Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами: что это такое и как происходит

Информация

Нормативное регулирование

На основании положений главы 3 ФЗ-2202-1 от 17.01.1992г. обязанность надзирать за выполнением законодательных актов службами, производящими ОРД, дознание и предварительное следствие.

Помимо этого, существуют различные ведомственные акты, которыми работники прокуратуры должны руководствоваться при осуществлении контрольных функций по исполнению норм права сотрудниками ФССП.

Одним из таких документов является указание Генпрокуратуры РФ от 25.04.1999г. №19/38 «О мерах по обеспечению прокурорского надзора … обращения взыскания на имущество мобилизационного назначения», а также №155/7 от 12.05.2009г. «Об организации …».

Надзорные задачи за действиями приставов-исполнителей

В Законе о прокуратуре нет отдельно выделенной главы об осуществлении контроля служащих суда, которая бы определяла полномочия прокурора и инструменты его воздействия. Поэтому данные полномочия сочетаются с прочими видами деятельности прокуратуры.

Генеральной прокураторой осуществляется контроль за:

  • применением соответствующих мер при принятии решений или формировании документации;
  • учетом заявлений, составленных на действия сотрудников при проведении исполнительных мероприятий;
  • правомерностью конфискации имущественных объектов;
  • полнотой применения мер при поиске должника;
  • ведением документационного учета.

В соответствии с Законом «О прокуратуре РФ» (далее – закон) её сотрудники производят контрольные функции за выполнением требований законодательной базы исполнителями при осуществлении своих обязанностей.

Надзорные мероприятия за активностью сотрудников службы производится над:

  • обеспечение защищенности сторон судебного процесса и её операций;
  • качественностью подготовки помещений для ведения судопроизводства;
  • доставкой в судебные слушания вещественных доказательств;
  • выполнением вердиктов судьи;
  • требованиями взятия свидетельских показаний при проведении слушаний, лиц, избегающих явки;
  • исполнение положений законодательства;
  • проведением совместных операций приставов и служащих иных силовых ведомств в отношении субъектов, находящихся под стражей;
  • соблюдением регламентированных сроков при выполнении предписаний вердиктов суда.

Основными контрольными функциями являются:

  • исполнение служащими правил, предусмотренных нормами права, и применяемых в рамках должностных полномочий;
  • решения, принимаемые сотрудниками службы, должны соответствовать положениям законодательной базы в сфере исполнения решений суда;
  • соблюдение законных прав различных субъектов при осуществлении исполнительных мероприятий.

К объектам прокурорского контроля относятся:

  • ФССП России и её территориальные отделения;
  • сотрудники службы, осуществляющие действия по выполнению решений суда;
  • администрация учреждений, занимающихся исполнением наказаний и применением мер принуждения;
  • руководство колоний, изоляторов и иных мест ограничения либо лишения свободы.

При осуществлении мер по исполнению вердиктов суда, контролю подвергаются такие действия:

  • выполнение судебных решений и иных госорганов;
  • соблюдение властными инстанциями требований законодательной базы;
  • равноправное обеспечение правомочий всех жителей страны.

ВНИМАНИЕ! Судебные исполнители обязаны следовать решениям, допускаемые правовой базой России, и не превышать возможности на свое усмотрение.

Что понимается под надзором за работой служащих ФССП и для чего он введен

Контроль за выполнением должностных обязанностей работниками является одним из видов слежения соответствующих организаций за выполнением законных требований сотрудниками службы в выполнении решений суда, в частности, и конфискация активов.

Работники прокуратуры наделены полномочиями, дающими им методы воздействия на сотрудников службы при нарушении ими правомочий и интересов различных субъектов. Такая процедура поднимает степень доверия к судебной системе, совершенствуя её и развивая деятельность работников, а также производит обеспечение правопорядка в при ведении судопроизводства.

Проведение мероприятий

Эффективность проводимых действий по выполнению положений нормативной базы судебными исполнителями зависит от конкретного планирования мер, определяемых сотрудниками структуры.

ВНИМАНИЕ! Для качественной организации работы необходимо обладать высоким уровнем знания действующего законодательства, а также знать практику его применения. Поэтому служащие структуры постоянно повышают свою квалификацию.

Для этого помощники прокурора либо его заместители:

  • обеспечиваются нормативной базой, пособиями и рекомендациями;
  • собираются с целью подбора и анализа информации;
  • составляется план проведения мероприятий;
  • наделяются достоверными данными о случаях появления правонарушений: сбор, переработка и сохранение информации при проведении расследования. Такие сведения могут поступать не только в виде жалоб и обращений граждан либо правоохранительных органов, но и в качестве материалов, истребованных в различных учреждениях, полученных при осуществлении контрольных функций за соблюдением норм в разных сферах гражданского общества;
  • в перечень мероприятий могут включаться проверочные действия в отношении организаций либо субъектов для выявления правонарушений;
  • аналитическая деятельность;
  • взаимодействуют с другими структурными отделами службы;
  • составляют отчетность по проводимым действиям.

При проведении надзора важно применение рекомендаций и внедрение передовых инноваций.

Важно: чтобы качественно организовать работу по наблюдению, следует знать на высоте законодательную базу и практику его применения, для этого сотрудники постоянно повышают квалификацию.

