Как правильно оформить европротокол в ДТП 2020? Образец

Информация

Действия при ДТП до оформления европротокола

Если рассматривать практическую сторону вопроса, то желание водителей побыстрее закончить с формальностями и разъехаться по своим делам возникает в двух случаях:

  1. Когда повреждения минимальны и для получения страховки не требуется других справок.
  2. Ущерб незначителен (потертость или царапина) и участники ДТП не планируют обращаться в страховую компанию. Оформление европротокола в этом случае подтверждает, что у сторон нет претензий друг к другу.

С юридической же точки зрения положение дел обстоит несколько иначе. Согласно статье 1.11 Федерального закона № 40-ФЗ от 25.04.2002 существует ряд обязательных условий для оформления ДТП по европротоколу:

  • Отсутствие пострадавших, в том числе пешеходов и пассажиров.
  • Участие в ДТП не более двух транспортных средств, включая автомобили с прицепами.

Вопреки распространенной в сети информации, машина с прицепом в этом случае считается как одно транспортное средство.

  • Наличие у обоих водителей действующих полисов ОСАГО или “Зеленой карты” для иностранных авто.
  • Перечень повреждений, степень вины и другие обстоятельства аварии не вызывают разногласий.

Кроме этого, предполагаемые повреждения должны укладываться в ограничения по сумме страхового возмещения. Величина выплат устанавливается тем же законом:

  1. При оформлении ДТП без участия ГИБДД сумма возмещения не превышает 50 тыс. рублей.
  2. Если авария произошла на территории городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) и их областей, то максимальная величина выплат по страховке приравнивается к установленному пределу по ОСАГО, то есть 400 тыс. рублей.

Условием для применения последнего пункта будет фиксация обстоятельств ДТП с помощью фото- и видеосъемки, а также навигаторами, использующими GPS, ГЛОНАСС или другие глобальные спутниковые системы. Во всех остальных случаях европротокол не составляется и дорожно-транспортное происшествие оформляется в стандартном порядке.

При попадании в дорожно-транспортное происшествие необходимо остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Перед оформлением европротокола следует придерживаться следующего порядка действий:

  • Прежде всего, необходимо убедиться, что при столкновении никто не пострадал, а в ДТП участвовало только две машины.
  • Затем выяснить намерения противоположной стороны относительно оформления происшествия и предложить составить европротокол.
  • В случае положительного ответа необходимо проверить, не закончился ли срок действия полисов ОСАГО обоих участников аварии.
  • После этого желательно подкрепить будущий европротокол фото- или видеоматериалами.

Рекомендуется сделать съемку общей панорамы (с привязкой к дорожным знакам или другим стационарным элементам), каждого автомобиля крупным планом (с номерами), места повреждений ТС, а также снять следы торможения и обломки деталей.

Хорошо если найдутся свидетели происшествия. Зафиксируйте их координаты и попросите дать письменные показания.

Заполненный европротокол вместе с заявлением о возмещении убытка направляют в офис страховщика в течение пяти рабочих дней. Будьте готовы к тому, что страховая компания может затребовать транспортное средство для проведения осмотра или независимой экспертизы. На выполнение этого условия также отводится не более 5 суток. При этом участники ДТП не имеют права самостоятельно ремонтировать автомобиль в течение 15 календарных дней.

Обращаясь за страховой выплатой по европротоколу нужно понимать, что получив возмещение, пострадавшая сторона больше не сможет предъявлять другие требования по этому же ДТП. Исключением является вред здоровью, о котором потерпевший не знал на момент подачи заявления. В таком случае он имеет право обратиться к страховщику виновника дорожно-транспортного происшествия.

В любом случае, перед обращением за компенсацией в страховую компанию, во избежание обмана и затягивания выплат со стороны страховщика, мы настоятельно рекомендуем проконсультироваться с опытным юристом.

Вместо заключения, заглянем немного вперед, в обозримое будущее, где нас ожидают некоторые изменения в части правил оформления европротокола.

С 1 октября 2019 года для получения страховки по ДТП, оформленным без участия уполномоченных лиц, к европротоколу в обязательном порядке должны прикладываться данные с места аварии, поясняющие обстоятельства происшествия.

В качестве указанных свидетельств могут использоваться фото- и видеоматериалы, а также съемка события средствами навигации, подключенными к системе ГЛОНАСС, GPS или другим глобальным спутниковым системам.

