным основанием для привлечения к ответственности. Необходимым условием для этого является наличие состава правонарушения в целом. В свою очередь, состав правонарушения – это совокупность четырёх элементов, одним из которых является субъективная сторона (говоря по-простому, — вина).

Именно поэтому, совершенно неслучайно, положениями закона предписывается выяснение не только наличия самого события правонарушения, но и вины гражданина в его совершении.

Тонкости вопроса

И тут важно понимать определённую тонкость: правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с субъективной стороны может характеризоваться исключительно умышленной формой вины, из чего следует, что водитель, покинувший место ДТП, может подлежать ответственности за это лишь в том случае, если он, по меньшей мере, был осведомлён о том, что являлся участником происшествия.

Кроме того, есть и ещё тонкость – в слове «умысел». Считается, что у водителя, покидающего место ДТП, умысел направлен на избежание ответственности, порождаемой самим фактом его участия в происшествии, что может быть достигнуто, в частности, путём сокрытия своей личности.

Соответственно, под «оставлением места ДТП» в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ понимается именно «скрытие с места ДТП», то есть действия водителя, который знал о том, что он являлся участником происшествия, но, несмотря на это, осознанно, с целью сокрытия данного факта и избежания ответственности за него, скрылся с места ДТП.

Разумеется, вина водителей, совершивших умышленное оставление места ДТП, под сомнение не ставится, а наказание, предусмотренное для них законом, представляется обоснованным. Ведь если такой водитель являлся виновником происшествия, то у потерпевшей стороны зачастую возникают практически неразрешимые проблемы с возмещением ущерба, что наиболее остро проявляется в случаях с ДТП с пострадавшими.

Впрочем, даже если обошлось без пострадавших, то, согласитесь, это несправедливо – ремонтировать за свой счёт свой автомобиль или иное имущество, повреждённое в ДТП, виновником которого являлся другой человек, которого невозможно даже установить, чтобы предъявить ему претензии, поскольку он самым бессовестным образом скрылся.

Реальная практика

Однако, как показывает практика, случаев именно умышленного оставления места ДТП – на общем фоне не так уж и много.

  • Во-первых, зачастую в том нет никакого смысла, потому что в настоящее время ответственность практически всех владельцев транспортных средств застрахована, и, как следствие, возмещение ущерба в связи с ДТП ложится на страховую компанию. Более того, если впоследствии водитель, скрывшийся с места аварии, будет установлен (а в большинстве случаев именно так и происходит), то у страховой компании появляется право предъявления к нему регрессного требования, чем страховщик практически всегда и пользуется, что в итоге приводит к тому, что такой водитель, хоть и не сразу, но всё-таки возмещает причинённый ущерб фактически из своего кармана.
  • Во-вторых, многие водители знают, что грозит за оставление места ДТП, и поэтому редко находятся желающие сознательно подвести себя под арест или лишение прав, тогда как всего этого можно избежать, просто оставшись на месте происшествия и решив возникшие проблемы по закону.

Именно поэтому подавляющее большинство наших клиентов утверждают, что они ничего не знали о том, что являлись участниками какого-либо ДТП, пока их не вызвали в ГИБДД. И мы склонны им верить, потому что подавляющем большинстве таких случаев речь идёт о совершенно незначительных ДТП – буквально касания транспортного средства о другой объект, которое, действительно, невозможно заметить и/или почувствовать.

Но можно ли говорить о виновности водителя, покидающего место подобного ДТП, если при этом никто из числа возможных свидетелей происшествия не обратил его внимания на то, что оно вообще имело место?

Конечно же, нет. Ведь таких случаях водитель не осознает противоправность своего поступка, и собственно «скрытие» с места происшествия им не осуществляется. Как следствие, в его действиях нет вины, а значит – и состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Соответственно, он не может и подлежать ответственности, установленной данной нормой.

Поэтому, если водитель не был осведомлён о факте своего участия в ДТП, у него не было умысла на скрытие с места происшествия, то, разумеется, на данное обстоятельство можно и нужно ссылаться при рассмотрении дела, ибо ответственности за неумышленное оставление места ДТП законом не предусмотрено.

