Полис ОСАГО – что это такое, расшифровка: обязательное страхование автомобиля, полис гражданской ответственности

Информация

ОСАГО формула расчёта, верная расшифровка всех коэффициентов

Каждый автовладелец может самостоятельно сделать расчеты и уточнить величину денежной суммы, которая потребуется для приобретения страховки. Для этого используется приведенная выше формула определения Сполиса ОСАГО, в которую следует подставить необходимые коэффициенты. Некоторая сложность может возникнуть с определением КБМ.

Полис ОСАГО – что это такое, расшифровка: обязательное страхование автомобиля, полис гражданской ответственности

Когда лицо, управляющее автомобилем, имеет большой стаж, воспользоваться приведенной таблицей коэффициентов довольно проблематично. Это связано с тем, что не все знают период, когда происходили ДТП и наступали страховые случаи.

Полис ОСАГО – что это такое, расшифровка: обязательное страхование автомобиля, полис гражданской ответственности

Один из способов определения КБМ – воспользоваться официальным интернет-сервисом Российского союза автостраховщиков. На сайте этой организации есть база, в которой собраны сведения о транспортных средствах, ДТП.

Чтобы сделать запрос, надо заполнить такие поля формы онлайн:

  • категория владельца ТС (юр- или физлицо);
  • фамилия, имя, отчество собственника ТС, КБМ которого определяется;
  • ДДММГГ рождения водителя;
  • параметры документа, дающего право на вождение автомобиля;
  • вид ОСАГО (неограниченное или имеющее ограничение лиц, допускаемых к вождению машиной);
  • ДДММГГ начала срока действия страховки.

По итогам проверки коэффициента по базе РСА будет получено какое-либо из приведенных сообщений:

  1. Появится определенное значение КБМ для указанного человека. Это означает, что сведения о нем есть в базе РСА. Кроме того, на экран будет выведена информация о страховом полисе и компании, в которой выписан ОСАГО.
  2. Значение КБМ в базе не найдено. Лицу, по которому подан запрос, присвоен 3 класс и КБМ = 1.

Второй вариант ответа возможен в случае ошибки при вводе данных или их обработке системой, отсутствия информации о водителе, замены прав в текущем периоде. Такое же сообщение появится, если страховая компания лишена лицензии.

Полис ОСАГО – что это такое, расшифровка: обязательное страхование автомобиля, полис гражданской ответственности

Цена ОСАГО регулируется государством, и это не позволяет СК самовольно ее устанавливать. Но стоимость договора зависит от многих факторов, поэтому для каждого автовладельца она разная. Это дает компаниям возможность повышать цены, пользуясь незнанием водителем своих прав.

Чтобы определить, сколько будет стоить личная страховка, нужно знать значение каждого показателя из общей формулы, а также порядок его расчета. Ниже будет приведена расшифровка каждого из них с пояснениями по применению.

На ее размер влияют два фактора:

  • тип и категория ТС;
  • статус страхователя (физическое или юридическое лицо).

Раньше это была фиксированная сумма, и все страховщики должны были ее придерживаться. Это существенно снижало конкурентоспособность СК, которые не могли привлекать новых клиентов снижением цен.

Но с 2015 года в закон были внесены изменения, по которым компаниям предоставлен денежный коридор, благодаря которому они могут устанавливать свои базовые коэффициенты в пределах максимальной суммы. Это позволяет выбрать страховщика с наиболее выгодным предложением. Но компании-старожилы редко устанавливают существенные скидки, чаще подобные предложения поступают от новичков на рынке.

Базовый тариф является основным значение от которого начинается отсчет стоимости полиса.

Значение базового тарифа определяется страховой компанией и зависит от вида транспортного средства и региона использования

Значения БТ для всех ТС приведены в таблице

Категория транспортного средства Минимально Максимально
Мотоциклы, мопеды и легкие квадроциклы (“A”, “M”) 694 1407
Легковые автомобили юридических лиц (“B”, “BE”) 2058 2911
Легковые автомобили (“B”, “BE”) 2746 4942
Легковые автомобили такси (“B”, “BE”) 4110 7399
Автобусы с числом пассажирских мест более 16 (“D”, “DE”) 2246 4044
Автобусы с числом пассажирских мест до 16 включительно (“D”, “DE”) 2807 5053
Автобусы, используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров (“D”, “DE”) 4110 7399
Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее (“C”, “CE”) 2807 5053
Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 16 тонн (“C”, “CE”) 4227 7609
Трамваи (“Tm”) 1401 2521
Троллейбусы (“Tb”) 2246 4044
Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины , за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей 899 1895

Расшифровка данной аббривеатуры говорит сама за себя – это Обязательное Страхование Автогражданской Ответственности. Трудно переоценить его важность: полис обязательно должен оформить каждый водитель, а несоблюдение этого правила гарантирует штрафные санкции, а иногда – и судебные разбирательство.

Законодательный акт об обязательном страховании для водителей был издан только в 2002 году и за это время претерпел ряд правок. Обязательное автострахование регулируется ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», внесенными в него изменениями, а также дополняющими его Правилами.

С момента подписания закона смысл и расшифровка его остались неизменными. Этот полис позволяет страхователю (то есть владельцу полиса) сложить ответственность за выплату компенсации пострадавшей в ДТП стороне. То есть, если вы по какой-то причине стали виновником аварии, в которой пострадало имущество или жизнь другого водителя или его пассажиров, выплачивать компенсацию будете не вы, а ваша страховая компания.

При этом важно учитывать, что владельцы транспортных средств за свой же счет страхуют свою гражданскую ответственность. Страхованию подлежит любое транспортное средство, кроме:

  • ТС, максимальная скорость которых не превышает 20 км/ч;
  • ТС, на которые по их техническим характеристикам не распространяются законодательства РФ о допуске к участию в дорожном движении;
  • ТС Вооруженных Сил РФ, кроме автобусов, легковых автомобилей и т.д.;
  • Автомобилей, зарегистрированных в иностранных государствах, но при условии, что гражданская ответственность застрахована в международной системе страхования;
  • Прицепов к легковым автомобилям;
  • Транспортным средствам без колесных движителей – гусеничные, полугусеничные, санные и др.

Цена полиса и все ограничения по тем или иным тарифам регулируются на государственном уровне.

При знании конечной формулы расчёта тарифа на ОСАГО нетрудно лично рассчитать стоимость полиса. С учётом каждого момента и ситуации можно уменьшить стоимость страховки и значительно сэкономить.

Формулы следующие.

Для физ. лиц и индивидуальных предпринимателей: Т = ТБ умножить на КТ умножить на КБМ умножить на КВС умножить на КО умножить на КМ умножить на КС умножить на КН.

Для юридических лиц: Т = ТБ умножить на КТ умножить на КБМ умножить на КО умножить на КМ умножить на КС умножить на КН умножить на Кпр. КО равняется 1.87.

Полис ОСАГО – что это такое, расшифровка: обязательное страхование автомобиля, полис гражданской ответственности

Т — общая стоимость страховки;

ТБ — базовый тариф, в котором значение соответствует какому-либо типу ТС (см. ниже Таблицу 1).

КТ — коэффициент для территории, где рассматриваемый транспорт прошёл регистрацию;

КБМ — а это т. н. Бонус-Малус (то есть имели ли место ситуации страховых выплат во время действия бывших ранее договоров с ОСАГО. Попросту, если человек долго ездил без аварий, то в случае, если авария всё-таки произойдёт, ему заплатят значительно больше);

КВС —  определяет возраст водителя и его стаж (см. ниже Таблицу 2).

КО — коэффициент данных о количестве водителей, имеющих право управлять этим транспортом (см. ниже Таблицу 3).

КМ — коэффициент мощности двигателя транпорта (а это смотреть в Таблице 4).

КС — коэффициент периода пользования транспортом (Таблица 5).

КН — коэффициент наличия нарушений, который предусматривается пунктом 3 статьи 9 ФЗ об ОСАГО (6 Таблица).