Остается только надеяться, что и сумма страхового возмещения будет также приравнена к максимальному лимиту по ОСАГО.

При случившемся ДТП для страховой важно отсутствие мошеннических схем с подставными авариями. Поэтому сотрудникам необходимо убедиться в том, что происшествие реально, потерпевший не включил лишние повреждённые элементы. А ещё страховая хочет получить больше прибыли, поэтому заинтересована в отказе при ошибках.

В свою очередь, европротокол – это упрощённая возможность оформить такое ДТП без вызова сотрудников ГИБДД. Но у него много минусов и ограничений. И к самым распространённым можно отнести такие:

  • если вы допустили критичные ошибки в правильном заполнении европротокола, то в возмещении по ОСАГО в 2020 году могут отказать,
  • виновник при незнании 3 своих важных обязанностей может “заработать” себе регресс,
  • лимит по сумме возмещения – 100 000 рублей; лишь в ряде случаев при фиксации ДТП специальным приложением с поддержкой ГЛОНАСС и в ряде городов лимит возрастает до 400 тысяч,
  • подлинность полиса ОСАГО проверяется участниками ДТП, и о фальшивой страховке можно и не узнать.

образец заполнения

Вместе с тем, европротокол даёт возможность не ожидать инспекторов для оформления ДТП, позволяет быстро получить выплату или ремонт в упрощённом режиме.

Их регулирует статья 11.1 ФЗ Об ОСАГО и на 2020 год обязательных условий всего 5:

  1. ущерб в ДТП нанесён только автомобилям (нет иного пострадавшего имущества: телефонов, багажа, дополнительного оборудования),
  2. для возможности оформления европротокола в аварии не должно быть пострадавших и, конечно же, погибших людей,
  3. пострадало 2 (не более и не менее) машины, включая прицепы к ним,
  4. у обоих участников есть действующий полис ОСАГО,
  5. у участников нет разногласий, в том числе по виновности в ДТП.

В каких случаях возможно оформление европротокола при ДТП?

Действующее законодательство устанавливает несколько обязательных условий, выполнение которых необходимо для использования упрощенной процедуры оформления ДТП с применением европротокола. В их число входят:

  • отсутствуют потерпевшие;
  • в инциденте участвовали не более двух автомобилей;
  • ущерб нанесен исключительно транспортным средствам;
  • у каждого из автоводителей имеется действующая страховка ОСАГО. Допускается также использование международного полиса «Зеленая карта»;
  • лимит страховки покрывает величину нанесенного в ДТП ущерба (по предварительной оценке);
  • оба водителя не возражают против оформления европротокола и отказа от вызова сотрудников ГИБДД;
  • у одного или обоих водителей имеется возможность зафиксировать обстоятельства происшествия на видео- или фотокамеру.

Невыполнение любого из перечисленных требований делает невозможным применение европротокола и, как следствие, упрощенного порядка оформления происшествия. В этой ситуации водителям остается вызвать сотрудников ГИБДД, а дальше следовать их указаниям.

Действия при ДТП до оформления европротокола

Убедившись в том, что ситуация не требует участия уполномоченных лиц, можно приступать к заполнению европротокола, выданного страховщиком при заключении договора ОСАГО.

Бланк состоит из двух листов, соединенных между собой. Во время заполнения лицевой стороны все внесенные данные копируются на второй экземпляр, после чего бланк разъединяется и оформляется обратная сторона документа.

Смотрите образец заполнения европротокола.

Разберем весь процесс заполнения Извещения по пунктам.

1. Место ДТП. Указывается наименование населенного пункта, улица и дом. Если авария случилась в загородной зоне, внесите название трассы и километр.

2. Дата ДТП. Здесь прописывается число и точное время столкновения. Перед заполнением согласуйте показания с другими участниками.

3. Количество поврежденных ТС. В поле третьего пункта вносится цифра 2, так как европротокол не предполагает участие большего числа транспортных средств.

4. Количество раненных и погибших. Здесь ставим прочерки. Любые телесные повреждения требуют присутствия ГИБДД.

5. Медицинское освидетельствование. В пятом пункте всегда отмечается “нет”.

6. Ущерб, нанесенный другим ТС. Аналогично предыдущей графе ставим “нет”, ведь в ДТП участвовали только 2 машины.

7. Свидетели ДТП. Здесь указываются данные очевидцев происшествия: ФИО, адрес и номер телефона.

