Дорожная обстановка это || Дорожная обстановка это

Информация

Как правильно «читать» дорогу

Видеть самому и быть видимым другим — в этой краткой формуле заключен
важнейший принцип безопасности дорожного движения. Действительно, если
вы не видите пешехода, идущего наперерез движению вашего автомобиля, и
он смотрит совсем в другую сторону, то ни о какой безопасности не может
быть и речи.

Техническое совершенствование автомобилей за последние годы значительно
опередило развитие возможностей человека по управлению Ими. Информационная
насыщенность современного дорожного движения и высокие скорости автомобилей
значительно повышают требования к своевременному и правильному восприятию
обстановки.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Органы зрения и механизмы зрительного восприятия у людей практически
не изменились за последние несколько тысяч лет. В условиях интенсивного
городского движения у водителя все чаще наступает информационная перегрузка
— он начинает пропускать важную информацию, в результате чего принимает
неверные решения, приводящие порой к дорожно-транспортному происшествию.

Можно ли считать причиной происшествий недостатки зрительных возможностей
водителя и напряженность дорожного движения? Очевидно, нет. И вот почему.
В подавляющем большинстве случаев ДТП могло не произойти, если бы водитель
правильно использовал свои зрительные способности и не переоценивал их.
Для этого он должен управлять автомобилем так, чтобы избежать ситуаций,
требующих чудес восприятия, т. е использовать свое зрение наиболее рациональным
образом. Многие водители даже не задумываются над тем, правильно ли наблюдают
за дорогой.

Что же дают рациональные приемы наблюдения с точки зрения безопасности
движения? Во-первых, возможность увидеть опасность заранее и избежать ее,
имея необходимые для этого время и пространство. Во-вторых, гарантировать
себя от пропуска важных объектов дорожно-транспортной обстановки. И наконец,
значительно уменьшить умственное и физическое напряжение, связанное с управлением
автомобилем.

дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика,
дорожная разметка;

дорожные условия;

поведение и состояние других участников дорожного
движения.

Хотя их расположение и характер в различных ДТС различаются, можно
рекомендовать общие правила наблюдения за дорожно-транспортной обстановкой.

Правильное наблюдение — это концентрация внимания в области
центра пути движения своего автомобиля, рациональное чередование быстрых
осмотров дорожно-транспортной обстановки с более длительным рассматриванием
наиболее важных объектов, постоянный контроль обстановки сзади и сбоку
автомобиля.

Представьте путь движения своего автомобиля как полосу пространства
на дороге, равную ширине автомобиля и располагающуюся впереди него (рис.
31). Исследования показали, что опытные водители выдерживают нужное направление
движения своего автомобиля, ориентируясь на область дороги вблизи центра
пути движения.

Центр пути
движения представляет собой условную точку, расположенную впереди на пути
движения автомобиля, в которой водитель хочет оказаться через определенный
промежуток времени. Эта точка становится как бы целью движения в данный
момент. Она постоянно передвигается вперед со скоростью движения автомобиля.

При наблюдении за различными элементами дорожно- транспортной обстановки
взгляд опытного водителя после фиксации на отдельных объектах или событиях
постоянно возвращается в область центра пути движения. Его расположение
зависит от условий движения. Обычно он находится посередине полосы движения,
если автомобиль движется по прямому участку дороги.

Итак, первое правило: выдерживайте
траекторию движения своего автомобиля с помощью наблюдения за центром пути
движения

Подтверждением правильности использования центра пути движения как
лучшего ориентира для оценки расположения автомобиля на проезжей части
являются результаты нескольких специальных исследований, которые были проведены
при помощи киносъемки. Полученные результаты показали, что водители, использующие
для ориентировки, например, центральную разделительную полосу или правый
край дороги, двигаются излишне близко или к центру дороги, или к обочине.

Правило второе.Смотрите как можно
дальше вперед. Это поможет вам заранее заметить появившуюся опасность.

Начинающие водители обычно смотрят на дорогу непосредственно перед
капотом своего автомобиля, поэтому почти ничего не видят впереди. Нужно
с самого начала заставлять себя отрывать взгляд от дороги перед капотом
и переводить его дальше вперед так, чтобы перед возникновением опасности
вовремя ее увидеть и успеть, если надо, остановить автомобиль.

Определим более точно расстояние опережающего наблюдения. В городе
достаточно смотреть на 1—2 перекрестка вперед. При движении за городом
рекомендуем вам смотреть вперед на расстояние, которое вы пройдете за 12
с, двигаясь с имеющейся скоростью.