Информация о базовом тарифе

Коэффициент на базовый тариф остаётся неизменным во всех областях и регионах. Величина тарифа определяется характеристиками транспорта, такими, как:

  • Его грузоподъёмность;
  • Вместимость пассажиров.

Благодаря этому у всякого транспорта есть базовый тариф, который не может меняться по желанию страховых компаний.

Этот тариф определяется принадлежностью транспортного средства к тому или иному региону страны. Его показатели сильно зависят от размера населённого пункта:

  • Если речь про крупный город (миллион жителей и больше) — тариф высокий;
  • Если мелкий город меньше 1 млн. жителей — он ниже.

Например, в Санкт-Петербурге коэффициент равняется 2, а в Ленинградской области всего 1.7.

Бонус-Малус

Такой тариф позволяет получить скидку, если вы достаточно долго не попадали в аварии. Следует помнить, что такой бонус присваивают лишь шофёру, а на транспортное средство он ни при каких обстоятельствах не рассчитывается.

Возраст — опыт

Здесь коэффициент определяется так:

  • Максимальный возраст — без ограничений;
  • Если большой возраст и долгий стаж — то КВС снижается.

Ограничение

Полис ОСАГО – что это такое, расшифровка: обязательное страхование автомобиля, полис гражданской ответственности

КО считается по количеству шофёров, которые заносятся в договор: или ограниченный полис (тогда заносится до пяти человек), или же неограниченный.

Периодичность

Нередко люди оформляют ОСАГО лишь на время пользования своим транспортом. Для их удобства используется сезонный полис, который и предусматривает минимальный срок на время действия страховки.

Таблица 1. ТБ по категории ТС

Категория ТС Тариф, руб.
Min Max
Мотоциклы, мопеды, транспорт категории «А», «М» 694 1407
Легковой транспорт  физ. лиц, категория «В» и «ВЕ» 2 746 4 942
Легковой транспорт  юр. лиц, категория «В» и «ВЕ» 2 058 2 911
Легковой транспорт категория «В» и «ВЕ», который используется в качестве такси 4 110 7 399
Грузовой транспорт, категория «С», массой до 16 тонн 2 807 5 053
Грузовой транспорт, категория «С», массой более 16 тонн 4 227 7 609
Автобус, категория «D», «DE» с числом  пассажирских мест до 16 2 246 4 044
Автобус, категория «D», «DE» с числом пассажирских мест более 16 2 807 5 053
Автобус, категория «D», «DE», которые используются как такси или с целью перевозки людей 4 110 7 399
Троллейбусы 2 246 4 044
Трамваи 1 401 2 521
Трактора и иная самоходно дорожно-строительная техника 899 1 895

Повышающие коэффициенты автостраховки

Ещё в 2014-2015 годах многие люди обратили внимание, что цена автомобилей бывает разная. В конце 2014 определили понятие «страховой коридор», благодаря которому страховые компании манипулировали ценами и конкурировали. А как же страховка рассчитывается в наше время?

Российскими законами определена общая система расчёта страховых тарифов. Так, например, везде применяется единый базовый расчёт для тарифов ОСАГО. Но, кроме него, на общую стоимость полиса влияют и другие факторы:

  1. Категория транспорта и его тип. То есть является ли транспорт легковым или грузовым, владеет ли им физическое или юридическое лицо. Всем типам и категориям соответствует их коэффициент — одни транспортные средства оказываются в ДТП чаще, чем другие.
  2. Территория. Если город большой и населённый, то вероятность аварии больше, чем в маленьком. Стоимость страховки определяется территориальной привязкой, так что во всех регионах назначается свой тариф, который предусматривает закон об ОСАГО.
  3. Опыт управления транспортными средствами. Разумеется, что умеющий водить человек попадёт в аварию с намного меньшей вероятностью. Немаловажен тут и возраст шофёра.

Как второстепенные показатели стоит отметить следующие:

  • Технические данные транспортного средства;
  • Время его страхования;
  • Были ли аварии раньше и если да, то кто был виновной стороной.

Значение практически каждого из рассматриваемых параметров варьируется от 20 до почти 200 %. Рассмотрим подробнее показатели, применяемые для определения суммы, необходимой для оплаты автостраховки.

Этот параметр в ОСАГО фирмы, имеющие лицензии на продажу полиса, берут для снижения или увеличения размера страховой премии. Значение высчитывается персонально для каждого человека, которого владелец машины планирует внести в документ. Коэффициент бонус-малус указывает на наличие или отсутствие аварий, участником которых был шофер. В зависимости от количества ДТП, он может увеличить или уменьшить цену документа. Коэффициент не влияет на стоимость при таких условиях:

  • водитель отнесен к 3 классу;
  • приобретатель полиса недавно получил права в первый раз;
  • полис выписан на краткий срок для следования в город, где планируется постановка на учет ТС;
  • страхованию подлежит машина, поставленная на учет в другом государстве.
Полис ОСАГО – что это такое, расшифровка: обязательное страхование автомобиля, полис гражданской ответственности

Коэффициент бонус-малус (КБМ) определяется для каждого водителя транспортного средства индивидуально и влияет на стоимость договора ОСАГО.

Таблица КБМ поможет вычислить значение коэффициента для оформления ОСАГО.

Класс КБМ Число страховых случаев в течение года
0 1 2 3 4
X 2,45 0 X X X X
0 2,3 1 X X X X
I 1,55 2 X X X X
II 1,4 3 1 X X X
III 1 4 1 X X X
IV 0,95 5 2 1 X X
V 0,9 6 3 1 X X
VI 0,85 7 4 2 X X
VII 0,8 8 4 2 X X
VIII 0,75 9 5 2 X X
IX 0,7 10 5 2 1 X
X 0,65 11 6 3 1 X
XI 0,6 12 6 3 1 X
XII 0,55 13 6 3 1 X
XIII 0,5 13 7 3 1 X

Из таблицы следует, что когда лицо, обладающее правом вождения, относится к IV классу, оно имеет коэффициент 0,95. Если водитель за 12 месяцев не станет виновником происшествия на дороге с участием ТС, тогда в следующем году ему будет определен V класс. При этом коэффициент уменьшится до значения 0,9. Следовательно, скидка по ОСАГО повысится с 5 до 10 %.

Полис ОСАГО – что это такое, расшифровка: обязательное страхование автомобиля, полис гражданской ответственности

Если документ выписывается на несколько лиц, допущенных до вождения машиной, для расчета выбирается худший вариант.

Полис ОСАГО – что это такое, расшифровка: обязательное страхование автомобиля, полис гражданской ответственности

Когда нужен ОСАГО без ограничения числа лиц, которым разрешено садиться за руль ТС, класс и КБМ принимаются по собственнику.

Для владельцев средств передвижения, имеющих прицеп, вводится еще один коэффициент – Кпр. Его размер варьируется от 1 до 1,4. Наибольший показатель введен для грузовиков, весом не более 16 тонн.

Цена документа определяется и с учетом коэффициента мощности средства передвижения. Узнать эту характеристику машины может каждый, заглянув в паспорт объекта. Если она зафиксирована в киловаттах, надо перевести число в лошадиные силы. Для этого применяется равенство: 1 кВт = 1,359 л. с. Наименьший коэффициент вводится для средств передвижения, имеющих двигатель до 50 л. с., и он равен 0,6. Наибольший показатель предназначен для авто, имеющих мотор более 150 лошадиных сил. Он увеличивает цену документа в 1,6 раз.

Показатель определяет, надо ли определить число лиц, которым разрешено садиться за руль машины, или ОСАГО выдается без лимита количества водителей. При первом варианте Ко = 1. При этом круг лиц лимитируется числом 5. Во втором случае цена документа повышается на 80 %.