8. Оформление сотрудниками ГИБДД. Европротокол составляется без участия уполномоченных лиц, поэтому отмечаем галочкой ответ “нет”.

Далее следуют 2 колонки “А” и “В” для двух транспортных средств. Какое ТС вписывается первым не имеет значения.

9, 10, 11. Указанные пункты отражают информацию об автомобиле и его собственнике. Сюда вносятся данные из свидетельства о регистрации ТС. В п. 11 указывается ФИО водителя.

12. Страховщик. В этой строке прописывается наименование страховой компании, а чуть ниже вносятся сведения о действующем полисе ОСАГО.

13. Место первоначального удара. Отметьте стрелочкой область, куда пришелся первый удар.

14. Перечень поврежденных деталей. В этом пункте нужно перечислить список всех видимых повреждений и указать их характер (вмятина, скол, царапина и др.).

15. Замечания. Здесь прописывается виновен или нет участник столкновения.

16. Обстоятельства ДТП. В указанном поле водители отмечают события и детали, характеризующие момент происшествия. После внесения всех обстоятельств в итоговой графе укажите их суммарное значение. Следите за тем, чтобы каждый из участников заполнял именно свой столбик.

17. Схема ДТП. Этому пункту нужно уделить особое внимание. Схема должна отражать направление движения ТС, их расположение в момент столкновения и после него. Не забудьте указать наличие дорожных знаков, название улиц и номер ближайшего дома (смотрите пример на рисунке ниже).

СХЕМА ДТП
Пример оформления схемы ДТП

18. Подписи водителей. Заполненное извещение подписывается обоими участниками дорожно-транспортного происшествия.

После разъединения бланка вторая страница европротокола заполняется самостоятельно каждым участником ДТП.

1. Транспортное средство. Здесь отмечается буква “А” или “В”, которой обозначался автомобиль во время заполнения первой страницы европротокола.

2. Обстоятельства ДТП. Этот пункт предназначен для краткого описания аварии и событий, предшествующих ей. Поясните, как произошло столкновение с указанием даты, времени, места и номеров участвующих транспортных средств.

3. ТС находилось под управлением. Тут отмечается, кто был за рулем автомобиля в момент ДТП: владелец авто или другой человек.

4. 5. В указанных полях при оформлении европротокола ставится прочерк.

6. Может ли ТС передвигаться своим ходом. Отметьте возможность самостоятельного движения автомобиля или ее отсутствие.

7. Примечание. В этот пункт вносятся сведения о наличии фото- и видеоматериалов с места ДТП.

Завершая заполнение бланка европротокола, не забудьте поставить подпись (с расшифровкой) и дату заполнения документа.

Очень желательно не допускать ошибок, поскольку исправления могут стать причиной отказа в возмещении ущерба. По любым спорным вопросам не стесняйтесь беспокоить страховую компанию, оператор горячей линии подскажет, как правильно заполнить документ.

Под ДТП европротоколом понимается документ, который составляется на месте аварии непосредственными ее участниками с целью получения страховки. Его оформление предусматривает использование упрощенной процедуры оформления дорожно-транспортного происшествия, которая не предполагает участия сотрудников ГИБДД. Нередко применяется альтернативное название документа – извещение о ДТП.

Обязательными реквизитами европротокола выступают следующие сведения:

  • данные об участниках происшествия;
  • наиболее важные обстоятельства ДТП;
  • ущерб, нанесенный транспортным средствам, попавшим в аварию, и т.д.

Для заполнения европротокола используется стандартный бланк извещения о ДТП. Самый простой и правильный подход к решению возможных проблем – всегда иметь его при себе в любой поездке.

Пошаговая инструкция грамотных действий участника дорожного инцидента по европротоколу имеет следующий вид:

  1. Выполнение обязательных в подобной ситуации требований к участникам ДТП – прекращение движения, включение аварийки, выставление соответствующего знака остановки. Последний должен находиться на расстоянии, как минимум, 15 метров от машины в пределах города или поселка и 30 метров за чертой населенных пунктов.
  2. Общение со вторым водителем, также участвующим в происшествии. Взаимная проверка наличия полисов обязательного автострахования.
  3. Видео- или фотосъемка места дорожного происшествия. Если речь идет о компенсации в пределах 400 тыс. рублей (инцидент происходит на территории Москвы, Подмосковья, СПб или Ленинградской области – регионов, где тестируются новые условия европротокола) – аппаратура для съемки должна быть оснащена системой геометок и использована в первый час после ДТП.
  4. При необходимости – освобождение проезжей части от транспортных средств, попавших в аварию.
  5. Сообщение о ДТП в страховую компанию, оформившую полис ОСАГО.
  6. Получение контактов второго участника и свидетелей происшествия.
  7. Заполнение извещения о ДТП на специальном бланке, то есть непосредственное оформление европротокола.