Возможно, такой способ измерения для вас несколько не привычен, но
научившись им пользоваться, вы сможете точно определять расстояние, правильно
наблюдать и контролировать дистанцию. Этот способ значительно точнее, чем
измерение расстояния в метрах, ведь при этом нужно учитывать еще и скорость,
а она постоянно меняется.

Итак, учимся определять расстояние в секундах.
Для этого замечаем какой-нибудь неподвижный объект в области, где располагается
наш взгляд (например, столб, стоящий автомобиль, линия разметки и т. д.),
и начинаем считать: «одна тысяча один, одна тысяча два» и так далее до
одной тысячи двенадцати. Получим 12 с.

Если вы доехали до объекта, не досчитав
до «одна тысяча двенадцать», то надо перевести взгляд еще дальше вперед.
Почему опытные водители стараются висеть обстановку впереди на расстоянии,
равном 12 с? 12 с— это то время, которое необходимо для обнаружения и оценки
характера опасности и принятия решения до того, как объект опасности попадет
в зону вашего торможения.

Для торможения автомобиля до полной остановки в нормальных условиях
при скоростях более 60 км/ч требуется время свыше 3 с. При ухудшении дорожных
или атмосферных условий время полного торможения автомобиля может увеличиться
вдвое. После вычитания из 12 с времени неприкосновенного запаса, требуемого
водителю для полного торможения (примем его равным 4 с), остается 8 с.

Вторая составляющая правильного наблюдения — это рациональное чередование
быстрых осмотров обстановки с более длительным рассмотрением наиболее важных
объектов. Причем наблюдение ведется не только за проезжей частью дороги,
но и около нее. Это позволит вам заранее увидеть пешеходов, собирающихся
переходить дорогу, а также транспортные средства, выезжающие с примыкающих
дорог.

Основная цель наблюдения — поиск опасностей. Поэтому ваши глаза должны
быть активны, т. е. находиться в постоянном движении. Они как бы «ощупывают»
всю окружающую обстановку.

Отсюда правило третье. Активно наблюдайте
за изменениями обстановки не только на проезжей части дороги, но и около
нее.

Четкое восприятие возможно только при использовании центрального зрения.
Область центрального зрения ограничивается конусом с углом 3° в горизонтальной
плоскости. Однако острота зрения достаточно хороша в пределах 10—15°. В
вертикальной плоскости эти углы в 2 раза меньше. Объекты, не попавшие в
поле центрального зрения, могут быть обнаружены при помощи бокового зрения,
которое, правда, не дает четкого восприятия их формы и деталей, однако
позволяет быстро обнаружить движущийся объект.

Наиболее распространенная ошибка при наблюдении в дорожно-транспортной
обстановке — это длительная концентрация внимания (рассматривание) на объектах,
не 

представляющих
особой важности с точки зрения безопасности (номерные знаки автомобилей,
внешность водителей, пассажиров и т. п.). Из-за этого водитель не успевает
осмотреть всю обстановку и часто только пробегает ее глазами. Ведь движение
глаз требует времени. Например, для перевода и фиксации взгляда с крайнего
правого положения в крайнее левое требуется около 1 с.

Чтобы избежать таких ошибок, используйте центральное зрение только
для рассматривания важных, с точки зрения безопасности движения, объектов.
Но и на этих объектах не следует слишком долго концентрировать внимание.
Если вы на длительное время (более 1 с) сконцентрировали свое внимание
на каком-то одном, пусть даже очень важном, на ваш взгляд, объекте, вы
рискуете пропустить внезапно появившуюся в другом месте опасность.

Правило четвертое.Не задерживайте
свой взгляд длительное время на одном объекте.

Довольно много ДТП происходит из-за того, что водитель не увидел движущееся
сзади транспортное средство. Причина в неумении правильно пользоваться
зеркалом заднего вида и объединять в целостное представление то, что вы
видите впереди своего автомобиля, с тем, что увидели в зеркале заднего
вида.

Правила наблюдения в типичных дорожных ситуациях

А теперь более подробно о наиболее важных моментах, связанных с наблюдением
в типичных дорожно-транспортных ситуациях: на перекрестках, вблизи пешеходных
переходов и в других местах, где возможно появление людей, когда вы вливаетесь
в транспортный поток, когда вы перестраиваетесь, когда вы видите или слышите
что-либо необычное.