Если владельцу машины надо оформить допуск к управлению для лица, не достигшего 22 лет и опытом до 3-х лет, целесообразно обратиться за неограниченной страховкой. Коэффициент будет одинаковым, но зато появится возможность предоставить право вождения любому человеку. То же относится и к необходимости включить в ОСАГО аварийно опасного водителя с КБМ = 2,3 или 2,45.

Полис ОСАГО – что это такое, расшифровка: обязательное страхование автомобиля, полис гражданской ответственности

Коэффициент ограничивающий ОСАГО рассчитывается на основании того, сколько водителей будет вписано в страховой полис.

Есть еще ряд коэффициентов ОСАГО, вводимых для расчета стоимости документа автострахования. Значение имеет наличие фактов несоблюдения ПДД водителями, сколько им лет, и какой у них опыт. На цену документа влияет и место постановки на учет объекта страхования.

Этот параметр отражает наличие серьезных аварий (или их отсутствие), виновником которых были лица, имеющие допуск к вождению ТС, других нарушений. Значение показателя может равняться 1 при отсутствии таковых или 1,5, когда имел место один из перечисленных ниже случаев:

  • Заявитель сообщил ложные сведения страховой фирме, что стало причиной для снижения цены полиса.
  • Была обнаружена умышленная организация страхового случая.
  • Ущерб здоровью потерпевшего в аварии на дороге с участием ТС был умышленным.
  • ДТП произошло при управлении автомобилем в пьяном виде или под действием наркотических препаратов.
  • Виновник происшедшего сбежал с места аварии.
  • Автомобилем управлял человек, не имеющий на это права.

Указанный показатель по-разному назначается для частных владельцев машин и организаций – собственников средств передвижения:

  • при регистрации машины на физлицо значение коэффициента вводится в зависимости от населенного пункта прописки собственника;
  • когда ТС находится на балансе компании или организации, параметр определяется по населенному пункту регистрации юридического лица.

Мнение эксперта

Миронова Анна Сергеевна

Юрист и адвокат по автомобильному праву. Специализируется на административном и гражданском праве, страховании.

Самый большой коэффициент вводится для столицы. В Москве для автомобилей Кт = 2. Немного меньший показатель принят в г. Санкт-Петербург, где Кт = 1,8. В небольших населенных пунктах применяется понижение, значение которого может лежать в границах от 0,6 до 0,9. Для спецтехники действуют исключительно уменьшающие коэффициенты населенных пунктов РФ.

Логично предположить, что чем старше и опытнее лицо, имеющее право водить автомобиль, тем меньше вероятность попадания в аварийную ситуацию на дороге, будучи за рулем автомобиля. В таблице показано, как определить величину Квс, в зависимости от того, сколько лет человеку, и опыта его вождения.

Возраст, лет Водительский стаж, лет Квс
18-22 менее 3 1,8
22 и старше менее 3 1,7
до 22 3 1,6
22 и старше 3 и более 1

Таким образом, понятно, что пока человеку не исполнится 22 лет, и он не наработает стаж 3 года, для ОСАГО будут вводиться коэффициенты повышения. Важно учесть некоторые детали:

  1. В полисе в качестве граждан, которым разрешено управлять автомобилем, можно фиксировать до 5 человек.
  2. Когда число граждан в автостраховке свыше 1, то для определения цены ОСАГО в расчете используют максимальный Квс. Таким образом, чтобы не увеличивать расходы на страховку, не следует вписывать в нее слишком молодых и неопытных водителей. Из вышеприведенной таблицы видно, что включение подобных лиц поднимет цену ОСАГО на 60-80 %.
  3. При выдаче документа без ограничений, т. е. когда Ко = 1.8, применяется Квс = 1.0.

Некоторые виды транспортных средств предназначены для эксплуатации в конкретное время года. К таким относятся:

  • снегоуборочная техника;
  • машины для полива;
  • сельскохозяйственная передвижная техника;
  • другие виды спецтехники.

Минимальный понижающий показатель Кп = 0,5. Он применяется для спецтехники, используемой не более 3-х месяцев в году. Максимальное значение коэффициент принимает для транспортных средств, работающих более 10 месяцев из 12. Он равняется 1.

Полис ОСАГО – что это такое, расшифровка: обязательное страхование автомобиля, полис гражданской ответственности

Коэффициент Кс определяют, исходя из того периода, в течение которого автовладелец планирует использовать свое ТС.

КТ – Территориальный коэффициент. Территория преимущественного использования

Коэффициент территории зафиксирован для всех субъектов страны. Он отражает интенсивность дорожного движения: если она большая, то и показатель высокий. К примеру, в столице установлено значение 2.0, но в Подмосковье показатель уже снижен и равняется 1,7. Объясняется это количеством транспорта на дорогах, что ведёт к увеличению риска возникновения дорожных аварий.

Таблица территориальных коэффициентов на 2019 год по регионам представлена ниже. В ней используется два индикатора:

