Как узнать класс водителя ОСАГО — определение класса КБМ водителя онлайн

Информация

Существующие классы водителей по обязательному страхованию

По системе ОСАГО водителям присваиваются классы, определяющие последующую цену полиса. При отсутствии аварий по инициативе водителя его класс повышается, и цена страховки снижается. В противном случае стоимость может вырасти почти вдвое. Обозначение классов начинается с буквы М, затем следуют цифры – 0, 1, 2 и до числа 13.

Класс водителя – ключевое значение при определении коэффициента бонус-малус (КБМ). Напомним, что с 2008 г. класс привязывается не к автомобилю, а к человеку – водителю или владельцу авто. Причем его присвоение не зависит от наличия транспортного средства – класс есть как у опытного покорителя дорог, так и у владельца водительских прав, не имеющего машины, но вписанного в чей-либо полис. Как узнать свой класс?

Коэффициент – основополагающая цены полиса. Чем больше класс, тем меньше коэффициент – это позволяет каждый год снижать стоимость на 5%. Если водитель с классом М оплачивает 145% обозначенной цены страхования, то водитель, достигший 13 уровня, оплачивает только половину стоимости.

Класс в отношении водителя определяется двумя базовыми показателями, которые зависят от срока и объема его водительского стажа в совокупности с возрастом, а также индивидуально исчисляемых сроков аварийной/безаварийной езды (по бонус-малус), рассчитываемых на общих правилах для всех страховщиков.

  • Ков – это значение возраста и стажа водителя, в рамках которого выделяются градации до 3-х лет стажа и выше трех лет при возрасте выше/ниже 22-х лет, планируется перевод градаций в один год опыта вождения, 1-2 года, и далее 2-4, 4-7, 7-11, выше 11-ти лет стажа. При этом также наличествует расчет классификации повышающих/понижающих коэффициентов по возрасту – до 22-х лет, после 22-х лет, до 25, после 25, 25-32, 32-45, старше 45. Например, для водителя со стажем до 3-х лет вождения и возрастом до 22-х коэффициент класса будет 1,8, а для водителя старше 22-х лет и с значением стажа, превышающим три года – 1;
  • Кбм – коэффициент по бонус-малус определяет класс безаварийной/аварийной езды, установленный для страховщиков по единому гос. стандарту. Классификация имеет значения М, 0, далее – от 1 до 13. Самым высоким по влиянию на цену является коэффициент М, начисляемый за аварии по вине водителя, он дает увеличение стоимости ОСАГО в 145%, наиболее положительным может быть коэффициент 13, который предоставит 50% скидку на обязательное страхование. Каждый водитель при регистрации первого полиса получает статус 3-го класса с коэффициентом 1, который будет повышаться или понижаться каждый год, по результатам наличия и кол-ва аварий по вине застрахованного.

Минимальный класс

Самый низкий класс из доступных –

– автолюбитель способен получить, только неоднократно совершая

. Классы с 0 по 2 также не могут присваиваться добропорядочному водителю, даже в том случае, если он совсем не имеет опыта вождения и впервые пришел за страховкой.

Если вы уверены, что никогда не учиняли аварий, а сотрудник страховой компании пытается присвоить вам один из вышеперечисленных классов, меняйте страховщика. Это грубейшее нарушение правил. Сотрудник решил использовать в своих интересах вашу неосведомленность в этом вопросе, и присвоить себе повышенную премию.

Расчет в ОСАГО требует только знать текущий КБМ и количество выплат в этом году. Всего существует 15 категорий:

  • М – самый низкий из всех возможных, повышает страховую премию практически в 1,5 раза;
  • 0 – дает коэффициент 2,3 к страховой премии;
  • 1 – коэффициент составляет всего 1,55;
  • 2 – коэффициент 1,4, поэтому водитель такого класса все еще платит больше тех, что получают полис в первый раз;
  • 3 – коэффициент 1, в результате платится полный размер страховой премии без каких-либо изменений;
  • 4 по 13 – постепенное снижение коэффициента на 0,5 в год, пока он не достигнет размера 0,5.

Максимальный 13 уровен дает 50% скидки от размера страховой премии.

Чтобы рассчитать КБМ водителя, достаточно знать количество страховых случаев в этом году, где вы были виновником ДТП. Все водители начинают с 3 класса и платят полный размер премии. Если они за год не стали виновниками ДТП, то в следующий раз к ним будет применяться коэффициент 0,95.