В чем заключаются надзорные функции

При обнаружении нарушений в действиях сотрудников ФССП прокурорский работник вправе:

  • получать доступ к любой информации;
  • требовать предоставления от руководства службы отчетных данных, необходимой документации, подтверждающих материалов;
  • вправе задействовать при возникновении сложной ситуации иных специалистов, определяемых ст.21 Закона;
  • вызов необходимых лиц для получения сведений о причинах правонарушения;
  • проведение проверочных мероприятий для выявления правомерности производимых действий;
  • пользоваться беспрепятственным доступом к контролируемым помещениям и территориям.

Полномочия прокурора включают:

  • вынесение решений о компенсации нанесенного ущерба лицам при проведении незаконных мер;
  • освобождение субъектов, арест которых осуществлялся не на основании норм права;
  • принятие участия в судебных разбирательствах судов различных уровней для защиты правомочий людей и учреждений;
  • выставление требований о возможном привлечении нарушителей к административной либо уголовной ответственности.

Такие полномочия позволяют осуществлять надзор за законностью действий подведомственных подразделений.

Во время проведения исполнительных процедур сотрудники ФССП вправе применять силу для задержания должника или отражения его нападения, а также для принудительного осуществления законных исполнительских действий. Так, закон «Об органах принудительного исполнения…» № 118 определяет ряд случаев, в которых пристав-исполнитель может применить против гражданина приемы боевой борьбы, огнестрельное оружие или средство специальной защиты.

Федеральный закон №328 «О службе в органах принудительного исполнения…», вступивший в силу 1 января 2020 года, фактически приравнял ФССП к силовой структуре. Уже сегодня приставы имеют право взламывать двери и попадать в дом без согласия должника. По прогнозам политических аналитиков в ближайшее время полномочия приставов-исполнителей на применение силы будут расширены.

Гражданину, столкнувшемуся с применением силы со стороны пристава, необходимо честно оценить правомерность действий госслужащего и в зависимости от результата оценки выработать план поведения.

Правомерность действий сотрудника ФССП Действия пристава правомерны Пристав превысил полномочия или бездействует Произошло должностное преступление
Рекомендации должнику по защите собственных интересов Жаловаться и оспаривать применение силы бессмысленно, все имеющиеся ресурсы следует направить на погашение задолженности. Подать жалобу вышестоящему начальнику, обжаловать самоуправство пристава в суде, обратиться в прокуратуру. С заявлением о преступлении можно обратиться непосредственно в ФССП. Однако рекомендуется сразу обратиться в МВД или Следственный комитет.

Меры реагирования

При выявлении нарушений предписаний исполнителями суда, предусмотрены такие меры пресечения:

  • Опротестование актов, которые противоречат законодательной базе;
  • Исковые заявления в судебные учреждения с целью защиты правовых интересов всех пострадавших;
  • Возбуждение уголовного дела/производства об административном своеволии.

При проведении проверочной деятельности могут применяться следующие действия:

  • опротестование нормативной документации, противоречащей законодательству России;
  • подача исков в соответствующие инстанции разных уровней для защиты прав пострадавших людей;
  • заведение дел по факту превышения полномочий служащими ФССП.

ВАЖНО! При определении мер воздействия прокурор вправе руководствоваться нормами Закона и актами Генеральной прокуратуры и исходить из правомерных соображений в искоренении правонарушений, учитывая сложившиеся условия.

Надзор за законностью осуществления служебной деятельности исполнителей вердиктов суда является важной функцией общественно-правовой жизни населения страны. От качественности выявления преступлений и скорости реагирования на них зависит в целом спокойствие граждан и качество их жизни в государстве.

Надзорные задачи за действиями приставов-исполнителей

Исходя из судебной практики и статистики с сайта ФССП, чаще всего поводом для обжалования являются следующие действия приставов:

  • ошибочное начисление исполнительского сбора;
  • неправомерное возбуждение (или окончание) ИП;
  • незаконный арест имущества (несоизмеримого по цене или не принадлежащего должнику);
  • ошибочное списание денег с банковских счетов;
  • продажа изъятого имущества по заниженной цене (ниже рыночной);
  • неисполнение требований ИЛ;
  • возврат ИЛ истцу по причине невозможности взыскания.

Заключение

Прокурорский надзор за законностью деятельности судебных приставов, это неотъемлемая часть общественной и правовой жизни граждан, от эффективности выявления правонарушений и быстроты реагирования на подобные ситуации зависит спокойствие и качество жизни страны в целом.

Бесплатная консультация

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже:

Многим гражданам России уже приходилось жаловаться на действия судебных приставов или пренебрежение своими обязанностями. Кое-кто даже распространил видео о своём опыте. Процедура оформления и подачи жалобы подробно расписана в актах федерального законодательства. Образец представлен на сайте самого государственного ведомства. Важно приступить к делу, не откладывая, чтобы уложиться в установленный законом десятидневный срок.

Упустив время, жаловаться придётся только на себя. Чтобы отстаивать собственные интересы, требуется своевременно предпринимать определённые усилия.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических
вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему —
обращайтесь в форму онлайн-консультанта.

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону.
Это быстро и бесплатно!

Оцените статью
Помощь автомобилисту