Штраф за движение по тротуару

Информация

Понятия “тротуар”, “пешеходная дорожка” и обочина

Чтобы понять, чем таким является тротуар, достаточно заглянуть в ПДД. Текст в отношении тротуаров не меняли в 2015 и 2016 годах, а также оставили неизменным в 2017 и 2018 году. Потому, как и раньше, тротуаром считается элемент дороги, который специально предназначен для перемещения пешеходов.

При этом тротуары примыкают к проезжей части или к специальным дорожкам, предназначенным для езды на велосипеде.

В некоторых случаях тротуары и дороги разделяют зеленые газоны. Хотя такое есть далеко не везде. Порой разделение осуществляется с помощью бордюров, гравия или разграничителей другого типа. А бывает и так, что разметку, которая делит тротуар и автомобильную дорогу, почти не видно. Это актуально для сёл и маленьких городов. И тут автомобилисту становится сложно понять, едет он по дороге, или уже пересек линию тротуара.

А при попадании хотя бы одного колеса в запрещенную для машин зону сотрудники ГИБДД уже с удовольствием вам остановят, выпишут протокол и постановление о правонарушении.

Разрешенный въезд

Порой для разгрузки движения по автомобильным дорогам приходится использовать тротуарные зоны. Но это совершенно не относится к ситуациям, когда водители попросту пытаются объехать пробку, заезжая на пешеходную зону. Оправдаться за подобный манёвр не получится, если его удалось зафиксировать.

Но есть несколько ситуаций, когда действительно по закону допускается заезд на тротуарную зону. А именно:

  • Подвозится товар к магазинам при отсутствии иного подъездного пути. Это актуально для множества торговых точек, которые кроме как по тротуару ближе подвести продукцию никак не могут;
  • Ведутся ремонтные работы, в которых принимают участие машины. Тут машина может заехать на тротуар, поскольку она выполняет свои служебные обязанности;
  • Требуется оказать помощь человеку. Для этого машины полиции, скорой и иных служб имеют право пересекать линии;
  • Отсутствует возможность добраться до требуемого пункта, не заезжая на тротуары. Так обстоят дела с некоторыми заездами во дворы.

Лишь последний пункт может вызывать некоторые сомнения и споры касательно правомерности действий водителя. Но если иные пути доступа отсутствуют, тогда дается право на пересечение тротуара. Хотя делать это следует с особой осторожностью. Ведь при наезде на пешехода виновником будет автомобилист.

Общая для всех дорога или трасса состоит из нескольких частей. Посередине расположена проезжая часть с обочинами по обеим сторонам и тротуарами для пешеходов. Зона для них отделяется бордюром из бетона, металлическими ограждениями или полосой газона. Обочины прилегают к краям дороги, и отличаются другим материалом, из которого они сделаны или разметкой.

Тротуары, как правило, приподняты и находятся выше проезжей части. По нормативам ГОСТа, эти полосы должны быть не меньше 1 метра в ширину. Максимальный размер не установлен и зависит от ежедневного потока людей. В этой зоне могут перемещаться велосипедисты младше 14 лет. Лица старше этого возраста имеют право ехать рядом с пешеходами, но только в том случае, если там нет велодорожки и возможности двигаться по проезжей части.

Обочина, в отличие от тротуара, всегда на одном уровне с основной дорогой. Она не отделяется ограждениями. На ней разрешается остановка и стоянка автомобилей и мотоциклов. Проезд машин по краю дороги запрещен, кроме особых ситуаций, если нет другого варианта. Но по обочине могут передвигаться велосипедисты старше 14 лет, водители скутеров и мопедов.

Для кого предназначен тротуар и что об этом написано в ПДД?

Тротуар всегда можно определить по наличию отдельного бордюра или зелёным насаждениям. Пешеходная дорожка обозначается знаком 4.5, который может действовать только до ближайшего перекрёстка. На нём, как мы заметили, не указан ни автомобиль, ни мотоцикл. Соответственно, передвигаться им в пределах данных пешеходных зон запрещено.

И не беда, если бы в каждом населённом пункте тротуар обозначался соответствующим образом, который предусмотрен в Правилах дорожного движения. Но вот не всегда это получается. Особенно в провинциальных городах и местечках, где качество покрытия дорог оставляет желать гораздо лучшего. Прискорбное состояние дороги приводит к тому, что не видно линии разметки, которая разграничивает тротуарную и проезжую части.