Повышение уровня всегда идет по порядку. То есть водитель 3 класса не может сразу перейти в 5, 6 или далее. Он может только перейти в 4 категорию

Но расчет класса водителя при попадании в аварию, где вы были виновником, работает иначе. Например, будучи в 3 категории, владелец транспортного средства всего при одной выплате переместится в 1 класс. Больше одной аварии – сразу класс М.

Самое сильное снижение происходит, если водитель достиг 13 класса. Первая же авария по его вине снижает категорию до 7. В результате размер скидки при оплате страховой премии снижается на 30%. Попадание в еще одну аварию снижает класс до 3, затем до 1, а потом до М.

В среднем, в зависимости от текущего КБМ, водитель при ДТП теряет 25-30% скидки. Когда страхуемое лицо имеет категории с 6 по 9, то за одну аварию в год снимается всего 3-4 класса, что равняется 15-20% скидки.

Коэффициент бонус-малус (КБМ) – это показатель безаварийной езды, который зависит от количества страховых случаев по ОСАГО. Если по вине водителя произошла авария и он воспользовался полисом, чтобы выплатить компенсацию пострадавшим, то его коэффициент снижается. Если водитель не допускает страховых случаев, то его показатель увеличивается.

Всего по КБМ существует 15 классов: М, 0 и с 1 по 13. Самый низкий из них – М, самый высокий – 13. В зависимости от класса, водитель может получить скидку или надбавку при оформлении полиса ОСАГО.

Как считается КБМ по ОСАГО в неограниченной и ограниченной страховке?

КБМ имеет большое значение при расчете стоимости полиса ОСАГО. Чем выше класс, тем больше скидка, которую может получить страхователь. Напротив, при резком падении класса стоимость страховки может заметно вырасти. Таким образом государство стимулирует безаварийную езду – людям, которые не нарушают ПДД, доступны более выгодные условия ОСАГО.

Если водитель оформляет ОСАГО впервые, то ему присваивается класс 3 с коэффициентом 1. Минимальный коэффициент – за класс 13 – составляет 0,5, он позволяет уменьшить стоимость полиса наполовину. Максимальный коэффициент – за класс М – составляет 2,45, при нем стоимость страховки возрастает почти в два с половиной раза.

Класс водителя по ОСАГО считается на момент срока действия полиса. Он зависит от количества страховых случаев, произошедших за этот период. Если за срок действия страховки по вине водителя не произошло ни одной аварии, то класс водителя перейдет на следующую ступень. Если за это время произошел хотя бы один страховой случай, то класс откатится на несколько позиций назад. Чем больше было страховых случаев, тем сильнее откатится класс.

Например, водитель впервые оформил ОСАГО и получил класс 3 с коэффициентом 1. Если за срок действия полиса не будет страховых случаев, то ему будет присвоен класс 4 с коэффициентом 0,95 – следующий полис он оформит со скидок. Если за это время произойдет один страховой полис, то класс уменьшится до 1 с коэффициентом 1,55. Тогда следующий полис будет стоить заметно дороже.

Класс водителя действует в течение года после окончания срока действия полиса. Если в течение этого времени вы не оформите новую страховку, то показатель обнулится. В этом случае при оформлении нового полиса вам будет присвоен класс 3 с коэффициентом 1. То же самое происходит, если владелец меняет автомобиль. Если договор расторгнут досрочно, то за ним сохраняется тот класс, который действовал на дату оформления полиса.

Своим клиента мы предоставляем удобный сервис на сайте. Также можно воспользоваться услугой РСА. Объясним, как узнать класс водителя ОСАГО онлайн. Корректно введите данные. В поле «Дата запроса», либо «Дата начала действия договора/добавления в договор» (формулировка зависит от используемого сервиса) указывается дата после окончания действия текущего бланка. Чтобы данные по действующему сейчас полису отразились в расчете. Но не позднее двух месяцев с сегодняшнего дня.

Причины потери скидки разные. Объективные – «обнуление» КБМ, если не вписаны в страховку 12 месяцев. Либо оплошность сотрудника страховой. Так как знаем, что бонус-малус по ОСАГО в систему вводят люди, возможен человеческий фактор. Часто дело в ошибке внесения данных – опечатке в имени или дате рождения.