  • К(авт.) — все машины, кроме спецтранспорта;
  • К(трак.) — спецтранспорт.
Регион Автомомбил Трактора
Республика Адыгея 1.3 0.8
Горно-Алтайск 1.3 0.8
Прочие города и населенные пункты Алтая 0.7 0.5
Благовещенск, Октябрьский 1.2 0.8
Ишимбай, Кумертау, Салават 1.1 0.8
Стерлитамак, Туймазы 1.3 0.8
Уфа 1.8 1
Прочие города и населенные пункты республики Башкортостан 1 0.8
Улан-Удэ 1.3 0.8
Прочие города и населенные пункты Бурятии 0.6 0.5
Буйнакск, Дербент, Каспийск, Махачкала, Хасавюрт 0.7 0.8
Прочие города и населенные пункты Дагестана 0.6 0.5
Малгобек 0.8 0.8
Назрань 0.6 0.8
Прочие города и населенные пункты Ингушетии 0.6 0.5
Нальчик, Прохладный 1 0.8
Прочие города и населенные пункты Кабардино-Балкарии 0.7 0.5
Элиста 1.3 0.8
Прочие города и населенные пункты Калмыкии 0.6 0.5
Карачаево-Черкесская Республика 1 0.8
Петрозаводск 1.3 0.8
Прочие города и населенные пункты Карелия 0.8 0.5
Сыктывкар 1.6 1
Ухта 1.3 0.8
Прочие города и населенные пункты Коми 1 0.8
Симферополь 0.6 0.6
Прочие города и населенные пункты Крыма 0.6 0.6
Волжск 1 0.8
Йошкар-Ола 1.4 0.8
Прочие города и населенные пункты Марий Эл 0.7 0.5
Рузаевка 1.2 0.8
Саранск 1.5 0.8
Прочие города и населенные пункты Мордовия 0.8 0.5
Нерюнгри 0.8 0.8
Якутск 1.2 1.2
Прочие города и населенные пункты Якутии 0.6 0.5
Владикавказ 1 0.8
Прочие города и населенные пункты Северной Осетии 0.8 0.5
Альметьевск, Зеленодольск, Нижнекамск 1.3 0.8
Бугульма, Лениногорск, Чистополь 1 0.8
Елабуга 1.2 0.8
Казань 2 1.2
Набережные Челны 1.7 1
Прочие города и населенные пункты Татарстана 1.1 0.8
Кызыл 0.6 0.8
Прочие города и населенные пункты Тыва 0.6 0.5
Воткинск 1.1 0.8
Глазов, Сарапул 1 0.8
Ижевск 1.6 1
Прочие города и населенные пункты Удмуртия 0.8 0.5
Абакан, Саяногорск, Черногорск 1 0.8
Прочие города и населенные пункты Хакасия 0.6 0.5
Чеченская Республика 0.6 0.5
Канаш 1.1 0.8
Новочебоксарск 1.2 0.8
Чебоксары 1.7 1
Прочие города и населенные пункты Чувашии 0.8 0.5
Барнаул 1.7 1
Бийск 1.2 0.8
Заринск, Новоалтайск, Рубцовск 1.1 0.8
Прочие города и населенные пункты Алтайского край 0.7 0.5
Краснокаменск 0.6 0.8
Чита 0.7 0.8
Прочие города и населенные пункты Забайкальского край 0.6 0.5
Петропавловск-Камчатский 1.3 0.8
Прочие города и населенные пункты Камчатского края 1 0.5
Анапа, Геленджик 1.3 0.8
Армавир, Сочи, Туапсе 1.2 0.8
Белореченск, Ейск, Кропоткин, Крымск, Курганинск, Лабинск, Славянск-на-Кубани, Тимашевск, Тихорецк 1.1 0.8
Краснодар 1.8 1
Прочие города и населенные пункты Краснодарского края 1 0.8
Ачинск, Зеленогорск 1.1 0.8
Железногорск, Норильск 1.3 0.8
Канск, Лесосибирск, Минусинск, Назарово 1 0.8
Красноярск 1.8 1
Прочие города и населенные пункты Красноярского края 0.9 0.5
Березники, Краснокамск 1.3 0.8
Лысьва, Чайковский 1 0.8
Пермь 2 1.2
Соликамск 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Пермского края 1.1 0.8
Арсеньев, Артем, Находка, Спасск-Дальний 1 0.8
Владивосток 1.4 1
Прочие города и населенные пункты Приморского края 0.7 0.5
Буденновск, Георгиевск, Ессентуки, Минеральные воды, Невинномысск, Пятигорск 1 0.8
Кисловодск, Михайловск, Ставрополь 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Ставропольского края 0.7 0.5
Амурск 1 0.8
Комсомольск-на-Амуре 1.3 0.8
Хабаровск 1.7 1
Прочие города и населенные пункты Хабаровского края 0.8 0.5
Белогорск 1.1 0.8
Благовещенск 1.6 0.8
Прочие города и населенные пункты Амурской области 1 0.5
Архангельск 1.8 1
Котлас 1.6 1
Северодвинск 1.7 1
Прочие города и населенные пункты Архангельской области 0.85 0.5
Астрахань 1.4 1
Прочие города и населенные пункты Астраханской области 0.8 0.5
Белгород 1.3 0.8
Губкин, Старый Оскол 1 0.8
Прочие города и населенные пункты Белгородской области 0.8 0.5
Брянск 1.5 1
Клинцы 1 0.8
Прочие города и населенные пункты Брянской области 0.7 0.5
Владимир 1.6 1
Гусь-Хрустальный 1.1 0.8
Муром 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Владимирской области 1 0.8
Волгоград 1.3 0.8
Волжский 1.1 0.8
Камышин, Михайловка 1 0.8
Прочие города и населенные пункты Волгоградской области 0.7 0.5
Вологда 1.7 1
Череповец 1.8 1
Прочие города и населенные пункты Вологодской области 0.9 0.5
Борисоглебск, Лиски, Россошь 1.1 0.8
Воронеж 1.5 1
Прочие города и населенные пункты Воронежской области 0.8 0.5
Иваново 1.8 1
Кинешма 1.1 0.8
Шуя 1 0.8
Прочие города и населенные пункты Ивановской области 0.9 0.5
Ангарск 1.2 0.8
Братск, Тулун, Усть-Илимск, Усть-Кут, Черемхово 1 0.8
Иркутск 1.7 1
Усолье-Сибирское 1.1 0.8
Шелехов 1.3 0.8
Прочие города и населенные пункты Иркутской области 0.8 0.5
Калининград 1.1 0.8
Прочие города и населенные пункты Калининградской области 0.8 0.5
Калуга 1.2 0.8
Обнинск 1.3 0.8
Прочие города и населенные пункты Калужской области 0.9 0.5
Анжеро-Судженск, Киселевск, Юрга 1.2 0.8
Белово, Березовский, Междуреченск, Осинники, Прокопьевск 1.3 0.8
Кемерово 1.9 1
Новокузнецк 1.8 1
Прочие города и населенные пункты Кемеровской области 1.1 0.8
Киров 1.4 1
Кирово-Чепецк 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Кировской области 0.8 0.5
Кострома 1.3 0.8
Прочие города и населенные пункты Костромской области 0.7 0.5
Курган 1.4 0.8
Шадринск 1.1 0.8
Прочие города и населенные пункты Курганской области 0.6 0.5
Железногорск 1 0.8
Курск 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Курской области 0.7 0.5
Ленинградская область 1.3 1
Елец 1 0.8
Липецк 1.5 1
Прочие города и населенные пункты Липецкой области 0.8 0.5
Магадан 0.7 0.8
Прочие города и населенные пункты Магаданской области 0.6 0.5
Московская область 1.7 1
Апатиты, Мончегорск 1.3 0.8
Мурманск 2.1 1
Североморск 1.6 0.8
Прочие города и населенные пункты Мурманской области 1.2 0.8
Арзамас, Выкса, Саров 1.1 0.8
Балахна, Бор, Дзержинск 1.3 0.8
Кстово 1.2 0.8
Нижний Новгород 1.8 1
Прочие города и населенные пункты Нижегородской области 1 0.8
Боровичи 1 0.8
Великий Новгород 1.3 0.8
Прочие города и населенные пункты Новгородской области 0.9 0.5
Бердск 1.3 0.8
Искитим 1.2 0.8
Куйбышев 1 0.8
Новосибирск 1.7 1
Прочие города и населенные пункты Новосибирской области 0.9 0.5
Омск 1.6 1
Прочие города и населенные пункты Омской области 0.9 0.5
Бугуруслан, Бузулук, Новотроицк 1 0.8
Оренбург 1.7 1
Орск 1.1 0.8
Прочие города и населенные пункты Оренбургской области 0.8 0.5
Ливны, Мценск 1 0.8
Орел 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Орловской области 0.7 0.5
Заречный 1.2 0.8
Кузнецк 1 0.8
Пенза 1.4 1
Прочие города и населенные пункты Пензенской области 0.7 0.5
Великие Луки 1 0.8
Псков 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Псковской области 0.7 0.5
Азов 1.2 0.8
Батайск 1.3 0.8
Волгодонск, Гуково, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Новошахтинск, Сальск, Таганрог 1 0.8
Ростов-на-Дону 1.8 1
Шахты 1.1 0.8
Прочие города и населенные пункты Ростовской области 0.8 0.5
Рязань 1.4 1
Прочие города и населенные пункты Рязанской области 0.9 0.5
Новокуйбышевск, Сызрань 1.1 0.8
Самара 1.6 1
Тольятти 1.5 1
Чапаевск 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Самарской области 0.9 0.5
Балаково, Балашов, Вольск 1 0.8
Саратов 1.6 1
Энгельс 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Саратовской области 0.7 0.5
Южно-Сахалинск 1.5 1
Прочие города и населенные пункты Сахалинской области 0.9 0.5
Асбест, Ревда 1.1 0.8
Березовский, Верхняя Пышма, Новоуральск, Первоуральск 1.3 0.8
Верхняя Салда, Полевской 1.2 0.8
Екатеринбург 1.8 1
Прочие города и населенные пункты Свердловской области 1 0.8
Вязьма, Рославль, Сафоново, Ярцево 1 0.8
Смоленск 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Смоленской области 0.7 0.5
Мичуринск 1 0.8
Тамбов 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Тамбовской области 0.8 0.5
Вышний Волочек, Кимры, Ржев 1 0.8
Тверь 1.5 1
Прочие города и населенные пункты Тверской области 0.8 0.5
Северск 1.2 0.8
Томск 1.6 1
Прочие города и населенные пункты Томской области 0.9 0.5
Алексин, Ефремов, Новомосковск 1 0.8
Тула 1.5 1
Узловая, Щекино 1.2 0.8
Прочие города и населенные пункты Тульской области 0.9 0.5
Тобольск 1.3 0.8
Тюмень 2 1.2
Прочие города и населенные пункты Тюменской области 1.1 0.8
Димитровград 1.2 0.8
Ульяновск 1.5 1
Прочие города и населенные пункты Ульяновской области 0.9 0.5
Златоуст, Миасс 1.4 0.8
Копейск 1.6 1
Магнитогорск 1.8 1
Сатка, Чебаркуль 1.2 0.8
Челябинск 2.1 1.2
Прочие города и населенные пункты Челябинской области 1 0.8
Ярославль 1.5 1
Прочие города и населенные пункты Ярославской области 0.9 0.5
Москва 2 1.2
Санкт-Петербург 1.8 1
Севастополь 0.6 0.6
Биробиджан 0.6 0.8
Прочие города и населенные пункты Еврейской автономной области 0.6 0.5
Ненецкий автономный округ 0.8 0.5
Когалым 1 0.8
Нефтеюганск, Нягань 1.3 0.8
Сургут 2 1.2
Нижневартовск 1.8 1
Ханты-Мансийск 1.5 1
Прочие города и населенные пункты Ханты-Мансийского автономного округа 1.1 0.8
Чукотский автономный округ 0.6 0.5
Новый Уренгой 1 0.8
Ноябрьск 1.7 1
Прочие города и населенные пункты Ямало-Ненецкого автономного округа 1.1 0.8
Байконур 1 1
Новороссийск 1.8 1
Уссурийск 1.1 0.8
Свободный 1.1 0.8