Знак «Пешеходная дорожка»

Таким знаком обозначаются пешеходные дорожки

Правила Дорожного движения обозначают тротуар, как элемент дорожного полотна, передвигаться по которому разрешается исключительно пешком. Как правило, пешеходную часть дороги отделяют от автомобильных полос газоном или бордюром. Бордюры и газоны предназначены для ограничения движения машин.

Существует ещё один вид пути, рассчитанный только на пешеходов – пешеходная дорожка. В отличие от тротуара дорожки располагаются около шоссе или на существенном удалении от него (например, в парках или скверах). Для обозначения путей пешего передвижения разработан специальный дорожный знак (пункт 4.5.1), который по общим правилам действует до ближайшего перекрёстка.

Особенности обочины, как элемента дороги, заключаются в следующем:

  1. Имеет иные покрытие и разметку.
  2. Находится на уровне проезжей части.
  3. Примыкает к дорожному полотну.
  4. Не используется для пешего передвижения.

На вопрос: допускается ли движение автомобилей по тротуарам (или пешеходным дорожкам), Правила дорожного движения дают положительный ответ в следующих ситуациях:

  • для машин спецтехники (например, аварийные службы);
  • для личного ТС, если нет иной возможности подъехать к домовой парковке;
  • для выгрузки товара в магазин (погрузки для доставки покупателю).

Законодатель категорически запрещает размещение транспортных средств на тротуарах независимо от времени остановки. Движение по тротуару ПДД также не разрешают.

Ответственность за нарушение

В 12й статье КоАП установлен штраф за езду по тротуару. Нарушением классифицируется заезд за бордюр, ограничивающий часть улицы для людей, или попадание на него одним колесом машины. За первично зафиксированное нарушению водителю придется заплатить две тысячи рублей.

Остановка или стоянка транспорта на запрещенном участке – основание для протокола в 1000 рублей.

За парковку на бульваре шоферу грозит не только административное взыскание, но и эвакуация авто на спецстоянку.

Представители Общественной палаты РФ предлагают ужесточить наказание до лишения прав водителя за повторную езду по тротуару, но закон об этом еще не принят.

Не секрет, что дороги очень загружены машинами. Особенно это касается крупных городов. Потому часто дорожные инспекторы игнорируют мелкие правонарушения в виде заездов на тротуары.

Хотя для фиксации достаточно того, что полицейский увидел, как машина проехалась по тротуару, не имея соответствующий оснований на подобные маневры. В качестве доказательств подойдут свидетели среди пешеходов. Либо же видеозапись. Вряд ли пешеходы, которым водитель помешал спокойно пройти по тротуару, откажут себе в удовольствии наказать хама.

Можно ли оспорить

Да, водитель может избежать наказания. Но для этого ему придется пойти против совести, если штраф выписали за реальное правонарушение. Другое дело, когда автомобилисту инкриминируют то, чего он не совершал. Хотя в вопросе заезда на тротуар обычно все очевидно, и водитель действительно виноват.

Предположим, что со штрафом вы все равно не согласны. Тут нужно действовать по такому же принципу, как и в случае оспаривания любого другого штрафа. Просто почитайте эту статью, и многое для вас станет ясно.

Роль пешеходов

Многие водители обижаются на пешеходов, поскольку те часто сообщают в полицию о том, что автомобилисты заехали на пешеходную зону. Но тут следует быть честными до конца. Вряд ли водителям понравятся, если пешеходы поголовно будут выходить на дорогу в неположенном месте.

Будучи бдительным и немного обиженным пешеходом, сообщить о правонарушении, когда автомобилист заехал на тротуар, не сложно. Для этого нужно:

  • зафиксировать с помощью любого записывающего устройства факт заезда;
  • убедиться, что на видео видно госномера и машину;
  • по электронной почте отправить заявление;
  • приложить к письму фото и видео доказательства;
  • указать марку, номера машины, цвет и адрес, где все произошло;
  • оставить свои контактные данные.

Часто пешеходы делают практически все по этим пунктам, кроме последнего. Не все хотят раскрывать свою личность, а потому письма отправляют анонимно. Но так вы нарушителя не накажете, поскольку анонимные заявления никто рассматривать не будет. Такие правила.