Класс и КБМ – взаимосвязанные величины. Выяснив одну из них, можно узнать и вторую. Первоначальный уровень дается водителю в зависимости от опыта. Для удобства изложим информацию в виде таблицы.

Уровень, предоставленный в начале года КБМ Количество обращений к страховщику и присваиваемый по итогам года класс
Не обращались 1 выплата в год 2 выплаты в год 3 выплаты в год 4 выплаты и более
М 2,45 0 M M M M
0 2,3 1 M M M M
1 1,55 2 M M M M
2 1,4 3 1 M M M
3 1 4 1 М М М
4 0,95 5 2 1 M M
5 0,9 6 3 1 M M
6 0,85 7 4 2 M M
7 0,8 8 4 2 M M
8 0,75 9 5 2 M M
9 0,7 10 5 2 1 M
10 0,65 11 6 3 1 M
11 0,6 12 6 3 1 M
12 0,55 13 6 3 1 M
13 0,5 13 7 3 1 M

Сложная на первый взгляд таблица разбирается довольно легко. При ее разборе помните следующее:

  1. Водителю-новичку при первом обращении присваивается класс 3, он выделен жирным шрифтом. Коэффициент стоимости ОСАГО – 1, то есть водитель уплачивает одну фиксированную стоимость за полис.
  2. По итогам года подсчитывается количество обращений к страховщику, и если их не было, класс увеличивается на единицу. При получении 4 класса КБМ составит уже 0,95.
  3. Если у неопытного водителя случилось хотя бы одно обращение за выплатой, класс упадет до единицы. Поднимаемся на 2 строчки выше и видим, что КБМ при 1 классе составляет 1,55.
  4. Чтобы узнать актуальную стоимость страховки, умножаем фиксированную ставку на КБМ. Получается, что при повышении класса цена с каждым годом падает на 5%, а при снижении довольно резко растет.

Коэффициент, умножаемый на страховую таксу, называют термином «расчетный КБМ». Существует 2 категории КБМ, назначаемые в зависимости от статуса водителя. РСА присваивает код отдельно водителю и собственнику. Страховщики воспринимают водителя и владельца как двух разных людей, даже если это один человек. Окончательная цена полиса рассчитывается исходя из статуса, в котором водитель оформляет страховку.

КБМ водителя

Учитывается в случаях, когда страховка действует на ограниченный круг лиц, допущенных к управлению. Показатель закрепляется за конкретным человеком, не имея привязки к транспортному средству. Класс рассчитывается на каждого участника индивидуально по схеме, описанной выше.

Пример расчета: Предположим, что Иван Васильевич 3 года аккуратно водил авто и не попал ни в одну аварию. На 4 год произошло ДТП, в котором он выступил виновником. К этому времени он дошел до 6 класса страхования, и получил скидку на полис 15% (КБМ 0,85). Находим в таблице 6 класс и переходим к столбцу «1 выплата».

КБМ собственника

Актуальна, если страховой полис неограничен. Класс привязывается к паспортным данным и VIN-коду транспортного средства. Рассчитывается он так же, как и КБМ водителя. Скидка на страховку привязана к машине, и не переносится при приобретении и страховании другого транспортного средства.

Пример расчета: Александр Сергеевич оформил полис с неограниченным списком застрахованных лиц. За расчетный КБМ берется коэффициент собственника. За 7 лет безаварийной езды водитель накопил 30% скидку на страхование, но решил купить новый автомобиль, и оформить на него подобную старой открытую страховку. В этом случае уже полученный бонус аннулируется, и начинается накопление другой скидки.

Принцип 1. Уровень коэффициента выглядит неизменно 12 месяцев после заключения страховки. Исключение: после выдачи полиса взамен утраченного страховщик отправляет сведения в РСА. Если по вносимым данным КБМ обновляется, он меняется моментально.

Принцип 2. Изменение типа полиса с ограниченного на открытый меняет положение владельца – с «водителя» он становится «собственником». Если «водитель» ранее накопил скидку, она обнуляется, и «собственнику» приходится зарабатывать новую скидку.

Принцип 3. Расторжение договора страхования в случае отсутствия страховых выплат сопровождается сохранением накопленного бонуса. Если водитель с классом 5 и бонусом 0,9 решит расторгнуть договор за месяц (или ранее) до его окончания, у него останется тот же бонус и скидка 10% на последующее страхование.