Стандартная процедура составления европротокола при ДТП предусматривает обязательный учет следующих основополагающих моментов:

  • при участии в инциденте двух автомобилей заполняется один бланк европротокола. Кто из автоводителей занимается этим – не важно;
  • бланк документа включает два листа. Каждый заполняется с обеих сторон. Лицевая сторона документа – самокопирующаяся. На ней указываются сведения об обстоятельствах ДТП, характеристиках автотранспорта, автостраховщиках и т.д., предоставляемые обоими участниками аварийной ситуации;
  • лицевая сторона оформляется таким образом, чтобы не осталось пустых полей и граф;
  • после ее заполнения листы разъединяются, на них проставляются подписи сторон, которыми подтверждается отсутствие разногласий и согласие с предоставленной информацией;
  • заполнение тыльной стороны двух листов документа осуществляется каждым участником инцидента самостоятельно;
  • при оформлении документа используется шариковая ручка, причем давление на нее при написании должно быть достаточным для получения четкой копии. Применение карандаша или гелиевой ручки не рекомендуется, так как выполнение с их помощью надписи могут стереться или размазаться;
  • если для детального изложения обстоятельств ДПТ свободного места на бланке не хватило, допускается оформление приложения к европротоколу на обычном чистом листе. В подобной ситуации на основном документе делается соответствующая пометка, а на дополнительном размещается слово «Приложение» с указанием реквизитов европротокола. Приложение следует оформлять в двух экземплярах для каждого из участников;
  • при повреждении бланка извещения о ДТП или невозможности его прочтения необходимо заполнить новый документ, избавленный от подобных проблем;
  • обычно бланк выдается страховой компанией при оформлении полиса ОСАГО. Альтернативный вариант его получения – скачивания с официального сайта профильного подразделения исполнительной власти (в Москве таковым является Департамент транспорта и развития ДТИ);
  • новая форма бланка предусматривает наличие специального поля, на котором ставится отметка о существующих между участниками ДТП разногласиях или их отсутствии. В старых бланках документа такого поля нет, поэтому данную информацию необходимо вписать вручную

Лицевая сторона типового бланка европротокола выглядит так, как показано на фото ниже.

Полностью документ имеет такой внешний вид.

Понятные названия и достаточно подробные пояснения, размещенные рядом с большинством полей и ячеек бланка, позволяют заполнить документа без каких-либо серьезных проблем. Естественно, при этом необходимо следовать приведенным выше рекомендациям и соблюдать указанную последовательность действий.

Как уже было отмечено выше, в большинстве случаев бланк извещения о ДТП (другое название – европротокол) выдается в ходе оформления страхового полиса непосредственно автостраховщиком. Если этого не происходит, водителю необходимо обратиться к сотруднику страховой компании с целью получения документа.

Максимальная выплата по европротоколу составляет на данный момент 100 тыс. руб. При этом необходимо учитывать тот факт, что с начала 2014 года для ряда регионов страны – Москвы, СПб, Подмосковье и Ленинградской области – установлены особые правила, предусматривающие возможность страхового возмещения на сумму до 400 тыс. руб.при оформлении инцидента без сотрудников ГИБДД по упрощенной процедуре.

Такая сумма выплат при ДТП требует, помимо территориальной привязки к указанным субъектам РФ, выполнения еще одного обязательного требования. Оно заключается в необходимости фиксации обстоятельств одним из двух возможных способов:

  • с применением контролирующих технических средств в рамках навигационной системы РФ, позволяющих зарегистрировать факт, место и обстоятельства ДТП, а также расположение транспортных средств, ставших его участниками;
  • при помощи технических средств, оснащенных возможностью идентифицировать снятые видео- и фотоматериалы, для чего обычно используются геометки, которые невозможно подделать или установить самостоятельно.