Когда в ГИБДД получат письмо, дается месяц на проверку факта достоверности. Потому от заявителя могут потребоваться показания. Когда факт нарушения подтвердят, заводится дело и нарушителя наказывают.

Нет ничего хорошего в езде на машине по тротуарам. Нужно уважать пешеходов, как и им следует уважать автомобилистов. У всех есть свои зоны, где они могут свободно и по правилам передвигаться. А потому влезать на чужую территорию не стоит.

Что грозит водителю за нарушение?

Глава 12 КоАП РФ регламентирует ответственность за правонарушения в области дорожного движения.

Выезд в пешеходную зону и стоянка в неположенном месте наказывается следующим образом:

  1. Штраф за езду по тротуару составляет 2 000 рублей (ч.2 ст. 12.15 КоАП).
  2. За остановку или стоянку водитель заплатит 500 рублей (ч.1 ст. 12.19 КоАП).

Санкция за нарушение правил передвижения автомобилей в пешеходных зонах одинакова для всех регионов России. С 2016 года действует скидка на оплату 50% штрафа в течение 20 дней после получения постановления с реквизитами.

Как можно доказать подобное правонарушение

Самым простым способом «попасть» на штраф станет неожиданная встреча с инспектором ГИБДД, что происходит, как правило, в самое неподходящее для нарушителя время и в самом неожиданном для него месте. Справедливости ради стоит сказать, что дорожной полицией относительно слабо контролируются подобные манёвры автомобильных хамов.

Причина, видимо, в том, что подобные правонарушения нельзя считать системными, то есть, такими, которые регулярно происходят на определённом участке дороги. Ведь довольно сложно предвидеть, появится сегодня подобный нарушитель, разгоняющий капотом своего автомобиля пешеходов на тротуаре, как катер волны, или нет.

Для доказательства правонарушения стражам порядка будет достаточно видеофиксации езды автомобиля по тротуару и показаний свидетелей. Вполне возможно, что недостатков последних не будет, поскольку сами пешеходы очень категорично относятся к проявлению подобного хамства и неуважения к их правам. В принципе, если инспектором правильно составлен протокол, то его будет довольно сложно оспорить в суде.

Движение по тротуару наказывается штрафом, если сотрудник ГИБДД зафиксирует эпизод правонарушения. Однако основная задача патрулей ДПС контролировать поведение ТС на проезжей части. Поэтому в пешеходных зонах редко задерживают автомобильных хамов.

Доказательствами административного проступка являются:

  • видеофиксация езды по тротуару;
  • показания очевидцев.

Немаловажное значение имеет грамотное оформление протокола инспектором.

Законодательство в области ответственности за передвижение по пешеходным путям обладает определёнными недостатками. Юридические недоработки позволяют многим водителям избегать наказания.

Что угрожает водителю за нарушение

Административный кодекс Российской Федерации предусматривает наказание не только за езду по тротуарам, но и за остановку на них. Подобные правонарушения регламентируются Статьей 12.15 Административного кодекса. В 2018 году штраф за езду по тротуарам составит 2000 рублей.

Штраф за движение по тротуару

Если же водитель решил оставить своё транспортное средство на тротуаре, то подобная стоянка обойдётся ему в 1000 рублей. Характерно, что автомобиль считается остановившимся на тротуаре даже в том случае, если на бордюре стоит только одно его колесо. Поэтому, оставив машину подобным способом, её владелец должен понимать, что встретиться с ней в следующий раз он сможет только на штрафплощадке и только после оплаты соответствующего штрафа, а также услуг хранения.

Интересно, что штраф за езду по тротуару и остановку на нём является единым для всех российских регионов. Даже в крупных населённых пунктах федерального значения он составит такую же сумму. Ведь во многих из них существует система удваивания некоторых штрафов за нарушение ПДД.

Статистика дорожно-транспортных происшествий в последние годы показывает значительный рост пострадавших пешеходов от наезда на них транспортных средств на тротуарах. Наиболее угнетающая статистика, естественно, наблюдается в крупных городах страны. Ввиду этого активисты, которые борются за соблюдение законности на российских дорогах, активно требуют ведения гораздо более серьёзной административной ответственности за езду по тротуарам, чем штраф в 2000 рублей.