Принцип 4. Если досрочно расторгнут договор после страховых выплат, коэффициент снижается по стандартному принципу. Водитель с 7 классом, решивший расторгнуть договор после попадания в ДТП, получит при следующем оформлении полиса класс 4. Исключение: можно обнулить показатель, купив новый автомобиль. Но это действенный ход только при неограниченной страховке.

Принцип 1. Перемена типа страховки с неограниченной на ограниченную сохраняет накопленную скидку. Страховщик рассуждает так – если водитель сумел заработать бонус, предоставляя свой автомобиль другим людям, то явно может считаться ответственным человеком. Такому и скидку сохранить не жалко.

Принцип 2. Те водители, которые ездят на чужом авто «собственника» по неограниченной страховке, не вписаны в нее. Через год такого страхования их водительский класс вернется к начальному. Исключение: если этот человек внесет себя в полис с ограниченным кругом лиц, бонус сохранится.

Принцип 4. При покупке нового автомобиля владелец неограниченной страховки возвращает свой КМБ к первоначальному показателю – единице. Принцип действует как в ситуациях с 5 ДТП в прошедшем году, так и с безаварийной ездой.

В случае с наличием нескольких водителей, зарегистрированных в качестве пользователей одного авто по договору, на сумму ОСАГО будет влиять коэффициент наиболее неопытного водителя с самым низким классом Кбм, именно эти значения – коэффициент Кбм и коэффициент возраста-стажа необходимо будет вносить для расчета по формуле общей стоимости.

В случае с ограниченным вариантом страховки, сведения по личным данным, правам и прочим необходимым категориям, включая Кбм, в страховой договор каждый год вносятся отдельно на каждого водителя, в него включенного. При этом договор стоит каждый год по Кбм самого «слабого» водителя, а вот коэффициенты рассчитываются индивидуально. То есть – в ограниченном договоре только водитель, попавший в ДТП, получает штрафы по коэффициентам, остальные свои скидки сохраняют.

В случае с неограниченным договором ответственность по Кбм несет только собственник, его Кбм, в том числе, привязан к конкретному авто по договору и падает вне зависимости от того, кто был за рулем во время «виновной» аварии.

Одним из самых эффективных и оперативных способов определения водительского класса по Кбм являются специализированные под данный вопрос бесплатные онлайн-калькуляторы, которые позволяют провести данную процедуру при наличии информации по необходимым реквизитам водителя без регистрации и согласования.

Как выяснить собственный класс?

Информация о классе водителя общедоступна. Она может понадобиться как представителю страховщика, выписывающему замену полиса, так и автолюбителю для уточнения своего статуса. Архив информационной базы доступен всем страховым компаниям, а также физическим лицам. Сведения туда заносятся таким образом:

  1. При первом оформлении документа все персональные сведения о водителе вносятся в общую базу.
  2. Каждый визит в страховую за расчетом возмещения фиксируется в архиве. Уточняются особенности дефектов транспортного средства и размер выплаченной компенсации.
  3. Если водитель обращается в другую страховую компанию, старые данные остаются в базе. Другой страховщик легко проверит всю историю страхования гражданина по номеру удостоверения водителя.

Как узнать класс водителя ОСАГО онлайн

Начиная с 2013 года информация о КБМ хранится в базе данных «Российского союза автостраховщиков». Вы можете узнать свой текущий класс в этой системе. Для этого достаточно указать ФИО, дату рождения и номер водительского удостоверения.

Такая система позволяет обезопасить как водителей, так и страховщиков. Вы будете знать, что при расчете размера премии использовался верный коэффициент. Страховые компании, в свою очередь, предотвращают возможное мошенничество, когда водители пытаются избежать существенного понижения КБМ.

При необходимости рассчитать класс водителя, страховщики используют систему от «РСА». В результате вы не теряете накопленную скидку, даже если решаете обратиться в следующем году в новую компанию.

Если вы хотите рассчитать коэффициент уровня водителя для автострахования, то необходимо помнить, что КБМ растет только если полис действовал весь год. Расторгнув договор даже за день до его окончания, вы потеряете накопленный год безаварийной езды. В то же время информация об аварии, произошедшей в этот период, уже занесена в базу данных и влияет на размер страховой премии в следующем году.