Допустим, что на месте ДТП водитель не остался без уважительной причины. Обязательно ли ему грозит наказание за его проступок? Несмотря на строгие законы, существуют нюансы, позволяющие правонарушителю избежать ответственности.

В первую очередь это возможно благодаря такому понятию, как срок давности. Этот вопрос подробно рассмотрен в КоАП. Согласно статье, срок давности в 2019 году, если имело место сокрытие с места ДТП, составляет 1 год. Если в течение этого времени водитель не будет найден, дело будет прекращено.

Как это работает на практике? Можно привести простой пример: произошло столкновение двух транспортных средств. Оба водителя решили не привлекать ГИБДД и разобраться самостоятельно. Они договариваются о компенсации и не остаются на месте ДТП. Затем один из участников подает в ГИБДД заявление. Если с момента аварии прошло год и более, суд не будет рассматривать это дело.

Тут важно понимать, что срок давности имеет отношение именно к административному правонарушению. Если имел место летальный исход или тяжкие телесные повреждения, водителя в любом случае приговорят к уголовной ответственности по статье 264 УК РФ. То, что он не остался на месте ДТП, будет не самой серьезной его проблемой.

Существует и другой способ избежать ответственности за содеянное. Можно попробовать доказать в суде, что на месте ДТП вы не остались по невнимательности, неумышленно. Например, вы просто не заметили, как задели фару чьего-то автомобиля. Такие случаи — не редкость. Однако такой способ работает только тогда, когда ваши интересы будет защищать юрист по ДТП. Тогда оставление места аварии может и не иметь последствий.

В каких случаях можно покинуть место ДТП

Ситуации на дороге бывают разными, поэтому решение по каждому случаю «побега» участника аварии с места происшествия принимается в индивидуальном порядке. Иногда это действие не несет никаких негативных последствий.

Административная ответственность не предусматривается, если водитель уехал по таким причинам:

  • стороны достигли согласия, договорившись не привлекать к делу страховую и сотрудников ГИБДД, после чего оформили это документально или записали видео-доказательство;
  • участники аварии заполнили Европротокол, который позволяет добиться возмещения ущерба по ОСАГО, без привлечения ГИБДД;
  • машины, вовлеченные в аварию, мешают проезду транспорта. Сначала их положение и все обстоятельства происшествия нужно зафиксировать документально и/или на видео, чтобы потом использовать при разбирательстве. При этом важно понимать, что сокрытие улик с места ДТП является преступлением, поэтому действовать надо добросовестно;
  • транспортное средство одного из участников аварии было использовано для доставки пострадавшего в больницу или поездки за врачом.
Штраф за отъезд с места дтп

Для доказательства невиновности водителя часто приходиться прибегать к независимой экспертизе.

  • если
    отъезд вызван необходимостью доставить пострадавшего в медучреждение – при
    невозможности вызвать медиков, либо отсутствии телефонной связи или попутных
    водителей для такого вызова;
  • если
    нужно освободить трассу во избежание затора – в этом случае происходит не оставление
    места ДТП, а перемещение машин на незначительное расстояние;
  • если
    водители оформили извещение о ДТП по программе Европротокола, удостоверили
    отсутствие разногласий по всем вопросам в указанном документе.

Уважительность причин для оставления
места происшествия должна быть подтверждена. Прежде всего, по факту доставления
пострадавшего в клинику нужно получить выписку из журнала регистрации приема
больных. В этом документе будет указано время и дата поступления пострадавшего гражданина.

При необходимости освободить проезжую
часть, участники ДТП должны переместить машины на минимально возможное
расстояние, чтобы не создавать помех другому транспорту. При этом целесообразно
потратить несколько секунд, сделать фото или видеозапись о первоначальной
расстановке машин после столкновения.

Если уехать с места ДТП с мелкой аварией,
наказание не последует в следующих случаях:

  • водители
    убедились, что в аварии отсутствуют пострадавшие, а потенциальный размер ущерба
    транспортным средствам не превышает 100 тыс. руб.;
  • оба
    водителя пришли е единому мнению о причинах аварии, виновности одного или обоих
    граждан, характеру и степени повреждений машин;
  • если
    факт отсутствия взаимных претензий удостоверен подписями обоих участников в
    извещении о ДТП.