Неоднократно высказывались пожелания лишать водителей прав за совершение подобных манёвров. На законодательном уровне подобные предложения пока что не рассматривались. Однако автомобильные эксперты прогнозируют в недалёком будущем значительное увеличение суммы штрафов и ужесточение санкций за совершение нарушений Правил дорожного движения в России.

Откровенно говоря, в основе предполагаемых изменений лежит не только правовая и морально-этическая составляющие, но и экономическая. Большинство штрафов было введено ещё до значительного падения курса рубля? и по нынешним временам они перестают быть серьёзным сдерживающим фактором для нарушителей на российских дорогах. В последнее время в Административном кодексе России всё же произошли некоторые изменения, но они затронули лишь часть сегмента нарушений ПДД.

Как можно самостоятельно бороться с автохамством?

Пешеходы, которым довелось наблюдать передвижение автовладельцев по запрещённым зонам, могут самостоятельно привлечь нерадивых водителей к ответственности. Попытка наказать автохама не означает, что человек должен преграждать путь мешающей ему машине. Знак «Стопхам», наклеенный на стекло авто, редко помогает перевоспитать нарушителя.

Существует два способа, поясняющих, куда можно жаловаться на нарушение ПДД:

  1. Сообщить в правоохранительные органы о факте езды по людному тротуару (устно или по телефону).
  2. Зафиксировать манёвры возмутителя спокойствия на камеру мобильного телефона.

Если на видеозаписи хорошо видно госномер машины нарушителя, то копия доказательства передаётся в органы ГИБДД или размещается на официальном Интернет-портале ведомства.

В случае направления электронного обращения необходимо отразить следующие сведения:

  • модель (выпуск) транспортного средства и его государственный номер;
  • данный устройства, на котором была сделана запись (телефон, камера);
  • адрес места, где зафиксировано нарушение (наименование улицы, номера зданий);
  • краткая информация, в каком направлении двигался автомобиль (манёвры водителя);
  • дата и время происшествия;
  • контактные данные заявителя (фамилия, имя, отчество, телефон, e-mail).

По общим правилам срок рассмотрения заявления составляет 30 дней. Если в течение месяца заявитель не получит ответ, то ему желательно повторно обратиться в ГИБДД.

Штраф за езду по тротуару

Штраф за движение по тротуару составляет 2 000 рублей независимо от региона.

Таким образом получается, что с точки зрения штрафов в Москве и Санкт-Петербурге по тротуарам дешевле ездить, а в остальных регионах дешевле на тротуарах стоять.

Примечание. В некоторых ситуациях правила дорожного движения разрешают движение по тротуару. При этом водитель не должен быть наказан.

Например, грузовой автомобиль может проехать по тротуару к магазину для разгрузки. Такой маневр разрешается только в том случае, если других путей подъезда не предусмотрено.

Список транспортных средств, которым не разрешается ездить в пешеходных зонах », не ограничивается автомобилями.

Запрещается передвигаться по аллеям и тротуарам водителям, управляющим следующими устройствами:

  1. Мотоцикл.
  2. Скутер.
  3. Мопед.
  4. Электромобиль.

Действие статьи 12.15 КоАП РФ распространяется на владельцев перечисленных классов ТС (езда по тротуару штраф 2000 рублей).

Мотоцикл и скутер обладают большей степенью опасности для пешехода, чем автомобиль. Водители двухколёсных агрегатов чаще заезжают на аллеи и дорожки. Наказать их довольно сложно, так как лицо нарушителя закрыто шлемом, госномер зафиксировать трудно.

Отдельное место в этом ряду занимают велосипедисты. При отсутствии специальных знаков ПДД не разрешают их передвижение в пешеходных зонах. Размер штрафа за проезд на велосипеде составляет 800 рублей.

Лица, ведущие в руках мопеды, скутеры и велосипеды, считаются пешеходами

В части движения по тротуарам ограничения ПДД распространяются не только на автомобили.

Водителям категории «А», управляющим скутером мотоциклом, также запрещена езда по тротуару. Размер штрафа для них аналогичен – 2000 рублей.

Езда на велосипеде по тротуару карается штрафом в 800 рублей. На практике данный вид нарушения фиксируется редко, однако КоАП наказание предусмотрено.