Проще всего узнать класс водителя онлайн по официальной базе РСА. Для этого перейдите в раздел “ОСАГО” на сайте РСА. В меню слева выберите пункт “Расчет стоимости ОСАГО”. Далее выберите пункт “Проверить КБМ”. Подтвердите согласие на обработку персональных данных и нажмите кнопку “ОК”.

.Далее заполните форму запроса – в ней нужно указать:

  • Дату заключения договора ОСАГО
  • Тип собственника – физическое или юридическое лицо
  • Тип полиса – с ограничением водителей или без него
  • ФИО и дату рождения водителя
  • Серию и номер водительского удостоверения (не паспорта)
  • Дату начала действия договора

После отправки заявки система определит наличие такого водителя в базе. Если она обнаружится, то система предоставит информацию о водителе и определит его класс на дату заключения договора.

Если человек не оформлял ОСАГО ранее (в том числе и не вписывался в полис как водитель) или оформляет впервые, то информации о нем в базе может не быть. Но таким водителям всегда присваивается класс 3 с коэффициентом 1.

Любой застрахованный должен знать свой класс. Проверять его можно ежегодно при оформлении нового полиса. Это делается для того, чтобы избежать ошибок, умышленно или неумышленно совершенных страховщиком при внесении данных. Проверка единой базы поможет путем простых подсчетов выявить несоответствия, и вовремя обратиться с жалобой.

Необходимо оформить заявление, в котором содержатся:

  • личные данные автолюбителя и контактный телефон;
  • информация из удостоверения водителя;
  • изложение сути претензии с описанием прав, нарушенных страховщиком;
  • подробное изложение ситуации – от обнаружения ошибки до последнего визита в компанию;
  • просьба принять соответствующие меры к нерадивым сотрудникам страховой компании, запрос о возбуждении уголовного дела в их отношении.

Заявление рассматривается Прокуратурой в течение 30 дней с момента принятия. По истечении этого срока страховщик обязан удовлетворить требования потребителя, и вернуть соответствующий класс.

Таблица со значениями Кбм

Таблица, в которой приводится коэффициент бонус-малус, включает следующие значения:

  • ранжирование по классу в начале нового/первого года обязательного страхования;
  • непосредственно КБМ;
  • классовые показатели с вариантами на конец года, обеспечивающими переходящее на следующий год ранжирование с учетом случаев предоставления страховых выплат по авариям, виноват в которых оказался застрахованный водитель;
  • ранжирование по одному страховому случаю в год;
  • по двум страховым случаям;
  • по трем случаям;
  • в случае 4-х и более страховых случаев в год.

При этом стоит учитывать, что таблица подразумевает существенное падение по рангу и сообразное повышение коэффициента даже за один страховой случай.

Так, при аварийном случае в единственном числе на первом году страхования, водитель сразу попадает на класс М с коэффициентом 2,45. Подняться по классу при безаварийной езде можно на один пункт за раз, то есть, на следующий год водитель с классом М может изменить свой статус на 1-й класс и далее улучшать его каждый год.

Класс на начало годового срока страхования Значение коэффициента (КБМ) Класс на окончание годового срока страхования
Без страховых выплат 1 страховая выплата 2 страховые выплаты 3 страховые выплаты 4 или более страховых выплат
М 2,45 0 М М М М
0 2,3 1 М М М М
1 1,55 2 М М М М
2 1,4 3 1 М М М
3 1 4 1 М М М
4 0,95 5 2 1 М М
5 0,9 6 3 1 М М
6 0,85 7 4 2 М М
7 0,8 8 4 2 М М
8 0,75 9 5 2 М М
9 0,7 10 5 2 1 М
10 0,65 11 6 3 1 М
11 0,6 12 6 3 1 М
12 0,55 13 6 3 1 М
13 0,5 13 7 3 1 М

Плюсы и минусы РСА

В базе РСА сохраняются данные с начала 2013 года. Раньше при смене страховой компании или сбыте автомобиля значение класса обнулялось, и приходилось снова накапливать скидку.

Сейчас в базе находится информация о всех документах, заключенных с 01.01.2011 года. Однако у этой системы есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Недостатки

Случается такое, что страховщик просто не может найти водителя в базе. Это может быть связано со следующими факторами:

  1. Ошибки при внесении первоначальных сведений в систему или при корректировке данных во время смены полиса. Чаще всего невнимательные сотрудники совершают опечатки при написании номера водительского удостоверения.
  2. Предыдущий полис был оформлен у компании-мошенника. Естественно, несуществующая официально компания не станет вносить сведения о «застрахованном» лице. Во избежание этого тщательно проверяйте отзывы, прежде чем выбрать страховщика.
  3. Данные были утеряны страховым агентом, и не были внесены в базу.
  4. Проверка должна происходить на следующий день после окончания действия полиса. В противном случае данные отражаются некорректно.
  5. На сайте информационной системы обнаружились временные технические неполадки.