КБМ – коэффициент бонус-малус

Этот показатель выступает своеобразным поощрением автолюбителя за безаварийную эксплуатацию машины. Может как повышать, так и понижать стоимость договора, исходя из истории вождения. Каждый год владения страховкой без ДТП предполагает уменьшение цены последующего соглашения на 5%.

Число классов вождения – 15, каждому из них присвоен свой КБМ. Подробная информация представлена в таблице ниже.

Как пользоваться таблицей для расчета КБМ

  • В поле «Класс на начало годового срока страхования» найдите свой текущий класс (если вы ранее не страховались, то ваш класс равен 3)
  • В поле «Коэффициент» указано значение коэффициента соответствующее классу
  • Далее перемещаемся вправо по строке.
  • В поле «0 страховых выплат» – указано значение коэффициента которое будет у вас в следующем году если вы не допустите ни одной аварии
  • В поле «1 страховых выплат» – указано значение коэффициента которое будет у вас в следующем году если у вас была 1 авария
  • В поле «2 страховых выплат» – указано значение коэффициента которое будет у вас в следующем году если у вас была 2 авария и т.д.

0
страховых выплат

1
страховая выплата

2
страховые выплаты

3
страховые выплаты

4 и более
страховых выплат

М

2,45

0

М

М

М

М

0

2,3

1

М

М

М

М

1

1,55

2

М

М

М

М

2

1,4

3

1

М

М

М

3

1

4

1

М

М

М

4

0,95

5

2

1

М

М

5

0,9

6

3

1

М

М

6

0,85

7

4

2

М

М

7

0,8

8

4

2

М

М

8

0,75

9

5

2

М

М

9

0,7

10

5

2

1

М

10

0,65

11

6

3

1

М

11

0,6

12

6

3

1

М

12

0,55

13

6

3

1

М

13

0,5

13

7

3

1

М

Посмотреть подробную информацию по расчету КБМ можно на странице Таблица КБМ и правила расчета

При первом заключении соглашения с СК для страхователя устанавливается КБМ 1.0 – он не предполагает ни стимулирования, ни взысканий. Далее при условии безаварийной эксплуатации авто класс ежегодно увеличивается. В итоге КБМ снижается, благодаря чему стоимость полиса уменьшается.

Если в договор страховки включено больше одного водителя, коэффициент рассчитывается для каждого. Окончательная стоимость ОСАГО устанавливается по максимальному варианту. Поэтому невыгодно включать в полис водителей с потенциально высокой аварийностью, благодаря которым не только возникает риск повреждения ТС, но и увеличивается цена страховки.

Данный коэффициент единственный, который может вызывать определенные сложности. Они возможны, если у автовладельца большой стаж управления ТС. В этом случае могут возникнуть трудности с определением периода наступления страхового случая.

В такой ситуации можно воспользоваться сайтом РСА, в которой имеется информация обо всех водителях и их истории эксплуатации машин. Для этого нужно заполнить на странице специальную форму и указать:

  • статус владельца авто (физическое или юридическое лицо);
  • тип заключаемого полиса (число водителей, включаемых в договор ограничено или нет);
  • ФИО автолюбителя, чей водительский рейтинг нужно определить, полностью и дату его рождения;
  • реквизиты прав (номер документа);
  • дату заключения договора.

По отправленному заявлению может быть получено два варианта ответа:

  • значение КБМ, что означает наличие сведений о данном автолюбителе в базе РСА. Дополнительно будут указаны реквизиты полиса и СК, а также срок его действия;
  • значение КБМ не найдено, что ведет к присвоению начального уровня (3 класса и КБМ 1).

Причины получения последнего результата могут быть следующие:

  • при указании сведений была допущена ошибка;
  • возникли технические проблемы;
  • в реестре отсутствует информация об автолюбителе (например, по вине СК, не передавшей их);
  • в период действия полиса права были заменены;
  • СК, с которой был заключен договор, ликвидирована.

Если КБМ определен неверно, следует пройти процедуру его восстановления.

КВС – Коэффициент осаго по возрасту и стажу

Этот показатель указывает на опытность, которая оценивается на основании возраста и стажа водителя. Определяется не только на основе информации о страхователе. Учитываются все лица, которые включаются в договор.

Если страховка распространяется на молодых людей (не достигших 22-х лет) и/или имеющих маленький стаж (не превышающий 3 года), показатель может стать повышающим коэффициентом и существенно увеличить стоимость соглашения.

При оформлении неограниченной страховки устанавливается КВС 1.0, который является минимальным показателем. Определить свой коэффициент можно по сведениям, приведенным в таблице ниже.

возраст/стаж менее 1 года 1 год 2 года 3 – 4 года 5 – 6 лет 7 – 9 лет 10 – 14 лет более 15 лет
от 16 до 21 года 1.87 1.87 1.87 1.66 1.66 1.66 1.66 1.66
от 22 до 24 лет 1.77 1.77 1.77 1.04 1.04 1.04 1.04 1.04
от 25 до 29 лет 1.77 1.69 1.63 1.04 1.04 1.04 1.01 1.01
от 30 до 34 лет 1.63 1.63 1.63 1.04 1.04 1.01 0.96 0.96
от 35 до 39 лет 1.63 1.63 1.63 0.99 0.96 0.96 0.96 0.96
от 40 до 49 лет 1.63 1.63 1.63 0.99 0.96 0.96 0.96 0.96
от 50 до 59 лет 1.63 1.63 1.63 0.96 0.96 0.96 0.96 0.96
60 и старше 1.6 1.6 1.6 0.93 0.93 0.93 0.93 0.93

Страховые случаи и стоимость полиса

Страховой случай по автогражданке – это наступление гражданской ответственности в результате причинения вреда жизни, здоровью или ТС потерпевшего или потерпевших. Распространяется ОСАГО только на те случаи, когда водитель (он же страхователь) управлял автомобилем.

Страховым случаем ДТП признается при участии двух участников – то есть виновника и пострадавшего. Кроме того, происшествие должно иметь место на дороге или прилегающей к ней территории. Другой важный момент – это наличие у виновника ДТП страховки ОСАГО. Без нее данное лицо не сможет покрыть нанесенный ущерб за счет страховой компании, а значит будет выплачивать компенсацию пострадавшему из своего кармана.

Стоимость полиса определяется по специальной формуле расчета, поэтому точную цену сказать невозможно – она определяется индивидуально в соответствии с характеристиками автомобиля, выбранными автовладельцем параметрами и другими аспектами.