Парковка на тротуаре

Некоторые изменения, появившиеся в Правилах дорожного движения России в конце 2014 года, расширили перечень транспортных средств, которым запрещено двигаться по тротуарам, пешеходным или велосипедным дорожкам. В частности, запрещается движение мотоциклов, мопедов, скутеров, электромеханических транспортных средств.

Управляющие ими лица, наравне с водителями автомобилей, будут нести ответственность по упомянутой выше статье российского Админкодекса. И водитель мотоцикла, и водитель мопеда или скутера заплатит 2000 рублей штрафа за нарушение правил, запрещающих езду по тротуарам, пешеходным или велосипедным дорожкам.

Очень часто владельцы мопедов или скутеров игнорируют данное положение законодательства. Особенно это можно часто наблюдать в провинции. О водителях мопедов и скутеров вспоминают относительно редко, но, как показывает практика, именно они чаще всего являются нарушителями общественного порядка на тротуарах и виновниками в травмировании ничего не подозревающих пешеходов. При этом подобную категорию нарушителей гораздо сложнее задержать, идентифицировать и привлечь к административной ответственности.

Обновлённая версия российских ПДД уделяет особое внимание велосипедистам и тем местам, где им разрешено или запрещено ездить, а также (наконец-то) определяет место в транспортной пищевой цепи велосипедов с электродвигателями. С последнего и начнём.

Велосипед с электромотором у забора

Велосипеды с электродвигателями наконец-то признали велосипедами

Транспортное средство, оборудованное электромотором, мощность которого в режиме длительной нагрузки составляет не более 0,25 квт, также признаётся велосипедом. При этом электродвигатель должен отключаться на скорости 25 км/ч самостоятельно. До этого решения возникало много споров и много копий было сломано в вопросе, признавать ли велосипед с электромотором электромеханическим транспортным средством или нет.

Также в Правилах было более детализировано понятие велосипедной и велопешеходной дорожек. Это может быть интересно в разрезе темы данной статьи, поскольку штрафные санкции за езду механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам совершенно не отличаются от таковых за передвижение по тротуарам. Если до нововведений юристы считали данный момент изъяном в законе, то теперь всё встало на свои места.

Парадоксально, но велосипедистам ездить по тротуарам тоже нельзя, если нет соответствующего знака, разрешающего движение на велосипеде. Для этого как раз и существуют велосипедные и велопешеходные дорожки. На велосипедиста может быть наложен штраф до 800 рублей за подобные действия. Но, честно говоря, на практике случаи штрафования велосипедистов за езду по тротуарам можно пересчитать на пальцах одной руки.

Как уже было сказано, штрафные санкции для мотоциклиста, который едет по тротуару, велосипедной или велопешеходной дорожкам, ничем не отличаются от штрафов для автомобилистов. Но на самом деле мотоциклист, едущий с большой скоростью по тротуару, гораздо опаснее, чем автомобиль. Дело в том, что он менее заметный и при этом более манёвренный, пешеход успевает заметить его в самый последний момент.

Да и доказать данное правонарушение, совершённое мотоциклистом, гораздо сложнее, чем зафиксировать автомобиль. Имеется в виду видеофиксация. Во-первых, номер у мотоцикла только сзади. Во-вторых, мотоциклист, как правило, едет в мотоциклетном шлеме с закрытым забралом. Поэтому номер мотоцикла засечь гораздо сложнее, а идентифицировать самого мотоциклиста на видеозаписи практически невозможно.

езда по тротуару

Приблизительно такие же нюансы есть при совершении правонарушения, связанного с передвижением по тротуару водителями скутеров и мопедов. В некоторых городах уже много лет подряд устраиваются рейды, при которых сотрудники ГИБДД и патрульной полиции вылавливают ушлых скутеристов в том числе и на тротуарах.

Ещё далеко не все из них выполнили установленные нормы, получив права на вождение данного транспортного средства (или хотя бы открыв соответствующую категорию) и зарегистрировав его в установленном законом порядке. Поэтому и госномеров у них просто нет, а поймать подобного «короля дороги» можно разве что за руку. Наезд скутера или мопеда на пешехода вполне может привести к тяжёлым последствиям.

нарушением это не будет ни в коем случае. ПДД приравнивают к пешеходам тех, кто передвигается в инвалидных колясках, не оборудованных двигателем, велосипедистов, ведущих велосипеды в руках, людей, которые везут санки, тележки, детские или инвалидные коляски. Пешеходами также считаются лица, которые используют для передвижения самокаты, роликовые коньки и так далее.