Однако эти недостатки системы легко устраняются: достаточно предъявить страховщику бумажные документы. Так вы сможете доказать, что в ДТП не участвовали и можете претендовать на повышение уровня.

Достоинства

Несомненные плюсы базы РСА – каждый выписанный документ гарантирует застрахованному предоставление бонуса. До 2013 года в его предоставлении страховщик мог отказать, так как информация о классе водителя иногда вносилась некорректно, и проверить ее было нельзя. Ранее при предоставлении нового полиса страховщик обращал внимание только на просроченный документ и устную информацию от водителя о ДТП.

Чаще всего водители умалчивали об учиненных авариях, и получали повышение уровня и соответствующую скидку. Но при первом же страховом случае обман всплывал, и автолюбителю навсегда отказывали в предоставлении скидки. Встречались также ситуации, когда фактический класс обнулялся при смене страхового агента или обновлении транспортного средства.

Принципы применения скидки по коэффициенту безаварийности

Теперь ключевые принципы изменения коэффициента безаварийности. Зная их, Вы сохраните скидку по ОСАГО, так как поймете механизмы.

  • Правило 1:
    Бонус-малус сохраняется 12 месяцев со дня завершения действия полиса.
    Исключение:
    После оформления нового бланка в течение двух дней страховая компания подает информацию в РСА. Если бонус-малус по новым условиям должен поменяться, он изменится сразу.
  • Правило 2:
  1. При смене полиса с ограниченного на открытый происходит изменения статуса страхователя с «водителя» (со всеми действующими скидками) на «собственника», который еще ничего не заслужил. Скидка обнуляется. На сайте РСА этот момент объясняется расплывчато, но это факт.
    РСА об обнулении КМБ
  2. При переходе с неограниченного на ограниченный бонус сохраняется. Страховщик мыслит так: «раз уж получили скидку, допуская к управлению своей машины других людей, Вы ответственный человек в жизни и на дороге. Вам можно доверять».
  • Правило 3:
    Люди, которые ездят по страховке другого «собственника», в страховку не вписаны и через год их класс сбросится на стартовый.
    Исключение: если внести себя в любой полис с ограничением(родных, друзей), скидка не сгорит.
  • Правило 4:
    Все, что происходит на автомобиле с открытой «автогражданкой», влияет на класс хозяина. Год без страховых случаев – коэффициент безаварийности снижается. ДТП по вине любого, кто управлял его транспортом – повышение коэффициента.
    Исключение: сменив машину, можно искусственно обнулить повысившийся показатель. Об этом следующий пункт.
  • Правило 5:
    При смене транспорта владельцем открытого бланка, бонус-малус сбрасывается до первоначального значения 1. Без исключений, хоть при десяти авариях за год, хоть при досрочном расторжении договора.
  • Правило 6:
    При досрочном расторжении страхового договора:
  1. При отсутствии страховых выплат в течение года показатель безаварийности остается на уровне даты подписания бланка. К примеру, человек с бонусом-малусом 0,85 (6 класс) за месяц до окончания срока безубыточного периода расторг соглашение. У него останутся все те же 0,85;
  2. При наличии страховых выплат, класс изменяется на обычных условиях.Человек с показателем 0,85 из предыдущего примера, совершив одну аварию и досрочно расторгнув договор, при следующем оформлении будет иметь коэффициент безаварийности 0,95 (4 класс).
    Исключение: все та же смена автомобиля при неограниченном страховании.

Безаварийная скидка – это непосредственно коэффициент по бонус-малус, она предоставляется за годы езды без аварий и сокращается в случае наступления аварий с наличием вины водителя.

Так, за безаварийную езду в продолжение 3-х страховых периодов (лет), статус водителя повышается с третьего до 6-го, что предоставляет возможность получить скидку в объеме 15% (коэффициент на ОСАГО – 0,85).