  • Базовый тариф – это начальная стоимость, которую устанавливает страховая компания и которую затем помножают на все следующие коэффициенты;
  • Коэффициент города проживания – так они могут отличаться в одной страховой компании в зависимости от региона регистрации авто;
  • КБМ – скидка за безаварийное вождение, которая начисляется автомобилистам за период без ДТП;
  • Коэффициент возраста и стажа вождения;
  • Ограниченный или неограниченный полис;
  • Мощность автомобиля;
  • Сезонность использования ТС;
  • Коэффициент нарушений закона о страховании.

Стоит отметить, что в 2019 году в страховании произошли некоторые изменения. Они коснулись базовых тарифов и коэффициентов возраста и стажа вождения.

Зеленая карта страхование автомобиля за границей

В первую очередь нужно сказать, что тариф – это коридор цен, от минимальной до максимальной, который позволяет страховым компаниям самим выбирать. Базовые тарифы разняться в зависимости от разных категорий авто и видов самих транспортных средств.

Изменения коснулись и коэффициентов стажа и возраста. Так, стало больше самих градаций. Раньше их было всего четыре – младше или старше 22 лет, меньше или больше 3 лет стажа. Теперь же их целых 56. Кроме того, в основном повысились и значения коэффициентов для молодых неопытных водителей, а для водителей постарше и с большим стажем – снизились.

Рассчитать стоимость ОСАГО в разных страховых компаниях с учетом всех имеющихся изменений вы можете на Выберу.Ру. Наш онлайн-калькулятор позволяет рассчитать стоимость полиса на основе введенных вами данных и подобрать страховку в одной из действующих в вашем регионе компаний за считанные минуты.

Разумеется, любой водитель будет рад сэкономить. В страховом договоре указываются случаи, когда коэффициент может понижаться на несколько пунктов. За езду без аварий в прошедший год можно иметь скидку — 5%. Как следствие, чем больше лет не было дорожно-транспортных происшествий, тем сильнее будет и процент скидки и понижается коэффициент КБМ. Но при покупке новой машины подобная скидка сохраняется.

А какой может быть самая большая скидка на полис ОСАГО? Максимум скидки за безаварийность может достигать 50%. Но для ее достижения шофёр должен добросовестно ездить больше 10 лет. Здесь стоит предостеречь — некоторые недобросовестные страховщики считают иначе. Нередко можно увидеть около МРЭО микроавтобусы и стационарные вагончики, предлагающие полисы ОСАГО со скидкой до 40%. Здесь важно понимать — это не по закону!

Когда заключается новый либо продляется существующий договор по обязательному страхованию (АГО), страховщик должен проверить убыточность всех вписанных в полис водителей, пользуясь общей информационной системой. Конечно, страховщик-посредник просто не может представить ту скидку, которую заявляет, на законных основаниях.

Законодательное регулирование обязательного автострахования

Чем меньше срок страхования, тем дешевле будет стоить полис

Срок страхования Значение
1 год 1
9 месяцев 0.95
8 месяцев 0.9
7 месяцев 0.8
6 месяцев 0.7
5 месяцев 0.65
4 месяца 0.6
3 месяца 0.5
2 месяца 0.4
от 16 дней до 30 дней 0.3
от 5 до 15 дней 0.2

ОСАГО регулируется следующими ФЗ и НПА (включая, но не ограничиваясь):

  • Глава 48 ГК РФ (общие нормы о любом виде страхования);
  • Глава 59 ГК РФ (о том, как возмещаются убытки потерпевшим в случае, если у причинителя вреда нет полиса);
  • Закон 40;
  • Положение ЦБ № 431-П от 19.09.2014 «О Правилах…»;
  • Указание Центрального Банка № 5000-У от 04.12.2018 года «О предельных…» (о порядке расчета страховой премии);
  • 170-ФЗ от 01.07.2011 года «О техническом…» (о порядке получения диагностической карты, которая необходима для оформления полиса);
  • различные международные договоры РФ в области обязательного автострахования (ч. 2 ст. 2 Закона 40).

Под объектом понимается «то, в целях чего осуществляется страхование». В сфере ОСАГО это имущественно-материальные интересы, связанные с риском возникновения гражданско-правовой ответственности вследствие причинения ущерба:

  • здоровью;
  • жизни;
  • автомобилям других лиц (ч. 1 ст. 6 Закона 40).

Субъекты же – это физические и юридические лица, которые прямо или косвенно участвуют в осуществлении страховки ОСАГО:

  • владельцы ТС;
  • страхователи;
  • страховщики;
  • выгодоприобретатели;
  • РСА;
  • Центробанк;
  • страховые агенты и брокеры.

Вывод

Каждый шофёр обязан иметь с собой страховой полис ОСАГО. Не следует забывать, что его отсутствие чревато штрафом от 500 и до 800 российских рублей. В редких случаях, впрочем, этого штрафа удаётся избежать и просто делается строгое предупреждение. Но порядок лучше не нарушать.

КС – коэффициент сезонности

Стандартное время заключения соглашения с СК – 1 год. КС периода включен в формулу для перерасчета цены полиса для ТС, эксплуатация которых на протяжении всего периода страхования невозможна.

Такое ограничение относится к специальным видам транспорта, предназначенным для использования в конкретное время года. Это могут быть машины для:

  • уборки снега;
  • работы на полях;
  • полива и т. д.

Если страхуемое авто не относится к специальным видам ТС, но используется не всегда (например, только в летнее время для поездок на дачу), все равно придется оплачивать полный год эксплуатации.

Значения КС можно посмотреть в таблице

Перион использоватения ТС Значение КС
3 месяца 0,5
4 месяца 0,66
5 месяцев 0,65
6 месяцев 0,7
7 месяцев 0,8
8 месяцев 0,9
9 месяцев 0,95
10 месяцев 1

КМ – коэффициент мощности осаго

Этот критерий учитывает мощность ТС по лошадиным силам. Внешние и иные факторы на его размер не влияют. Узнать свой коэффициент мощности можно критериям, приведенным в таблице

Мощность двигетеля Значение
до 50 л.с (включительно) 0,6
от 51 до 70 л.с (включительно) 1
от 101 до 120 л.с (включительно) 1,2
от 121 до 150 л.с (включительно) 1,4
1,6 151 л.с и выше

1кВт=1,35962л.с.

Размер КМ увеличивается пропорционально мощности двигателя, что, в свою очередь, влияет на конечную стоимость соглашения с СК. При его определении учитываются данные, внесенные в диагностическую карту и/или ПТС.

КПр – управление транспортным средством с прицепом

Условие Значение
Страховка без ограничения количесва водителей 1,87
Количество водителей ограничено 1

Не исключена ситуация, в которой необходимо включить в договор водителя с потенциально высокой аварийностью (например, неопытного родственника). В этом случае лучше оформить неограниченную страховку (при условии, что у собственника высокий класс). Тогда в формуле будет использован только КБМ владельца машины, следовательно, окончательная стоимость страховки уменьшится

Прицеп в зависимости от типа и назначения ТС Коэффициент КПр
Прицеп к легковым автомобилям, принадлежащим юридическим лицам, к мотоциклам и мотороллерам 1,16
Прицеп к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее, полуприцепы, прицепы-роспуски 1,40
Прицеп к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 16 тонн, полуприцепы, прицепы-роспуски 1,25
Прицеп к тракторам, самоходным дорожно-строительным и иным машинам, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движетелей 1,24
Прицеп к другим типам (категориям) и назначению транспортных средств 1

Нарушения

Данный показатель учитывает наличие/отсутствие грубых нарушений со стороны автовладельца, а также лиц, включенных в договор. Есть два значения:

  • 1.0 – если нет нарушений;
  • 1.5 – при наличии хотя бы одного нарушения.

При выведении коэффициента нарушений учитывается:

  • преднамеренное представление страховщику ложной информации, регулирующей цену полиса (незаконное снижение);
  • совершение действий, повлекших за собой возникновение страхового случая;
  • причинение вреда по умыслу, что стало основанием для выставления регрессных требований.