Если второй автовладелец не подписал
указанный документ, покидать место аварии не следует – может последовать
обращение в МВД для привлечения к ответственности.

Сделать это крайне сложно, поскольку
любое столкновение машин сопровождается характерными звуками удара, скрежета, разбитых
стекол и т.д. Кроме того, даже незначительное столкновение меняет траекторию
машины, возникают толчки или остановка движения. Об аварии будут
свидетельствовать и сигналы второго участника происшествия.

Фактически, доказать отсутствие вины
можно только при ДТП на парковке. Если машину случайно задели во время, пока
водитель отсутствовал за рулем, заметить царапину или незначительное
повреждение он может спустя несколько часов или даже дней. В этом случае можно
ссылать на объективную обстановку, при которой водитель не мог предполагать о
причиненных повреждениях.

Как это также следует из ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, установленная ею ответственность распространяется отнюдь не на всех оставивших место ДТП водителей, а лишь на тех из них, кто сделал это именно вопреки требованиям Правил дорожного движения. Тем самым рассматриваемая норма достаточно ясно указывает: обязанность участников ДТП оставаться на месте вовсе не является безусловной — всё зависит от ситуации, предусмотренной законодателем.

Вместе с тем, чтобы понять, в каких случаях можно покинуть место ДТП, а в каких случаях это делать запрещено, необходимо обратиться к пунктам 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ, и выделить из них наиболее важные, на наш взгляд, аспекты, непосредственно относящиеся к рассматриваемой теме.

Из данных пунктов ПДД РФ в целом следует, что любые возможные ДТП делятся законодателем на две условные группы: «ДТП с пострадавшими» и «ДТП без пострадавших».

Штраф за отъезд с места дтп

Если уж так вышло, что в ДТП пострадали люди, то водитель, помимо всего прочего, обязан вызвать медиков и сотрудников полиции, и покидать место происшествия по прибытия туда последних ему нельзя. Исключение возникает только в самой экстренной ситуации – когда срочно нужно отвезти пострадавших в больницу, и только если это невозможно сделать на попутном транспорте. Но потом водитель всё равно должен вернуться на место ДТП. Иначе он может быть привлечён к ответственности за оставление места ДТП с пострадавшими.

Наказание в 2019 году

За оставление места ДТП наказание может быть разным. Данное правонарушение считается административным. В этом году в КоАП по этому вопросу не было внесено изменений. Это обозначает, что и в 2019 году за оставление места ДТП следует наказание согласно ст. 12.27, ч. 2. Ею предусматривается два типа наказания:

  • водителя могут лишить водительского удостоверения (не менее чем на 1 год, но не более чем на 1,5 года);
  • водителя могут арестовать. Срок ареста составляет до пятнадцати суток.

Важно понимать, что выбор наказания для правонарушителя — это дело суда. Выбрать его самостоятельно не представляется возможным.

Следует отметить, что и в других случаях такую меру наказания, как административный арест, применяют крайне редко. Оставление места ДТП, как правило, карается лишением прав. Такое решение суду вынести проще.

Скрытие с места ДТП представляет собой нарушение ПДД. Независимо от того, какое наказание выберет суд и имеются ли пострадавшие, правонарушителю потребуется оплатить штраф ГИБДД за факт ДТП. Его размер составляет от 500 до 1 тысячи рублей.

По всем этим причинам, прежде чем уехать с места ДТП, следует сто раз подумать. Причем важно учесть, что наказание ожидает водителя вне зависимости от того, является он виновником или пострадавшим в ДТП.