Как узнать класс водителя ОСАГО — определение класса КБМ водителя онлайн

При идеальных условиях без аварий в течение 11-ти лет скидка может дорасти до 50% с коэффициентом 0,50 на 13-м классе.

Подробности соотношения скидок по классу и аварийных случаев в год определяются согласно унифицированной таблице Кбм.

Получить скидки по ОСАГО за безаварийную езду возможно, если соблюсти ряд простых правил:

  • продолжать заключать страховые договоры непрерывно, с расчетом на постоянный рост Кбм, при этом можно менять страховые компании, но не пропускать годы страхования;
  • избегать ДТП или стараться не оказываться их виновником – мелкие ДТП можно решать на месте без привлечения страховщика, а в случае с крупными авариями, когда виновный неясен или вины застрахованного водителя объективно нет, стараться отстаивать свою позицию и не позволять причислять себя к виновным;
  • в случае с потерей одним из нескольких лиц, вписанных в страховой договор, своего высокого коэффициента, наличием нескольких ДТП в год или иных обстоятельств такого рода – можно выписать его из договора;
  • в случае с заключением договора на неограниченное число людей, располагающих правом пользования авто, необходимо поддерживать высокий безаварийный класс собственника данного авто и отсутствие аварий по вине водителя с участием этой машины – при соблюдении этих условий в числе пользователей могут быть люди с негативными классами Кбм (М, 1,2), на скидку это не повлияет при наличии нарушений.

Как повысить класс водителя

Класс водителя по КБМ повышается только при безаварийной езде. Чтобы повысить его, старайтесь не допускать страховых случаев по ОСАГО. Даже одна авария, возникшая по вашей вине, может очень сильно снизить класс.

Иногда информация о классе в базе РСА не обновляется, из-за чего действующая для него скидка не засчитывается. Об этом сразу нужно заявить менеджеру компании. Чтобы оспорить действующий коэффициент, требуется:

  • Через сервис АИС РСА запросить распечатку информации о текущем показателе. 
  • На основе данного документа обратиться в свою страховую компанию и подать соответствующее заявление
  • Проверить изменение класса в РСА 
  • Если страховка уже была оплачена по неверной цене – направить заявление в соответствующий банк о возврате денежных средств из-за неправильно рассчитанной стоимости
  • Если оспорить низкий класс не удалось, можно обращаться в суд

Даже если вы сменили страховщика, класс водителя не обнуляется. Он является постоянным показателем в течение всего стажа вождения. 

Возможные ошибки при определении класса

В некоторых обстоятельствах водитель имеет право обратиться за разъяснениями к страховщику или даже в суд по неправомерному назначению суммы ОСАГО, выделяется следующий набор ситуаций, когда водитель или собственник получает неверный коэффициент:

  • человеческий фактор – ошибка при внесении данных по застрахованному в систему сотрудником страховой компании. Сведения по классам являются объектом распоряжения конкретной страховой компании, которая и следит за их размещением, в том числе на портале РСА. При внесении за следующий период может возникнуть ошибка по невнимательности оператора или иным причинам;
  • технический фактор – некоторые сведения (например, относящиеся к очень давним периодам страхования) могут не быть занесены в базу данных или пропасть, например, при смене оборудования или переходе на иной тип хранения информации у страховщика, тогда страховщик пользуется теми сведениями, которыми располагает;
  • недобросовестность – иногда недобросовестные страховые агенты намеренно занижают класс водителя или не оформляют переход по классу на следующий год в течение нескольких лет с целью снижения скидки.

Что можно сделать:

  • обратиться с заявлением об ошибке непосредственно к страховщику, проведя самостоятельный расчет класса по таблице и приведя документацию о наличии или отсутствии ДТП за интересующий период;
  • обратиться с заявлением в РСА, направив заполненную форму с указаниями ошибок и запрос на перерасчет;
  • обратиться в суд, предоставив доказательную базу по неправомерности действий страховщика, актуально при отказе последнего или при недобросовестности при расчетах скидок за несколько последних лет.