Самостоятельная борьба с автомотохамством

Пешеходы вправе самостоятельно фиксировать подобное нарушение со стороны автомобильных хамов. Что для этого нужно? Не всегда и не везде есть бдительная дорожная полиция, а бороться с подобной угрозой для своей жизни и здоровья просто необходимо. Ведь кто ещё сможет указать наглецу на его место?! Только бдительные граждане…

Во-первых, необходимо позвонить в полицию и сообщить правоохранителям о том, что было совершено подобное правонарушение. Во-вторых, необходимо сделать видеозапись. Если машину, едущую по тротуару, удалось полноценно заснять (с отчётливыми государственными номерами, лицом водителя, возможностью определить марку, цвет и другие необходимые характеристики), то видеозапись можно разместить на интернет-портале ГИБДД.

  • государственные номера и марку автомобиля нарушителя;
  • информацию о том, с помощью какого устройства производилась видеозапись;
  • адрес места происшествия (район, улица, номера близлежащих домов);
  • подробно описать манёвра нарушителя;
  • отметить время происшествия;
  • оставить свои личные и контактные данные.

Необходимо сказать, что если последний пункт не будет соблюдён, то правоохранители просто проигнорирует подобное заявление. Анонимные заявления не рассматриваются. Если же заявитель укажет свои контакты, то на его электронный адрес будет направлено письмо, являющееся подтверждением того, что заявление принято к рассмотрению.

В письме будет указан его индивидуальный номер. В ГИБДД будут рассматривать заявление в течение одного календарного месяца. Спустя этот период будет направлено следующее письмо, в котором содержится информация по результатам расследования. Сознательному пешеходу, зафиксировавшему на видео подобный факт, а также отославшего видеодоказательства в ГИБДД, следует быть готовым к отстаиванию своих интересов в суде. Желательно также иметь нескольких свидетелей, которые могут подтвердить, что данный противоправный инцидент действительно имел место.

Как это работает в реальной жизни?

Правила создаются для того, чтобы их соблюдать. Однако жизненные реалии отличаются от предписаний, установленных на бумаге. В любых правилах существуют исключения.

Ситуации, когда вождение или стоянка на тротуарных дорожках могут быть разрешены:

  • подъезд к торговым площадкам, расположенным в пешеходных зонах;
  • подъезд к парковкам, находящимся внутри жилого комплекса.

Действия сотрудников ГИБДД могут быть разными в случаях, которые кажутся одинаковыми на первый взгляд.

Подъезд к магазину

Торговая точка, расположенная в пешеходной зоне, имеет специальный проезд для разгрузки товаров. Водитель заехал на тротуар, так как подъездной путь был занят другим автомобилем. Инспектор ГИБДД составил протокол и штрафовал шофёра на 2000 рублей. Оправдание водителя, что ему необходимо выгрузить товар, не было принято судом при обжаловании. В данной ситуации новый автомобиль должен был обождать, когда освободится проезд.

Процедура и сроки оспаривания

В течение 14 календарных дней с момента получения постановления о штрафе на руки у водителя есть возможность подать заявление в местное управление ГИБДД. Постановление может быть выписано инспектором на месте или прийти по результатам видеофиксации. В последнем случае начало срока будет положено в момент получения постановления на почте.

В заявлении необходимо указать дату, когда было выписано постановление, его номер, а также привести аргументы, доказывающие, что, с точки зрения водителя, обвинение его в административном нарушении незаконно. В ГИБДД жалоба должна быть рассмотрена в течение десяти рабочих дней. О вынесенном решении заявитель будет уведомлен письменно на официальном бланке этой организации.

Но решение инспекции по данному вопросу (если по результатам расследования постановление о штрафе продолжает действовать) вполне может быть оспорено в суде того населённого пункта, где она находится. Практика свидетельствует о том, что жалобы, рассматриваемые в ГИБДД, имеют мало шансов быть удовлетворёнными.

Наибольшей проблемой является то, что дело рассматривается без участия водителя. У него отсутствует возможность предоставления дополнительных доказательств, например, показаний свидетелей, видеоматериалов или фотоматериалов. Точной статистики не существует, но эксперты утверждают, что около 90% постановлений о штрафах остаётся в силе после рассмотрения заявлений об их необоснованности сотрудниками данной службы.