Можно ли не оставаться на месте аварии без серьезных последствий? Такое действительно возможно. Более того, такие случаи предусматривает законодательство. Такое возможно, если:

  • участники аварии решили самостоятельно оформить ДТП согласно европротоколу. Такое возможно, если у них имеется страховой полис ОСАГО. Однако тут следует учитывать, что такое возможно не всегда. Это законно в ситуации, когда участников аварии только двое, если они достигли взаимопонимания, а ДТП обошлось без пострадавших. Тогда у участников происшествия нет необходимости оставаться на месте аварии;
  • участник происшествия покинул место ДТП, чтобы доставить пострадавшего в медучреждение. В такой ситуации важно позаботиться о наличии свидетелей. Места оставления ДТП в этом случае покидаются только до того момента, пока водитель не выполнить свой гражданский долг. После того как пострадавший доставлен в больницу, нужно вернуться к месту аварии.

Из нормы также следует, какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП: лишение прав на срок от года до полутора, либо административный арест до 15-ти суток. Только такая альтернатива, и иных вариантов нет. То есть, признав гражданина виновным в данном правонарушении, судья не сможет назначить ему, например, [штраф за оставление места ДТП], ибо это будет противоречить закону.

В своё время в определённых кругах поговаривали, что в 2020 году законодатель хотел пересмотреть наказание за оставление места ДТП – либо смягчив его в принципе, либо сделав его более дифференцированным – в зависимости хотя бы от последствий самого ДТП. Но, очевидно, законодатель был занят более важными делами, и санкция ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ так и не претерпела никаких изменений. Поэтому в 2020 году водителю, если он покинул место ДТП, грозит такое же наказание, что и раньше.

Периодически с таким «гуманизмом» находятся несогласные – в основном из числа граждан, для которых лишение права управления транспортными средствами означает и потерю единственного источника доходов, которые буквально умоляют судей «не лишать их прав», а «посадить на сутки». Однако реально добиваются этого лишь немногие «счастливчики».

В целях полноты раскрытия вопроса о наказании для водителя, если он действительно покинул место ДТП, необходимо рассмотреть и ситуации, при которых водитель вообще может быть освобождён от такой ответственности. К счастью, такие случаи законом предусмотрены.

На практике

Одна из таких ситуаций – это действия в состоянии крайней необходимости. Применительно к рассматриваемой теме это может означать, например, что если водителю поступают угрозы жизни и здоровью от других участников ДТП или ему нужна срочная медицинская помощь, то он может оставить место происшествия. Равным образом он может сделать это и в случае, например, необходимости доставления в роддом беременной женщины, у которой начались преждевременные роды, если её доставление невозможно иным способом.

И таких примеров можно было бы привести намного больше. Но следует иметь в виду, что «крайняя необходимость» – состояние, нуждающееся в специальном доказывании, то есть в суде вовсе недостаточно будет произнести: «у меня была крайняя необходимость». Придётся именно обосновывать и доказывать – как сам факт опасности, угрожавшей кому-либо, и её серьёзность, так и невозможность её устранения иначе как путём оставления места ДТП.

Уехал с места ДТП

Другая ситуация – это малозначительность административного правонарушения. Определение данному понятию дано Верховным Судом РФ, но, к сожалению, без чётких критериев, что на практике приводит к тому, что редко какое административное правонарушение признаётся малозначительным. Мы не хотим сказать, что это – «мёртвая норма», она всё-таки применяется, но происходит это настолько редко, что уповать лишь на неё мы бы не советовали.

Иных оснований, безусловно освобождающих водителя от [наказания за оставление места ДТП], закон не содержит. За исключением, пожалуй, предусмотренного ст. 2.8 КоАП РФ, но ссылаться на эту норму мы, по понятным причинам, также бы не советовали.

В заключение

В завершение хотелось бы сказать следующее.

Но практика показывает, что зачастую «под раздачу» попадают люди, которые и не думали скрываться с места ДТП, и в действиях которых весьма сомнителен состав данного правонарушения. И чаще всего это происходит ввиду того, что они просто не могут должным образом привести доводы в свою защиту.

Надеемся, что данная статья кому-то поможет найти способ, как избежать ответственности за оставление места ДТП.

Спартак Борисович Королёв

Юрист Коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, связанных с нарушением ПДД, возмещением ущерба, спорами со страховыми компаниями, обжалованием постановлений и решений ГИБДД, защитой прав потребителя.