Когда вы подъезжаете к нерегулируемому перекрестку, посмотрите
налево-направо-налево, затем опять направо. Такой порядок наиболее правильный
при проезде нерегулируемого перекрестка, потому что транспорт, приближающийся
слева, первым пересекает вам путь.

Повторное наблюдение слева и особенно справа нужно вам для того,
чтобы проверить, не изменилась ли обстановка (она ведь меняется очень быстро)
со времени вашего предшествующего наблюдения. Если справа что-то изменилось
(т. е. приближается какое-то транспортное средство), эта последняя проверка
позволит вам скорректировать свои действия.

Следите за сигналами, подаваемыми другими водителями. Сопоставляйте
эти сигналы с расположением их транспортных средств. Ведь бывает и так,
что сигнал и позиция транспортного средства противоречат друг другу. Например,
водитель собрался поворачивать направо и соответственно готовится к повороту,
изменяет расположение своего транспортного средства на проезжей части,
но при этом почему-то включает сигнал левого поворота.

Будьте внимательны, прежде чем предпринять что-то самому, определите
наверняка, каковы же все-таки истинные намерения вашего партнера по движению.

Вообще на перекрестках случается очень много недоразумений из-за непонимания
водителями друг друга, невнимательности, поверхностного наблюдения, и даже
небольшие скорости не спасают от дорожно-транспортных происшествий.

Обзор обстановки на перекрестках может быть ограничен стоящими автомобилями,
зданиями, деревьями, кустарником, кучами снега. В таких случаях следует
снижать скорость и двигаться очень медленно до тех пор, пока вам не станет
видна вся обстановка.

Наблюдение вблизи пешеходных переходов и в других местах, где
возможно появление людей. При наблюдении за дорогой всегда ищите места
возможного появления людей: пешеходные переходы, примыкающие дороги, боковые
улочки, переулки, торговые и деловые центры, входы в метро и выходы из
метро, строительные площадки, детские площадки и школьные дворы.

Вообще-то пешеходы должны тоже наблюдать за вами и вести себя соответствующим
образом. Но не ждите от них благоразумия и не надейтесь на него. Они за
вами не следят, они вас не видят, у них другие проблемы, более важные,
чем забота о сохранении собственной жизни.

Наблюдение при слиянии с транспортным потоком. Когда вы находитесь
на полосе разгона я намереваетесь влиться в транспортный паток, движущийся
по автомагистрали, лучше всего вести наблюдение с помощью зеркала заднего
вида или поворота головы для наблюдения за обстановкой в «слепых» зонах.
Это даст вам полную информацию о происходящем вокруг вас.

В момент въезда на автомагистраль очень важно следить за автомобилем,
движущимся впереди вас. Главное, на чем следует сосредоточиться, — это
его скорость. Если он замедляет движение, не пропустите этого, начинайте
замедлять движение вместе с ним.

Наблюдение при перестроении. Порядок наблюдения при смене полосы
движения в принципе тот же, что и при въезде на автомагистраль. Проверяйте
«слепые» зоны, собирайте как можно больше информации об автомобилях, движущихся
по вашей полосе, по соседней и по той, на которую вы собираетесь перестраиваться.

Особенно внимательно нужно быть при обгоне. Здесь требования к вам
повышаются: нужно держать в поле зрения и обгоняемый автомобиль, и встречный,
и движущийся сзади вас.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Только видеть дорогу недостаточно, надо еще ее слышать. Не увлекайтесь
слушанием радиоприемника, «слушайте» лучше дорогу (во всяком случае приемник,
если уж он вам так нужен, должен звучать негромко, приглушенно, чтобы не
отвлекать вас от вождения). Кстати, обгоняющий вас автомобиль вы скорее
«услышите» по нарастающему шуму мотора слева.

Имейте в виду, что «плывущий» звук магнитофона, работающий с помехами
радиоприемник, по данным зарубежных исследований, оказывают значительное
влияние на внимание водителя, сильно рассеивая его. Прислушивайтесь к звуковым
сигналам, свисткам, скрипу или визгу шин. Непривычный или резкий звук должен
привлечь ваше внимание и заставить мобилизоваться, искать опасность и,
может быть, приготовиться к действиям в критической ситуации.

Постоянное наблюдение необходимо вести за профилем дороги, а также
типом и состоянием дорожного покрытия. Когда дорога прямая и ровная,
она хорошо просматривается на достаточно большом расстоянии. Если она поворачивает
или ведет в гору (под гору), видимость становится ограниченной и опережающее
наблюдение невозможно.