…Чего нельзя сказать о рассмотрении дела в суде. Заявление в суд можно подать в течение того же срока с момента получения постановления о штрафе, что и в ГИБДД. Также возможно после негативного решения этой службы в течение 14 календарных дней обратиться в суд. Вопрос — в какой? Обращаться необходимо в суд, который расположен там, где совершено правонарушение.

Это, безусловно, создаёт массу неудобств транзитным водителям, которые нарушили Правила дорожного движения далеко за пределами родного города. Существует специальный сайт «Правосудие», на котором можно проверить, к какому району относится тот или иной суд. По закону суд должен рассмотреть заявление на протяжении двух месяцев с момента его подачи.

При этом рассмотрение дела судьёй должно происходить с нуля, не учитывая выводы, сделанные при рассмотрении дела в ГИБДД. При обжаловании административного штрафа очень важно указать на процессуальные нарушения, допущенные как при составлении протокола на месте, так и при рассмотрении заявления в ГИБДД.

Если суд вынес неправомерное, с точки зрения водителя, решения по его делу, он может обратиться в Апелляционный суд. Там рассмотрение его дела также будет происходить с нуля. Апелляционный суд может рассматривать жалобу в течение трёх месяцев.

Если суд первой инстанции рассматривает дело больше установленного законом срока, то постановление о штрафе автоматически теряет свою правомерность. Это же утверждение актуально и для рассмотрения в Апелляционном суде. 2000 рублей штрафа за езду по тротуару, в принципе, являются не очень большой суммой.

Поэтому далеко не каждый российский водитель станет пытаться добиваться правосудия. Именно этим часто пользуются нерадивые инспекторы дорожной полиции, неправомерно штрафующие водителей, особенно в неоднозначных ситуациях. Статистика утверждает, что заявителями выигрывается около 90% дел по обжалованию неправомерных штрафов ГИБДД. Именно поэтому, если нет желания платить штраф или вопрос в соблюдении жизненных принципов, то в суд обращаться всё же стоит.

Постановление инспектора ДПС о штрафных санкциях за административное правонарушение обжалуется, если водитель несогласен с нарушением. Срок принятия встречной жалобы составляет две недели с момента получения документа о назначении наказания. Подать ходатайство следует в районное управление (отдел) ГИБДД.

В заявлении указывается следующая обязательная информация:

  1. Личные данные водителя.
  2. Сведения о постановлении (дата, номер).
  3. Доказательства невиновности автолюбителя.

Следующим шагом является обращение в суд первой инстанции в течение 14 дней после отказа ГИБДД отменить наказание. Рассмотрение материалов дела в суде занимает не более 2 месяцев. Если водитель сможет доказать, что движение по тротуару явилось вынужденным манёвром, суд вынесет решение в его пользу.

Практика показывает, что судьи становятся на сторону правонарушителя в 50% случаях.

Движение по тротуарам в любой ситуации является нарушением ПДД. Неоправданная езда в пешеходной зоне представляет реальную опасность для людей. Неоднократное отступление от правил дорожного движения приводит к лишению водительских прав лихачей и автохамов.

Как всё выглядит в реальности

Мы уже привыкли к тому, что реальность жизни значительно отличается от предписаний и установленных правил. И в большинстве случаев это понимают и сами потенциальные нарушители, и стражи порядка, призванные обеспечивать соблюдение законности. К примеру, в больших городах огромное количество торговых точек примыкает к тротуарам, что автоматически создаёт большое поле деятельности для любителей поездить по тротуару и тех, кто призван препятствовать этому. Приведём несколько примеров того, как правило запрета езды по тротуару действует или не действует на практике.

Пример первый

Водитель подъехал к магазину, расположенному возле тротуара, на грузовом автомобиле для выгрузки товара. При этом ему пришлось проехать несколько десятков метров по тротуару. Это заметил патруль дорожной полиции, находившийся в непосредственной близости. Кроме того, видеофиксатор полицейской машины заснял совершённый грузовиком манёвр.