Как получить страховое возмещение по европротоколу

В этом случае водителю, чье транспортное средство было повреждено в ходе происшествия, придется воспользоваться одним из следующих способов решения проблемы:

  • составление и подача претензии непосредственно в компанию, оформлявшую страховой полис. В документе следует изложить обстоятельства дела, перечислить ответственных сотрудников, с которыми участник ДТП контактировал (нередко именно они принимают негативные по отношению к страхователю решения), и условия, устраивающие владельца полиса обязательного автострахования;
  • обращение в орган, контролирующий деятельность страхового рынка страны – Центробанк. У ЦБ России достаточно возможностей заставить страховую компанию выполнять свои обязательства, если будет доказано их нарушение;
  • оформление искового заявления и обращение с ним в суд. Крайний вариант действий, не гарантирующий положительного решения и требующий дополнительных временных и финансовых издержек. Вместе с тем, практика показывает, что в случае предоставления документальных доказательств судья нередко встает на сторону страхователя.

Прежде чем приступить к написанию европротокола обеими сторонами ДТП обратим ваше внимание на необходимые действия сразу после аварии. Допустим, что вы уже знаете “примитивные” правила первоочередных действий по ПДД.

Но из не очевидных для большинства автолюбителей следует произвести также следующие:

  1. отфотографируйте место происшествия: общее положение организации дорожного движения (по нему вы будете рисовать схему в европротоколе), дорожные знаки и разметку, расположение автомобилей и повреждения (общим планом и детально),
  2. запишите номера телефонов очевидцев – в случае проблем с выплатой по европротоколу они вам могут понадобиться,
  3. пообщайтесь с водителем и установите, что у вас нет разногласий относительно ДТП и что виновник признаёт свою вину (подумайте и сами об этом, если виновный – вы), обоюдно решите, что оба хотите заполнить извещение,
  4. теперь вам нужно убедиться в подлинности и наличии полиса ОСАГО у второго участника, а также на всякий случай проверить свой; и этому мы посвятим небольшую инструкцию ниже.

Сделать это можно по базе данных Российского союза автостраховщиков (РСА), введя номер полиса другого участника в соответствующую графу.

Подробный порядок со скриншотами и образцом мы расписали в специальной статье о проверке ОСАГО.

  1. Просто перейдите на официальную страницу проверки страховки на сайте РСА.
  2. Выберите серию полиса (его вы найдёте в самом верху бланка страховки) и ниже введите номер.
  3. В результате вам покажет один из статусов:
    • “находится у страхователя” – всё в порядке,
    • “находится у страховщика” – ОСАГО у второго участника поддельное, оформлять европротокол нельзя, а ущерб придётся взыскивать в без ОСАГО,
    • “информация не найдена” – возможно, полис липовый, но ДТП также следует оформить с сотрудниками ГИБДД.

Это регулируется статьёй 11.1 ФЗ Об ОСАГО, и есть несколько сроков в зависимости от статуса участника ДТП и предмета обращения. Вот так выглядят эти сроки:

  • в течение 5 рабочих дней после ДТП и виновник, и потерпевший обязаны известить страховую о случившемся ДТП и передать свой бланк извещения (п.2 статьи 11.1),
  • в течение срока 15 календарных дней виновник и потерпевший не должны ремонтировать, продавать или утилизировать свои машины,
  • потерпевший может обратиться за выплатой в течение 5 дней – он подаёт заполненный европротокол вместе с заявлением о возмещении по ОСАГО; но этот срок непресекаем – фактически это можно сделать в течение 3 лет (общий срок исковой давности КоАП).

Хорошая новость для потерпевшего заключается в том, что сроки в первых 2 пунктах для него непресекаемы – за это не будет никаких последствий: ни штрафа, ни отказа в выплате.

А вот для виновника информация хуже. Ему обязательно нужно уведомить страховую в течение 5 рабочих дней и не ремонтировать авто в течение 15 календарных дней после даты ДТП. Иначе будет регресс (по статье 14 ФЗ-40).

О тонкостях регрессного требования, если не отправить европротокол, мы написали в отдельной статье.

Запомните, главное для вас как виновника ДТП не донести до страховщика информацию о событии ДТП, а конкретно получить доказательства такого уведомления.

Это можно сделать двумя способами.

  • Отвезти заполненный по образцу бланк извещения европротокола лично в офис страховой компании. Тогда на копии извещения вам должны поставить входящий номер, печать страховщика и подпись принявшего сотрудника. Если это отказываются делать, не отдавайте и читайте второй пункт!
  • Отправить европротокол почтой с обязательной описью вложений и уведомлением о вручении. Опись и уведомление (которое придёт позднее по факту доставки извещения) нужно хранить в течение не менее 3 лет от даты их получения страховой организацией.