Остались вопросы по теме Спросите у юриста

Если человек уехал с места ДТП, что ему грозит по закону? Наказание последует по статье 12.27 КоАП РФ, а водителю грозит лишение прав или арест. Законных причин для отъезда немного – избежать наказания можно только при доставлении пострадавших в клинику, либо при освобождении трассы от затора.

Если у вас остались вопросы, либо нужна
консультация опытного автоюриста, позвоните по телефонам, указанным на сайте,
либо заполните форму обратной связи. Мы поможем найти выход даже в самой
сложной ситуации!

Срок давности за оставление места ДТП

Оставление места аварии

Если водитель скрылся с места ДТП, по административному правонарушению его не будут разыскивать вечно. Когда в ДТП нет пострадавших, ущерб незначителен, а данных о уехавшем ТС мало, велика вероятность никого не найти. Согласно закону, поиски машины после оставления водителем места аварии продолжаются не более трех месяцев.

Мнение эксперта

Миронова Анна Сергеевна

Юрист и адвокат по автомобильному праву. Специализируется на административном и гражданском праве, страховании.

Автомобиль является объектом, представляющим повышенную опасность для человека, что требует от водителя повышенного уровня ответственности. По этой причине оставление места ДТП, особенно, с пострадавшими, является серьезным правонарушением, которое судьи рассматривают с максимальной строгостью.

Ещё один вопрос, всегда вызывающий самый живой интерес у водителей, которые всё-таки оставили место ДТП, это – существует ли срок, по истечению которого их уже невозможно привлечь за это к ответственности, и если такой срок есть, то сколько он составляет и как он высчитывается?

Конечно же, срок давности привлечения к ответственности водителя, если он покинул место ДТП, законодателем предусмотрен, и составляет он три месяца со дня совершения правонарушения. Ни с момента установления личности водителя, ни со дня передачи дела в суд или принятия судом дела к производству, и т.д., а именно со дня совершения правонарушения.

Из чего, в свою очередь, следует, что если в течение трёх месяцев со дня ДТП сотрудники ГИБДД не смогли передать дело в суд, либо судья почему-то не успел это дело рассмотреть, то ответственность водителю более не грозит.

Однако подобное развитие событий – достаточно большая редкость. В последнее время инспекторы по розыску обычно успевают своевременно устанавливать личность оставившего место ДТП водителя, произвести необходимые процессуальные действия, составить должным образом административный материал и направить дело в суд.

Штраф за отъезд с места дтп

Не стоит также питать больших надежд и на то, что судья не успеет рассмотреть дело, если оно принято им к своему производству, это единичные и исключительные случаи. Даже если дело поступает в суд буквально за два-три дня до окончания срока давности, судьёй обычно прилагается максимум усилий к тому, чтобы всё равно вынести постановление в пределах данного срока.

Впрочем, может произойти и так, что судья не примет дело и отправит его назад – в ОГИБДД, для исправления каких-либо недостатков. Это тоже бывает нечасто, но если это происходит, то шансы на избежание ответственности значительно повышаются, поскольку истечение срока давности не прерывается, и пока дело «ходит» между судом и отделом ГИБДД, этот срок может и истечь.

Если же никаких недостатков в деле судьёй не выявляется и дело им принимается к производству, то это практически всегда означает, что постановление (чаще всего обвинительное) будет вынесено в пределах срока давности, и в следующий раз о данном сроке уместно будет вспомнить лишь в случае возможной отмены постановления в вышестоящем суде по каким-либо процессуальным основаниям, когда будет решаться вопрос о возможности или невозможности направления дела на новое рассмотрение в первую судебную инстанцию.

Судебная практика

Что ж, нормы законодательства рассмотрены, и теперь самое время подкреплять теорию практикой.

Сразу хотим оговориться: в данном разделе будут представлены только случаи, закончившиеся в судах победами по таким делам, и в которых принимали участие профессиональные юристы в качестве защитников. К сожалению, судебная практика в целом такова, что судьи намного чаще стараются занимать сторону сотрудников полиции, а исход каждого дела во многом может зависеть от личности судьи и прочих весьма субъективных обстоятельств.