Инспектор ГИБДД предъявил претензии водителю грузовика за нарушение соответствующего правила дорожного движения. Водитель выразил своё несогласие в протоколе, поскольку езда по тротуару разрешена при погрузке или разгрузке товара. Но самое главное в данном случае состоит в том, что у магазина был другой заезд для погузки-разгрузки, который исключал запретный манёвр.

Пример второй

Автомобиль заехал на тротуар, двигаясь к месту разрешённой парковки возле жилого дома. Другого подъезда к дому не было. Патруль ГИБДД подъехал к потенциальному нарушителю и поинтересовался причиной его запрещённого манёвра. Водитель сказал, что он живёт в этом доме и смог подтвердить это соответствующим документом.

Полицейские ознакомились с документами и пожелали водителю счастливого дня, поскольку он не нарушил Правила дорожного движения ввиду того, что заезжал на парковку рядом с местом своего проживания. А другой заезд к дому почему-то не был предусмотрен. Подобная ситуация часто бывает в провинциальных городах и при подъезде к домам, в которых мало квартир и отсутствуют установленные законом заезды для транспорта.

Пример третий

Минивэн подъехал к сигаретному ларьку, примыкающем к тротуару и расположенному недалеко от трассы. Для этого ему пришлось около 300 метров проехать по тротуару. Инспектор ГИБДД предъявил претензии водителю минивэна, поскольку от сигаретного ларька до трассы всего лишь метров десять. Остановка и стоянка в этом месте дороги разрешены.

Объем продукции, выгруженной в сигаретный ларёк, можно было нести в руках, припарковав машину на обочине дороги. Водитель-экспедитор выразил своё несогласие в составленном протоколе. При рассмотрении дела в суде было принято решение о невиновности водителя. Хотя на самом деле данная ситуация является неоднозначной, и суд вполне мог вынести и противоположное решение.

Пример четвёртый

Легковой автомобиль довольно быстро двигался по тротуару, периодически сигналя проходящим мимо людям с требованием уступить дорогу. Один из возмущённых пешеходов снял данный манёвр на смартфон. Вечером он выложил копию видеофайла на специальный портал ГИБДД. В примечаниях он подробно описал время, когда произошло правонарушение, место, где оно случилось, номер и марку автомобиля, ехавшего в неустановленном месте.

В дополнение ко всему он оставил свои личные и контактные данные. На следующий день на его электронную почту пришло письмо с уведомлением о том, что заявление о правонарушении принято к рассмотрению. Водитель был привлечён к административной ответственности. Свою невиновность он пытался оспорить в суде, но это ему не удалось, поскольку всё правонарушение было зафиксировано на видео сознательным пешеходом.

Если бы в этой ситуации пешеходы решили взять на себя роль правосудия и попытались восстановить справедливость не совсем законными методами, то на скамье подсудимых они оказались бы вместе с водителем-нарушителем, поскольку совершили хулиганские действия.

Дополнительная информация

В определённых случаях штраф можно вообще не платить. Хотя, по большому счёту, это игра в рулетку. Иногда нарушитель может не получить на руки постановление об административном штрафе в течение 80 дней, как это положено по закону. Если он получит его через 81 день, то штраф на законных основаниях можно не оплачивать, поскольку нарушены процессуальные нормы.

То же самое можно сделать, когда суд первой или второй инстанции рассматривал заявление дольше установленного в законе срока. Исковая давность административного штрафа за нарушение дорожных правил исчисляется двумя годами. Поэтому штраф можно не платить через два года с момента получения на руки постановления о нём, через два года с момента судебного решения суда первой или второй инстанции.

За границу могут не выпустить только в том случае, когда сумма штрафной санкции превышает десять тысяч рублей. И то только на основании решения суда. А для его вынесения потребуется соответствующее обращение из исполнительной службы о том, что данное лицо является злостным неплательщиком и данная мера является крайне необходимой. Несмотря на расхожее мнение о простоте запрета на выезд за пределы страны из-за неоплаченных штрафов ГИБДД, подобные случаи являются редкостью.

Итак, езда по тротуару и велопешеходной дорожке практически всегда является нарушением Правил дорожного движения. Если, конечно, водитель не попадает в категорию тех, кому там ездить разрешено. Но недалеко и недолго. Поэтому вывод прост: желание обогнать машины в дорожном заторе или сократить путь может обернуться изрядно подпорченными нервами и облегчением кошелька.

Оцените статью
Помощь автомобилисту