Если вы не отправили свой экземпляр извещения, то у нас для вас есть статья с судебной практикой о возможности избежать регресса.

Фото пример заполненного европротокола с пошаговой инструкцией и пояснениями

Среди бывалых водителей бытует даже мнение, что если автолюбитель не в состоянии правильно составить европротокол, то он не достоин выплат – это как маленькая проверка на примитивную грамотность водителя. Тем не менее, есть ряд тонкостей, которые нужно учитывать при этом.

Прежде всего, отметим, что у вас может быть 2 варианта бланка извещения:

  • бланк, выдаваемый страховой компанией,
  • распечатанный на принтере.

В первом случае он отрывной, во втором – простой единый.

Общие принципы заполнения официального бланка следующие:

  1. бланки друг от друга не отрываем,
  2. сначала вы заполняете общие сведения о ДТП (с 1 по 8 пункты),
  3. затем каждый водитель пишет в своей графе с 9 по 15 и в середине со своей стороны с 16 по 18 пункты, но можно это всё писать и одному участнику, подписи пока не ставим,
  4. далее бланки отрываются друг от друга и каждый водитель ставит по 2 подписи на каждом экземпляре извещения: на том, которое вы заполняли, и на том, где скопировалось заполненное,
  5. теперь каждый участник аварии по-отдельности заполняет обратную сторону и ставит только свою подпись на оборотной стороне.

В конечном итоге у каждого из вас должно быть 2 экземпляра по 4 подписи в каждом на лицевой стороне извещения и одна только ваша подпись – на обратной.

Внимание! Для того, чтобы оттиск отчётливо и разборчиво скопировался на второй бланк при заполнении, подложите при написании под извещение что-нибудь твёрдое. Цвет ручки может быть любой, но нельзя заполнять карандашом.

С лицевой стороны всё достаточно просто, только схему ДТП мы рассмотрим отдельно. Давайте прямо по графам разберём порядок написания извещения с лицевого профиля.

  1. Напишите в первый пункт европротокола полный адрес ближайшего здания от места ДТП. Если авария произошла на трассе, то посмотрите в смартфоне в навигаторе или на карте либо найдите указатель на дороге с порядковым номером километра и название автодороги, далее вы пишете, к примеру, “1234-й километр автодороги Москва-Санкт-Петербург”. Если во дворе, то адрес дома, которому принадлежит этот двор.
  2. Дата ДТП – в каждой клетке по одной цифре или точке.
  3. Количество ТС должно быть равно 2 – если больше или меньше, то европротокол оформлять нельзя.
  4. Раненых и погибших также быть не должно.
  5. Отметьте галочкой, проводилось ли освидетельствование.
  6. Равно как и не должно быть материального ущерба другим автомобилям и другому имуществу.
  7. Укажите свидетелей (ФИО, адрес проживания, по возможности данные паспорта).
  8. Пункт об оформлении сотрудниками ГИБДД нужен, так как извещение заполняется не только при европротоколе. Ваш вариант – нет.

Теперь каждый водитель приступает к самостоятельному заполнению европротокола.

  1. Марка и модель вашей машины – как в свидетельстве о регистрации.
  2. ФИО и адрес собственника.
  3. ФИО, адрес, данные в/у и некоторые паспортные данные водителя (даже если не отличается от владельца).
  4. Полное наименование страховой компании – можно посмотреть в вашем полисе.
  5. Укажите не все повреждения, а поставьте стрелку именно в место начального удара. Даже если ваша машина отлетела в забор или другие сооружения и предметы, в европротоколе нужно указать то место, где произошло первое соприкосновение от ДТП.
  6. Перечислите те повреждения, которые точно есть. Не беспокойтесь, скрытые повреждения – прерогатива осмотра страховщиком и выявляются они позднее, и если вы что-то не указали, то это не имеет значения для выплаты.
  7. Здесь пишутся замечания в европротоколе, если они есть. Например, о том, что возможны скрытые повреждения. Далее ставите подпись.
  8. Схема ДТП – её мы рассмотри немного ниже.

Теперь бланк извещения нужно разъединить, подписать лицевую сторону, и далее каждая сторона начинает заполнять обратную сторону.