К последнему относятся такие факторы, как:

  • нанесение вреда жизни и здоровью по умыслу;
  • нанесение вреда под воздействием алкогольных/наркотических веществ;
  • пребывание за рулем авто лица, не имевшего на это права;
  • покидание места аварии до приезда сотрудников ДПС;
  • наступление страхового случая при эксплуатации ТС в период, который не предусмотрен соглашением с СК.

Этот список может быть дополнен в зависимости от требований конкретной СК.

Особенности определения цены

При расчете будущего договора со страховой, нужно учитывать:

  1. Прописку. Если страхователь проживает в мегаполисе, есть смысл оформить машину на родственника, зарегистрированного в небольшом городе. Такое изменение КТ позволит почти вдвое снизить стоимость договора;
  2. Возраст и стаж водителей, включаемых в договор. Если их возраст меньше 22 лет, а стаж не превышает 3-х лет, это поднимет цену полиса на 65-80%;
  3. История вождения лиц, включаемых в страховку. Это не только создаст риск повреждения ТС, но и поднимет цену полиса более чем в 2 раза;
  4. Расценки компаний в своем городе. Проведение анализа перед заключением договора поможет выбрать оптимальный вариант. Но в этом случае важно обращать внимание не только на цену, но и рейтинг надежности организации;

Система определения тарифов автострахования определена российским законодательством. Во всех расчетах используется базовый расчёт цены ОСАГО. Помимо этого, на итоговую сумму оказывают влияние и иные моменты:

  1. Категория и разновидность средства передвижения. Сумма, которую должны заплатить за ОСАГО, разная для легковушки и грузовика. Для каждого типа предусмотрены разные коэффициенты.
  2. Кому принадлежит машина – учреждению, организации, компании или частному лицу.
  3. Принадлежность передвижного объекта, на который выписывается ОСАГО, к той или иной территории. В большом, густонаселенном городе вероятность ДТП преобладает, в отличие от маленького городка или деревни. На цену оказывает влияние территориальная привязка ТС.
  4. Водительский стаж обладателя ОСАГО. Опыт управления автомобилем играет большое значение. Понятно, что для лиц, умеющих хорошо водить машину, вероятность попадания в аварию значительно ниже, чем для начинающих автолюбителей.
Полис ОСАГО – что это такое, расшифровка: обязательное страхование автомобиля, полис гражданской ответственности

Стоимость ОСАГО («страховая премия») рассчитывается в соответствии с тарифами, утверждёнными Банком России.

В представленной ниже формуле указано, какие непосредственно коэффициенты применяются при расчете ОСАГО.

Сполиса ОСАГО = ТБ х Кт х КБМ х Квс х Ко х Км х Кс х Кп х Кн, где

  • ТБ – базовый показатель;
  • а далее представлена расшифровка других коэффициентов:
  • Кт – региональный, определяется по месту постановки на учет машины или регистрации организации;
  • КБМ – бонус-малус, – для каждого претендента определяется персонально, зависит от того, участником скольких аварий был водитель;
  • Квс –значение, регулирующее возраст и опыт вождения приобретателя ОСАГО;
  • Ко – ограничения полиса, зависят от числа лиц, допущенных к управлению ТС;
  • Км – значение, зависящее от количества энергии, вырабатываемой мотором машины;
  • Кс – ограничения, связанные с сезоном пользования техникой;
  • Кп – показатель периода, в который ОСАГО обладает законной силой;
  • Кн –применяется для злостных нарушителей ПДД;

Из формулы видно, что стоимость базируется на тарифной ставке, которая умножается на разнообразные значения коэффициентов. Далее изучим их подробно и детально.

Благодаря нововведениям, автолюбители получают возможность выбрать лучшее предложение на рынке. Выбирая минимальный показатель тарифного коридора, следует быть осторожнее, чтобы не попасться на удочку аферистов – фирм-однодневок.

Ниже представлены ТБ (тыс. руб.) разных средств передвижения.

Вид Категория ТБ
мототранспорт А 0,87-1,579
машины легковые, в собственности частного лица В 3,432-4,118
машины легковые, в собственности организации В 2,573-3,087
легковые такси В 5,138-6,166
грузовые авто (до 16 тонн) С 3,509-4,211
грузовые авто (более 16 тонн) С 5,284-6,341
автобусы, имеющие от 1 до 15 мест для перевозки пассажиров D 2,808-3,370
автобусы, имеющие 16 мест и больше для перевозки пассажиров D 3,509-4,211
автобусы-такси D 5,138-6,166

Помимо описанных коэффициентов, в расчетах по ценообразованию документа применяют и другие поправки. Например, для объектов страхования, поставленных на учет в других странах. Владельцам таких средств передвижения страхователи предоставляют более удобные предложения. Это связано с возможностью приобрести ОСАГО на дни, недели, месяцы, отведенные для путешествий по территории РФ на машине. Понижающие коэффициенты представлены в таблице.

№ п/п Срок ОСАГО Понижающий коэффициент
1 от 5  до 15 дней 0,2
2 от 16 до 30 дней 0,3
3 2 мес. 0,4
4 3 мес. 0,5
5 4 мес. 0,6
6 5 мес. 0,65
7 6 мес. 0,7
8 7 мес. 0,8
9 8 мес. 0,9
10 9 мес. 0,95
11 10 мес. и более 1

Таким образом, собственникам авто, зарегистрированным за рубежом, можно приобрести ОСАГО с большими скидками.

Заключение

Несмотря на государственное регулирование стоимости ОСАГО, каждый автовладелец может повлиять на цену своего договора. Для этого нужно знать, что:

  • расчет стоимости ведется по специальной формуле;
  • каждый год управления ТС без аварий дает скидку 5% на следующий договор;
  • на стоимость полиса влияет не только водительская история страхователя, но еще его возраст и стаж, а также тип транспорта (категория и мощность);
  • если ТС по своим техническим характеристикам не относится к специальным (эксплуатация которых возможна в конкретный сезон), придется оплачивать полный год страхования, даже если авто используется редко.

Важно помнить, что страховым компаниям выгодно повышать цену полиса. Поэтому знание водителем своих прав обязательно для заключения договора на оптимальных условиях.

Итак, полис ОСАГО защищает виновника в ДТП. Сколько не придется платить из «своего кармана», зависит от того, в отношении чего был нанесен ущерб – если здоровью других лиц, то 500 тыс. рублей, имуществу – 400 тыс.. Все, что сверх этого, придется заплатить из собственных средств. Оформить «автогражданку» можно в любой страховой компании, имеющей соответствующую лицензию от ЦБ. Расчет страховой премии страховщик произведет самостоятельно, на основе законодательно утвержденных тарифов.

Частые вопросы об ОСАГО

Несмотря на видимую «прозрачность» ОСАГО, система все же имеет ряд нюансов, сложных для понимания простому обывателю. Поэтому Центробанк и РСА периодически разъясняют непонятные положения. Самые распространенные вопросы и ответы на них – ниже.

Полис ОСАГО – что это такое, расшифровка: обязательное страхование автомобиля, полис гражданской ответственности

ОСАГО не компенсирует расходы на ремонт собственной машины и не выплачивает страховку, если авто угнали.

Что покрывает ОСАГО

Обязательная страховка на автотранспорт покрывает ущерб имуществу, жизни и здоровью, который был нанесен при использовании ТС, указанного в полисе, в пределах страховой суммы, представленной в ст. 7 Закона 40:

  • 500000 руб. – в части вреда здоровью каждого пострадавшего;
  • 400000 руб. – в части ущерба автомобилю каждого пострадавшего.

Например, у гражданина в собственности легковая машина. Он ездит на ней один. Им была куплена страховка в какой-нибудь страховой компании (например, Ингосстрах). Однажды он попал в аварию по своей вине, в результате которой был сбит 1 пешеход и повреждены 2 машины.

Согласно независимой оценке, стоимость ремонта первой машины составила 600000 рублей, второй – 300000. Пешеход, в целях восстановления здоровья, заплатил за лекарства и реабилитацию 550000 рублей.