Тип и состояние дорожного покрытия имеют важное значение для безопасности
движения. Какое покрытие — цементобетонное или гравийное? В хорошем ли
состоянии дорога? Нет ли ям? При попадании колеса в выбоину рулевое колесо
может выбить из ваших рук.

При движении по плохому покрытию почаще переводите взгляд на дорогу
непосредственно перед автомобилем. Но не забывайте и о том, что надо еще
смотреть и на 12 с вперед. Снизьте скорость, тогда вам будет легче совместить
одно с другим и вероятность попадания в неприятную сн1уацию значительно
уменьшится.

О некоторых опасностях, связанных с дорогой, вас проинформируют предупреждающие
знаки, но невозможно поставить знаки у каждой выбоины, так что следите
сами, будьте внимательны. Итак, тип и состояние покрытия надо учитывать
при выборе не только скорости, во и способа наблюдения за дорожной обстановкой.

Итак, мы рассмотрели общие принципы правильного ваблюдения, а теперь
несколько слов о типичных проблемах начинающего водителя.

Начинающий водитель при восприятии обстановки ориентируется в основном
по ее отдельным деталям и не может создать целостной картины ДТС, что ведет
к постоянным пробелам в его восприятии. Он часто забывает о необходимости
наблюдения за обстановкой сбоку и сзади своего автомобиля. Поэтому в начальной
стадии обучения необходимо уделять постоянное внимание.

Совершенствование процесса восприятия ДТС у начинающего водителя
выражается в том, что он концентрирует свое внимание на наиболее существенных
элементах обстановки, количество движений его глаз при ее осмотре и продолжительность
фиксации взгляда сокращаются. Он начинает смотреть значительно дальше вперед
по ходу движения своего автомобиля.

Особая трудность для начинающих водителей заключается в том, что их
ориентация в дорожном движении непосредственно связана с восприятием скорости.
Все, что находится в 

поле
зрения водителя, движется либо само по себе, либо относительно водителя.
Обучаться правильному наблюдению необходимо начинать при небольших скоростях
движения, постепенно переходя к более высоким скоростям.

Опытные инструкторы используют для формирования навыков наблюдения
метод вопросов. Его можно использовать как при управлении автомобилем в
реальных условиях дорожного движения, так и при занятиях в классе. Вот
некоторые из подобных вопросов: «Что вы должны увидеть в данной ДТС?» «Куда
необходимо направить внимание прежде всего?» «Чем может быть отвлечено
ваше внимание?»

Для водителей, имеющих определенный опыт управления автомобилем, обучение
может быть направлено на развитие навыков наблюдения более высокого уровня.
Например, навыков восприятия дорожно-транспортной обстановки в критических
ДТС с целью развития умения в стрессовой обстановке за минимальное время
принимать правильное решение.

Смотреть и видеть

Согласны ли вы с тем, что смотреть и видеть не одно и то же? Подтверждением
этому служит эксперимент, проведенный психологами. Группе испытуемых была
показана фотография, изображавшая довольно оживленную улицу города. После
чего каждого из них попросили перечислить несколько запомнившихся ему объектов
или событий, изображенных на фотографии. Полученные ответы сильно различались.

Наибольшее влияние на то, что увидит человек в той или иной ситуации,
оказывает целевая направленность его внимания, т. е. то, какую информацию
он хотел бы получить из окружающей обстановки. Для водителя основная цель
наблюдения — получение информации о наиболее важных, с точки зрения безопасности
движения, объектах и событиях дорожно-транспортной обстановки.

При движении на автомобиле водитель сталкивается с большим числом самых
различных объектов и событий. Его мозг не в состоянии переработать всю
получаемую информацию. Кроме того, далеко не все из того, что он видит,
важно для него с точки зрения безопасности движения. Поэтому надо научиться
из всего потока информации быстро и правильно отбирать и анализировать
наиболее важную.

Важными для водителя являются только те объекты, которые могут повлиять
на движение автомобиля и стать причиной критической ситуации или ДТП. Следует
отметить, что при наблюдении за дорожно-транспортной обстановкой основную
роль играет зрение, а при анализе полученной в результате наблюдения информации
требуются определенные умственные навыки.

Умение анализировать — это прежде всего умение классифицировать все
встречаемые объекты по определенным категорям в зависимости от их влияния
на безопасность движения автомобиля. Можно выделить три основные категории
объектов.