  1. Укажите автомобиль, водителем которого вы являетесь соответственно заполненной графе на лицевой стороне.
  2. Перечислите как можно подробнее обстоятельства ДТП. Укажите здесь, с какой стороны в какую сторону вы двигались, в каком ряду или полосе, с какой скоростью (и какая разрешённая, если знаете), как произошло ДТП. Напишите также, если вы признали себя виновником аварии, “Вину в данном дорожно-транспортном происшествии признаю и подтверждаю”.
  3. Отметьте галочкой, совпадает ли собственник с водителем.
  4. Этот пункт нужно оставить пустым, иначе оформление европротокола невозможно. Обязательно поставьте прочерк (или букву Z), чтобы никто не внёс сюда записи после подачи европротокола в страховую.
  5. И данная графа также должна быть пустой – с прочерком.
  6. Отметьте галочкой нужное и укажите при необходимости, куда вы транспортируете автомобиль.
  7. Примечания: либо укажите то, что считаете нужным, либо поставьте прочерк.

Наконец, ставим свою подпись (второго участника на оборотной стороне европротокола не нужна), дату и расшифровку подписи.

Сумма выплаты по европротоколу в 2019

Поэтому в данном случае срок обращения за возмещением по ОСАГО равен сроку общей исковой давности, которая составляет 3 года с даты аварии (статья 196 ГК РФ).

Правильный список документов для обращения за выплатой по ОСАГО с европротоколом следующие:

  • ваш паспорт,
  • само заявление о получении возмещения – подаётся независимо от заполненного бланка европротокола и вместе с ним, в заявлении нужно указать реквизиты для получения выплаты, либо волеизъявление получить наличными в кассе страховщика,
  • составленное по инструкции и образцу выше извещение,
  • документы на право собственности на повреждённый автомобиль (по закону таким является только договор купли-продажи, но почти в 100% ситуаций страховым нужно свидетельство о регистрации),
  • доверенность на право получения возмещения, если вы не являетесь собственником машины,
  • квитанция и/или акт выполненных работ от службы эвакуации, если авто после ДТП не на ходу и было эвакуировано с дороги.

Заявление вы можете либо заполнить на бланке в офисе страховой при подаче документов, либо написать в свободной форме дома (официальный бланк и образец не утверждён официально).

По результату подачи указанных документов вам выдадут акт их принятия.

Важно! Подача документов сродни уведомлению страховщика о страховом случае – здесь также важно заручиться доказательствами подачи документов.

Поэтому, если в офисе страховщика вам отказываются выдавать подтверждающие бумаги, то следует направить заявление с копиями приложенных документов почтой. Это займёт больше времени, но это лучше, чем если вам потом скажут, что вы ничего не подавали, и срок для получения выплаты по европротоколу даже не начнётся.

Как рисовать схему ДТП?

Схема ДТП рисуется на лицевой стороне ручкой (той же, что и пишем данные). В схему следует включить следующие данные:

  1. на схеме ДТП европротокола нарисуйте схематично автомобили (можно просто квадратики) обоих участников и их обозначения (марку/модель или госномера),
  2. дорогу с обозначением полос движения, направления движения со стрелками,
  3. дорожную разметку (кроме полос движения из пункта 2 выше) и знаки, если они имеют значение в обстоятельствах ДТП,
  4. стрелками рисуйте на схеме направление движения обоих машин,
  5. крестиком укажите место удара (ударов).

Предлагаем вашему вниманию также методические рекомендации РСА по типовым схемам ДТП.

Как получить страховое возмещение по европротоколу

К сожалению для большинства автолюбителей, по умолчанию страховщик должен возмещать по ОСАГО европротокол ремонтом. Только при несоблюдении определённых условий полагается выплата деньгами.

Полезные ссылки:

  • как правильно выдаётся направление на ремонт,
  • как получить выплату вместо ремонта,
  • нужна ли будет независимая экспертиза,
  • можно ли не обращаться за выплатой,
  • что делать, если сумма ущерба превысила лимит 100 000 рублей,
  • про опасность дополнительного соглашения со страховой,
  • методика ремонта при повреждении бампера,
  • если есть повреждения от старых ДТП,
  • как взыскать разницу расчёта с износом с виновника по европротоколу,
  • положена ли выплата виновнику аварии,
  • как узнать расчёт суммы возмещения страховой.

Часто задаваемые вопросы

Виновная в дорожном инциденте сторона должна активно участвовать в составлении европротокола. В противном случае нередко возникает ситуация, требующая дополнительных расходов, которые не покрываются полисом ОСАГО. Поэтому при составлении извещения о ДТП особое внимание следует уделять примерной стоимости ремонта транспортного средства, получившего ущерб в ходе инцидента.