Надеемся, данный раздел окажется полезным для тех, кому в настоящее время грозит суд по оставлению места ДТП – возможно, в приведенных примерах (для ровного счёта пускай их будет десять) найдётся что-то общее с обстоятельствами дела, возбуждённого в их отношении…

В ОГИБДД поступило заявление о том, что некто, управляя транспортным средством, допустил незначительное столкновение (фактически касание) с другим транспортным средством и уехал.

Инспекторы, установив собственника автомобиля, вызвали его в отдел и не выясняя вообще ничего (не интересуясь даже, кто находился за рулём во время происшествия), составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Когда гражданин начал высказывать недоумение по этому поводу и возмущаться, автор протокола сказал, что «в суде разберутся, кто там был за рулём». Собственно, разобрались. Вообще, случай достаточно редкий: инспекторы ДПС обычно выясняют хотя бы, являлся ли собственник водителем в момент ДТП.

Подробно об обстоятельствах дела

Тоже замечательная история.

Владельцем автомобиля были обнаружены на нём свежие повреждения с вкраплением краски синего цвета. Поскольку в том же дворе стоял автомобиль синего цвета, на котором, как он посчитал, имелись схожие повреждения, он предположил, что имел место контакт именно с этим автомобилем, и обратился к его владельцу с соответствующими претензиями.

Но переговоры зашли в тупик и в дело вмешались сотрудники ГИБДД. Не исследуя повреждения на автомобилях — насколько они вообще соответствуют друг другу, не замеряя даже, на каком уровне они находятся относительно опорной поверхности, они, недолго думая (автомобиль же – синий!) составили в отношении нашего будущего подзащитного протокол за оставление места ДТП и направили дело мировому судье, который вынес постановление о лишении прав.

К счастью, суд второй инстанции удалось убедить в том, что доказательная база, мягко говоря, слабовата.

Примерно похожая ситуация, но в данном случае сотрудники ГИБДД не только не сопоставляли между собой повреждения на автомобилях, но ими была проигнорирована даже видеозапись, из которой чётко следовало, что между транспортными средствами не было контакта. Мировой судья оправдал водителя.

Заправившись на АЗС, водитель забыл вынуть из бака автомобиля топливораздаточный пистолет и начал движение. Результат закономерен: обрыв шланга. На первый взгляд, все признаки ДТП – налицо, а поскольку в итоге водитель место происшествия покинул, не вызывает сомнения и его вина в оставлении места ДТП. По всей видимости, примерно из таких соображений исходил мировой судья, который вынес постановление о лишении прав за оставление места ДТП.

Но после вмешательства в дело юриста, выяснилось, что сам механизм поворотно-разрывной муфты повреждён не был. Как следствие, не было причинено и ущерба. Соответственно, происшествие не является ДТП с точки зрения ПДД РФ, и поэтому в действиях водителя нет состава правонарушения, в связи с чем во второй инстанции производство по делу было прекращено.

Отсутствие умысла

судебная практика по оставлению места дтп всеми водителями

Водитель рейсового автобуса во время следования по маршруту допустил резкое торможение, из-за чего один из пассажиров стукнулся лицом о впереди стоящее сидение. Как это будет установлено в дальнейшем, пассажиру был причинён здоровью.

Но на тот момент об этом ничего не было известно даже пассажиру, поэтому он, ничего не сказав водителю, сошёл с автобуса на следующей же остановке и пошёл домой, записав перед этим, правда, госрегзнак автобуса. Уже дома ему стало плохо, и он обратился в медицинское учреждение, откуда, в свою очередь, информация о ДТП была передана сотрудникам ГИБДД.

Установить личность водителя автобуса стало делом техники. Сотрудники ГИБДД прекрасно с этим справились и впоследствии составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Дело поступило в один из районных судов г. Москвы, судья которого лишил водителя права управления транспортными средствами.

Однако постановление было обжаловано в Московском городском суде, где судья полностью согласился с доводами о том о невиновности водителя.