Объекты, угрожающие безопасности движения автомобиля. К ним
могут относиться неподвижные препятствия, такие, как стоящие автомобили
или столбы, движущиеся препятствия — пешеходы, автомобили, велосипедисты
и препятствия, закрывающие обзор, — холмы, строения, деревья.

Объекты информационного характера. К ним относятся дорожные
знаки, разметка, сигналы светофора и регулировщика.

Почему мы недооцениваем опасность

Для водителя в первую очередь важно уметь предвидеть возможные изменения
дорожно-транспортной обстановки, в которой он движется. Основой такого
прогноза служат опыт водителя, его знания и та информация об обстановке
на дороге, которую он получил с помощью наблюдения и анализа. Анализируя
информацию, водитель только выделяет наиболее важные объекты и события,
при прогнозировании же он предполагает, как они будут влиять на безопасность
движения.

Логически процесс прогнозирования можно представить как ответы на следующие
вопросы. Что может произойти в ближайшем будущем? Что произойдет с большей
вероятностью? Представляет ли это непосредственную или ‘потенциальную опасность?
Какова опасность ситуации в целом? Для примера рассмотрим конкретную ситуацию.

Например, вы движетесь на подъеме-по незнакомой дороге. Других автомобилей
не видно. Дорога впереди слегка уходит вправо, и поэтому вы не можете видеть
ее далеко вперед. Недалеко от обочины дороги растут деревья, что еще больше
ухудшает обзорность.

Что может произойти? Впереди может оказаться перекресток. На этом перекрестке
может находиться автомобиль, поворачивающий на дорогу, по которой вы движетесь.
Навстречу вам может выехать автомобиль, завершающий обгон. За подъемом
может начаться крутой

спуск, и при движении по нему тормозной путь вашего автомобиля увеличится.

Теперь о том, что такое непосредственная опасность и чем она отличается
от потенциальной. Непосредственная опасность — это опасность, которая очевидна
и требует немедленных действий водителя. Например, ребенок может неожиданно
выбежать .на дорогу прямо перед

вашим автомобилем. Потенциальная опасность — это

опасность, которая может со временем стать непосредственной. Например,
стоящий около дороги пешеход может неожиданно начать переход дороги.

Поведение водителя в условиях опасности зависит от того, превышает
ли она тот уровень, который он считает для себя допустимым. Если превышает,
то водитель будет стараться своими действиями уменьшить опасность. Водители
довольно сильно различаются с точки зрения их готовности к риску, т.е.
того, какой уровень опасности они считают для себя допустимым.

Уметь предвидеть — это не только умение видеть, где и какая опасность
вас ждет, но и понимать, к какой конфликтной ситуации она может привести.

Можно условно выделить пять наиболее часто возникающих типов конфликтов.

1. Конфликт с транспортом, движущимся навстречу (рис. 36).

1.1. Встречное
транспортное средство, поворачивая налево или разворачиваясь, выезжает
на вашу полосу (рис. 36, в).

Признаки опасности: у встречного транспортного средства включен сигнал
левого поворота; оно снижает скорость; оно перестраивается на левую полосу;
справа пересечение с примыкающей дорогой; впереди место для разворота.

1.2. Встречное транспортное средство при обгоне или объезде неподвижного
препятствия выезжает на полосу вашего движения (рис. 36, б).

Признаки опасности: узкая проезжая часть; впереди у левого края дороги
стоит или медленно движется автомобиль; встречный автомобиль приближается
на большой скорости.

1.3 Встречное транспортное средство на повороте выезжает на полосу
вашего движения (рис. 36, в).

Признаки опасности: встречный автомобиль движется с большой скоростью;
крутой поворот; скользкая дорога; малая ширина проезжей части. Выявить
и устранить эти конфликты заранее можно,

 если наблюдать за обстановкой на встречной полосе на большом
расстоянии и выявлять признаки опасности.

2. Конфликты с транспортом, перестраивающимся на полосу вашего движения
с соседних рядов (рис. 37).

2.1. Стоящий справа
автомобиль, начав движение, резко выезжает на вашу полосу (рис. 37, а).

Признаки опасности: справа несколько стоящих автомобилей, у ближайшего
к вам автомобиля включены сигналы левого поворота; впереди слева перекресток,
где разрешен левый поворот.