Для определения необходимой суммы целесообразно обратиться к дилеру предприятия-производителя автомобиля или специалистам сервисного центра. Важно помнить про ограничения страховых выплат при использовании упрощенной процедуры оформления ДТП. Даже в Москве, СПб, Подмосковье и Ленинградской области компенсация не превышает 400 тыс. руб., в остальных регионах России – 100 тыс. руб.

Если фактическая стоимость восстановительного ремонта превысить указанные суммы, превышение будет оплачивать сторона, виновная в ДТП. Именно поэтому в некоторых случаях целесообразно отказаться от составления европротокола, вызвать сотрудников ГИБДД и оформлять происшествие по стандартной схеме. В подобной ситуации максимальный размер страховой компенсации составит полмиллиона рублей, а владельцу придется платить только при превышении этой суммы.

Пострадавшая в результате ДТП сторона после оформления европротокола должна один экземпляр документа отправить в оформлявшую ОСАГО страховую компанию. На это отводится не более 5 дней.

Кроме того, помимо извещения о происшествии, для получения компенсации необходимо предоставить автостраховщику следующую документацию:

  • заявление о выплате компенсации за ущерб транспортному средству;
  • фото- и видеоматериалы с места происшествия;
  • заявление об их достоверности.

Подача перечисленных документов осуществляется любым из двух способов. Первый предусматривает личный визит страхователя в офис страховой компании, где был оформлен полис ОСАГО. Второй вариант – отправка заказного письма с описью вложенной документации и уведомлением о вручении корреспонденции.

По истечении указанного срока претендовать на получения страхового возмещения по упрощенной схеме не получится. У потерпевшей стороны остается два варианта действий:

  • до окончания 15 рабочих дней с момента аварии допускается обращение в ГИБДД для того, чтобы оформить справку о ДТП по стандартной схеме. Получение документа является основанием, достаточным для обращения в страховую компанию за выплатой;
  • если с даты происшествия прошло более 15 рабочих дней, единственный выход из ситуации – исковое обращение в суд. Вероятность положительного решения в этом случае зависит от того, в какой мере потерпевшему удастся доказать свою правоту с помощью документов или показаний свидетелей.

Любые неточности, ошибки или исправления, допущенные при заполнении европротокола, с высокой вероятностью станут основанием для отказа страховой компании в выплате возмещения. Практически все серьезные участники отечественного рынка обязательного автострахования выдают клиентам памятки или рекомендации по заполнению извещения о ДТП.

Один из обязательных пунктов подобной документации – отсутствие в европротоколе исправлений или недостоверных данных. Единственный вид неточностей, который не является законным основанием для отказа в выплате компенсации – это грамматические ошибки. В этом случае при вынесении отрицательного решения о возмещении ущерба оно может быть оспорено в контролирующем органе, в качестве которого выступает Центробанк, или в суде, причем с крайне высокой вероятностью выигрыша.

Любое дорожно-транспортное происшествие – серьезный стресс для его участников. Это является одной из существенных причин принятия одним из водителей неверных решений при оформлении европротокола. Другой причиной ошибок нередко становится давление со стороны второго участника инцидента.

Независимо от причины неправильных действий, оспорить принятые решения после оформления европротокола достаточно проблематично. Тем более, что правовая база не содержит детального описания подобной процедуры, а судебная практика из-за небольшого количества схожих случаев фактически не сформирована и отсутствует.

Поэтому еще более важным становится внимательное отношение к заполнению европротокола и действиям, предпринимаемым сразу после дорожного инцидента. Исправить что-либо после оформления документов практически невозможно или крайне проблематично.

На предоставление заполненного европротокола в страховую компанию отводится 5 рабочих дней. Если документ в указанное время не был сдан, по сути, его действие прекращается.

Важно отметить, что в подобной ситуации пострадавшая в ДТП сторона не лишается возможности претендовать на получение страхового возмещения. Ей предоставляется возможность действовать по одному из двух вариантов:

  • до истечения 15 рабочих дней с момента аварийной ситуации допускается обращение в ГИБДД и оформление ДТП в обычном режиме без применения упрощенной схемы и европротокола;
  • после окончания указанного срока единственным способом получения компенсации становится обращение в суд. Вероятность положительного исхода зависит в этом случае от того, насколько убедительными окажутся аргументы и доказательства заявителя.
Оцените статью
Помощь автомобилисту