При расчете КБМ и определении класса водителя возможны различные ошибки. Рассмотрим наиболее частые проблемы при расчете класса: 

  • Класс может пропасть по вине сотрудников страховой компании. Ошибка может быть случайной или намеренной: часто менеджеры намеренно занижают класс, чтобы продать полис дороже.  Водители, которые не знают о существовании классов, могут переплачивать до 55% от стоимости
  • При покупке фальшивого полиса ОСАГО класс водителя не изменится. Если приобрести поддельный осаго, то информация в реестре не обновится и класс спустя годовой период может снизиться
  • Водитель должен быть вписан в ОСАГО в дату оформления договора, чтобы его класс засчитался. Если договор уже начал действовать, то у вписанного водителя коэффициент не улучшится. Если договор был расторгнут раньше срока, то класс водителя будет равен показателю на момент заключения договора
  • Класс может обнулиться после замены водительского удостоверения. КБМ привязан к номеру и серии прав – если они изменятся, то скидка не будет за ними закреплена. Чтобы этого избежать, заполните соответствующее заявление в отделении страховой компании

Порядок расчёта, примеры расчётов

Расчет коэффициента бонус-малус происходит по простому принципу согласования значений таблицы, когда берется значение на начало года и переносится на табличное значение по количеству фактических случаев аварий по вине застрахованного – такое значение и становится коэффициентом на следующий год.

Водитель страховался на протяжении шести лет, на 1-м году он получил класс 3 с Кбм 1, на втором году 4-й статус и далее, без случаев аварии дошел до девятого класса. На шестом году водитель попал в 1 ДТП по своей вине и откатился до 5-го класса. На следующем году произошло еще одно ДТП, и класс водителя снизился до 3-го. Следующий год водитель ездил без аварий, и его класс поднялся до 4-го и т.д.

В случае, когда к вождению авто имеют допуск несколько водителей, учет Кбм для ОСАГО будет производиться по классу самого неопытного из них.

Допуском располагают три человека, у первого из них 4 класс и кбм 0,95, второй на 8 классе и Кбм 0,75, третий же в последнее время несколько раз был замечен в аварийных ситуациях по своей вине – он имеет класс М и коэффициент 2,45.

Расчет ОСАГО для данного авто будет производиться по наименьшему ранжированию, и только смена статуса водителя с М на 1, с 1 на 2 и далее будет иметь значение.

При этом, если на следующий год выписать водителя класса М из числа располагающих правом управления авто, классификация будет проводиться по следующему водителю 4-го класса с сразу предоставляемой скидкой в 0,95 коэфф.

Класс водителя безотрывно связан только с ним самим и применяется только для машин с одним собственником в индивидуальном порядке.

В случае с установлением для авто неограниченного числа лиц, располагающих правом управления, определение скидки по ОСАГО будет происходить на основе данных о собственнике машины.

То есть, если собственник имеет класс 10, то на авто будет распространяться скидка по коэффициенту 0,65. При этом, любое ДТП, связанное с авто, повлияет именно на класс собственника по Кбм.

Т = ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КМ х КС х КП х КН

  • ТБ – определяется в качестве базового, установленного законом тарифа;
  • КТ – коэффициент, который применяется в рамках территории по месту регистрации авто;
  • КБМ – коэффициент в рамках безаварийной/аварийной езда (бонус-малус);
  • КВС – коэффициент, который определяется на основании категории возраста и значения стажа водителя;
  • КО – коэффициент, определение которого происходит в рамках статуса открытого полиса (наличие ограничений по страховке);
  • КМ – мощность двигателя авто в рамках общепринятых выражений в коэффициенте;
  • КС – период, в течение которого эксплуатируется авто в виде коэффициента;
  • КП – период страхования, выражающийся в специализированном коэффициенте;
  • КН – назначаемый за нарушения коэффициент.

То есть, скидку можно рассчитать, умножив базовый тариф на значение Кбм.

Вопрос-ответ

Как считается КБМ при оформлении полиса с несколькими водителями?

Если в полис вписано несколько водителей, то он будет считаться по самому молодому и неопытному из них. Соответственно, для расчета страховки будет браться его класс.

Обнуляется ли КБМ при изменении паспортных данных?

Нет – коэффициент привязывается к водительскому удостоверению, а не к паспортным данным. Но, чтобы избежать проблем, обязательно сообщите об изменении паспортных данных страховщику, чтобы он смог отправить новые сведения в РСА.

Учитывается ли класс водителя при расчете КАСКО?

Зависит от условий страховой компании – некоторые страховщики могут учитывать КБМ при расчете полиса КАСКО. Скидка для такого полиса от класса водителя часто ниже, чем для ОСАГО.

Вы нашли ответы на все свои вопросы в данной статье?

Оцените статью
Помощь автомобилисту