Соответственно, страховая компания виновника покроет:

  • 400000 рублей за первую машину, оставшиеся 200000 виновнику придется заплатить из «своего кармана»;
  • 300000 рублей за второй поврежденный транспорт, из «своего кармана» виновнику за ее ремонт платить не придется;
  • и 500000 в качестве компенсации вреда здоровью потерпевшего, оставшиеся 50000 виновному придется заплатить за счет своих средств.

Полис ОСАГО не сможет защитить виновника от необходимости компенсировать (ч. 2 ст. 6 Закона 40):

  • ущерб, который нанесен его жизни, здоровью или транспортному средству;
  • моральный вред (если соответствующий иск будет предъявлен потерпевшим в суд);
  • ущерб, нанесенный при езде на том ТС, которое не было указано в оформленном полисе;
  • вред, который был нанесен имуществу, жизни и здоровью потерпевших при погрузке или разгрузке груза;
  • урон, причиненный, хотя и в связи с использованием ТС, указанного в полисе, но не «обычным объектам», а антикварным ценностям или сооружениям, имеющим историко-культурное значение.

ОСАГО и КАСКО – это совершенно разные виды страхования.

Полис ОСАГО – что это такое, расшифровка: обязательное страхование автомобиля, полис гражданской ответственности

По КАСКО страховым случаем признается причинение ущерба транспортному средству, указанному в договоре страхования, вне зависимости от того, кто причинил вред.

Полис ОСАГО – что это такое, расшифровка: обязательное страхование автомобиля, полис гражданской ответственности

А это значит, что отремонтировать свою машину можно за счет средств, выплаченных страховой компанией, даже в случае попадания в аварию по своей вине. ОСАГО же ремонт своего транспорта не покроет.

Кроме этого:

  • ОСАГО в России – это обязательная страховка, за не оформление которой накладывается штраф в размере 800 рублей, согласно ч. 2 ст. 12.37 КоАП;
  • КАСКО, как и ДСАГО – это добровольные виды страхования, и их не осуществление не влечет какой-либо ответственности.

Поэтому ответ на данный вопрос только один – полис ОСАГО, при наличии действующего полиса КАСКО, нужен обязательно.

Ездить на авто можно и без ОСАГО – в первые 10 дней после покупки ТС, а также в случаях, указанных в ч. 3 ст. 4 Закона 40.

Например, не оформлять «автогражданку» могут те, у кого есть в собственности, хозведении или оперативном управлении:

  • машина, максимально конструктивная скорость которой не более 20 км/ч;
  • ТС, которое не подлежит допуску к участию в дорожном движении в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 15 ФЗ № 196 от 10.12.1995 «О безопасности…» (то есть не регистрируется в органах Гостехнадзора или ГИБДД);
  • ТС, имеющее гусеничный, санный или иной неколесный движитель.

Также могут не делать «автогражданку»:

  • владельцы ТС, зарегистрированных в зарубежных странах, имеющие «Зеленую карту»;
  • собственники прицепов к легковым машинам (полис ОСАГО не делается именно в отношении прицепа, в отношении самой легковой машины, оборудованной прицепом, «автогражданку» нужно оформлять).
Полис ОСАГО – что это такое, расшифровка: обязательное страхование автомобиля, полис гражданской ответственности

Электронный полис ОСАГО (е-ОСАГО) — аналог бумажного полиса, оформленный самостоятельно через сайт страховщика и полученный в электронном виде.

«Автогражданка» при ДТП работает следующим образом:

  • стороны решают, каким образом оформлять ДТП – по Европротоколу или с участием работников ГИБДД (оформить по Европротоколу можно только в случаях, когда нет раненых, столкнулись только 2 ТС, а участники аварии не имеют разногласий по поводу случившегося – ч. 1 ст. 11.1 Закона 40);
  • далее потерпевший идет в свою страховую компанию (если соблюдаются условия, указанные в ч. 1 ст. 14.1 Закона 40) или в страховую виновника (в остальных случаях);
  • в офисе страховщика потерпевший пишет заявление на страховое возмещение и предоставляет бланк извещения о ДТП, а также иные документы по страховому случаю (в том числе, и реквизиты расчетного счета для перевода денежных средств, если по закону положена выплата, а не ремонт);
  • предоставляет ТС к осмотру страховщику, а, при недостижении согласия относительно суммы ущерба, организуется независимая экспертиза;
  • наконец, страховая принимает решение о выплате (или выдает направление на восстановительный ремонт) в 20-дневный срок.

Мнение эксперта

Миронова Анна Сергеевна

Юрист и адвокат по автомобильному праву. Специализируется на административном и гражданском праве, страховании.

ОСАГО владельцу автомобиля или мотоцикла как раз-таки и нужно, чтобы не платить за ущерб в случае признания его виновным в ДТП. При признании потерпевшим «свое ОСАГО» никак не поможет.

Очевидно, что один и тот же гражданин может быть в одной ситуации виновным, а в другой – потерпевшим. Соответственно:

  • в ситуации, когда автолюбитель был признан виновным, ему не нужно будет платить из «своего кармана» за чужие разбитые машины, расходы на лечение сбитых пешеходов и др.;
  • в ситуации, когда автолюбитель был признан потерпевшим, он получит компенсацию на ремонт своей машины или восстановление здоровья по полису ОСАГО, оформленному виновником (а если полиса ОСАГО у виновника нет, то придется подавать на него в суд и взыскивать компенсацию уже в судебном порядке или обращаться в РСА за компенсационной выплатой – в случаях, указанных в ст. 18 Закона 40).

Полис ОСАГО – что это такое, расшифровка: обязательное страхование автомобиля, полис гражданской ответственности

Покрытие убытков по ОСАГО гарантируется практически всем потерпевшим (если у виновника есть действующий полис), в том числе:

  • водителям, чьи ТС были повреждены при попадании в аварии не по своей вине;
  • водителям, которые получили травму при ДТП не по своей вине;
  • пассажирам любых ТС (как в отношении находившихся в машине виновника, так и в отношении находившихся в машине потерпевшего);
  • пешеходам, пострадавшим в результате наезда.

Частные случаи:

  • выплаты по ОСАГО положены, даже если у потерпевшего нет полиса – но в таком случае прямое возмещение убытков (ст. 14.1 Закона 40), если оно было бы возможно при наличии полиса у потерпевшего, действовать не будет, то есть придется обращаться не в свою страховую компанию, а виновника;
  • компенсационные выплаты от РСА не положены потерпевшим, имуществу которых был нанесен ущерб, если у виновника нет полиса или причинитель вреда неизвестен (ст. 18 Закона 40);
  • а вот если был сбит пешеход, а виновник либо неизвестен, либо у него нет полиса ОСАГО вообще, то этому пешеходу не нужно идти в суд – следует просто обратиться в РСА в целях получения компенсационной выплаты.

Под стандартной в правоотношениях по ОСАГО понимается ситуация, при которой:

  • причинитель вреда известен;
  • в результате ДТП нет раненых или погибших;
  • участвовало в аварии только 2 ТС;
  • у обоих участников аварии есть действующие полисы.

Все остальные ситуации могут классифицироваться, как нестандартные, то есть при которых потерпевшему и виновнику придется выполнять дополнительные действия и (или) действовать не так, как обычно.

Например:

  • если в ДТП пострадали люди или столкнулось более, чем 2 ТС, то оформить аварию по Европротоколу нельзя – соответственно, сторонам придется дополнительно звонить в ГИБДД и ждать приезда сотрудников полиции, иначе можно было бы заполнить бланки извещений и спокойно разъехаться;
  • виновник ДТП с участием 2 ТС, в котором пострадало только имущество, скрылся с места происшествия, но у него был действующий полис – соответственно, потерпевший обращается в свою страховую в рамках ПВУ, далее страховщик потерпевшего взыскивает в порядке регресса сумму выплаченной компенсации с виновника.
Оцените статью
Помощь автомобилисту