Вообще, водители, ставшие участниками ДТП, нередко попадают в неприятности из-за странных действий пострадавших.

Именно так произошло и в данном случае. Водитель неаккуратно остановился прямо на пешеходном переходе, и один из пешеходов, перебегая дорогу, налетел на стоящий автомобиль, в результате чего упал. Водитель вышел из автомобиля, поинтересовался у пешехода, не пострадал ли он, нужна ли ему медицинская помощь, но пешеход, не сказав ни слова, буквально убежал с места происшествия, записав, однако, госномер автомобиля.

Позже пострадавший почувствовал боль в ноге, в связи с чем также обратился за медицинской помощью. А дальше – всё как в предыдущем случае: медики сообщили о происшествии в ГАИ, инспекторы установили личность водителя, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и передали дело в суд.

К счастью, судью удалось убедить в том, что в анализируемой ситуации в действиях водителя состава правонарушения нет.

И снова случай с ДТП, в котором пострадал человек. В процессе движения задним ходом водитель совершил наезд автомобилем на пожилого мужчину, от чего последний упал и получил телесные повреждения. Всё это произошло на глазах супруги данного мужчины и многочисленных свидетелей, между которыми и водителем сразу же возникли неприязненные отношения, что, впрочем, и понятно.

Но надо отдать должное водителю: стойко выдержав все упрёки очевидцев, он не предпринял даже попытки скрыться с места происшествия. Напротив, он общался с пострадавшим и с его супругой, предлагал им свою помощь, оставил им все свои контактные данные – в общем, вёл себя предельно прилично. Более того, он дождался приезда наряда «Скорой помощи» и оставил свои данные медикам, и лишь после этого уехал с места инцидента.

Разумеется, впоследствии его вызвали в отдел ГИБДД, где составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Осознав, чем ему грозит данная ситуация, и сразу же озаботившись вопросом, как избежать лишения прав за оставление места ДТП, гражданин обратился к нам. Мировой судья согласился с сотрудниками ГИБДД, однако судья городского суда, рассмотревший жалобу на постановление, по достоинству оценил действия водителя и согласился с защитой в том, что его действия должны быть переквалифицированы на ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. В итоге водитель получил штраф за оставление места ДТП.

судебная практика по оставлению места дтп всеми водителями - 2

В данном случае водитель вынужденно уехал с места ДТП в связи с необходимостью доставления в больницу пострадавшего, откуда сообщил в ГИБДД о факте произошедшего.

Инспектор ДПС, а следом и мировой судья посчитали, что водитель должен понести наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с чем, в свою очередь, не согласился судья городского суда, который на стадии уже рассмотрения жалобы на постановление прекратил производство по делу.

В начале настоящей статьи мы задавались вопросами о том, как определяются границы места ДТП, и имеет ли какое-либо значение расстояние, на которое может удалиться гражданин от места происшествия. И это вовсе не праздные вопросы!

Потому что встречаются инспекторы ДПС, которые на полном серьёзе полагают, что если водитель остановился не сразу на месте ДТП, а проехал, например, несколько десятков метров, то это вполне достаточное основание для квалификации его действий по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. И даже для объявления его самого и его автомобиля в розыск, и это при том, что автомобиль находится в непосредственной близости от места происшествия, о чём инспектору прекрасно известно, а сам водитель чуть ли не насильно пытается вручить инспектору свои документы и всячески выражает согласие на участие в оформлении материала по ДТП.

Более того, встречаются даже мировые судьи, которые разделяют такую странную позицию. Но, к счастью, есть и другие судьи – пограмотнее и поопытнее, которые всё-таки понимают всю абсурдность обвинения и не соглашаются с наличием в действиях такого водителя состава правонарушения.

Ну и напоследок классика жанра: отмена постановления суда первой инстанции по процессуальным основаниям и прекращение производства по делу, ввиду невозможности его направления на новое рассмотрение, так как на момент вынесения решения по жалобе срок давности привлечения к ответственности истёк.

Необходимо отметить, что подобная ситуация может сложиться по любому делу, безотносительно его фактических обстоятельств.

Оцените статью
Помощь автомобилисту