2.2. Транспортное средство, приближающееся с примыкающей справа дороги,
по полосе разгона с ходу выезжает на вашу полосу движения (рис. 37, б).

Признаки опасности: большой поток автомобилей, выезжающих на дорогу
справа; плохая видимость обстановки на примыкающей дороге; интенсивное
движение на главной дороге.

2.3. Транспортное средство, движущееся по соседней полосе справа, резко
перестраивается на вашу полосу (рис. 37, в).

Признаки опасности: на правой полосе движения слева пересечение, на
котором разрешен левый поворот; автомобили, движущиеся справа, имеют ббльшую,
чем вы, скорость.

2.4. Транспортное средство, движущееся по соседней полосе слева, резко
перестраивается на вашу полосу (рис.

Признаки опасности: автомобиль, движущийся сзади, начинает обгон; на
полосе слева от вас возникла помеха, справа впереди съезд с дороги вправо.

 Выявить и устранить эти конфликты вы сможете, если будете наблюдать
за обстановкой сбоку и сзади, заранее выявляя транспортные средства, движущиеся
с большой скоростью с включенными указателями поворота, а также помехи,
которые могут вынудить других водителей перестроиться на вашу полосу.

3. Конфликт с транспортом, движущимся впереди в попутном направлении.

Едущее впереди вас транспортное средство резко тормозит, дистанция,
разделяющая вас, быстро сокращается.

Признаки опасности: у едущего впереди автомобиля загорелись стоп-сигналы,
впереди регулируемый или нерегулируемый перекресток, далее разворачивающиеся
или поворачивающие автомобили, а также неподвижное препятствие, другие
помехи.

Чтобы избежать возможных конфликтов, наблюдайте за обстановкой, за
впереди едущими автомобилями, снижайте скорость вместе с ними, при появлении
опасйости, а также при приближении к опасным зонам увеличивайте дистанцию.

4. Конфликт с транспортом, движущимся сзади. Вы резко тормозите.
Дистанция, отделяющая вас от движущегося сзади транспортного средства,
быстро сокращается.

Признаки опасности: высокая скорость вашего автомобиля; мала дистанция
до автомобиля, движущегося сзади; обстановка впереди требует значительного
снижения скорости.

Избежать таких конфликтов можно, если заранее снижать скорость не резко,
а плавно.

5. Конфликт с транспортом или пешеходом, пересекающим траекторию
вашего движения под прямым углом.

5.1. Транспортное средство, движущееся по пересекаемой дороге, выезжает
на полосу вашего движения под прямым углом.

Признаки опасности: плохая видимость обстановки на пересекаемой дороге;
неисправен светофор; большая скорость приближающегося сбоку автомобиля.

5.2. Пешеход перебегает дорогу непосредственно перед вашим автомобилем.

Признаки опасности: группа людей, стоящих у дороги; автомобили, стоящие
у дороги (из-за них могут выйти люди).

Чтобы устранить такие конфликты, надо наблюдать за обстановкой справа
и слева от дороги, по которой вы движетесь. Заранее выявляйте находящихся
у дороги пешеходов и автомобили, приближающиеся с примыкающей дороги.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Сможете ли вы распознать любой из рассмотренных конфликтов на самой
ранней стадии его возникновения, во многом зависит от того, насколько хорошо
вы умеете оценивать пространственно-временные параметры ситуации.

Можно выделить следующие наиболее важные и часто встречающиеся параметры,
из, которых складывается такая оценка: скорость и ускорение, дистанция,
направление движения. По ним водитель может определить время и пространство,
которыми он располагает для выполнения маневра, оценить его безопасность.

Как показывают результаты исследований, большинство людей делают такие
оценки с недостаточной точностью. Отчасти это может быть объяснено тем,
что в автомобиле человек лишается привычной для него связи, позволяющей
оценивать скорость и расстояние.

При беге, езде на велосипеде, скачке на лошади человек может оценить
скорость по величине мышечных напряжений, чувству равновесия, дыхания и
т.п. При езде на автомобиле эти привычки и естественные ощущения не позволяют
столь точно оценить скорости передвижения. Кроме того, человек вообще мало
приспособлен к оценке таких больших скоростей, с какими движутся современные
транспортные средства.

Многим водителям хорошо известно такое явление, как адаптация к скорости.
При длительном движении по прямой дороге без перекрестков человек привыкает
к высокой скорости и теряет способность реагировать на внезапные изменения
условий движения, требующие резкого снижения скорости.

Экспериментальные данные показывают, что наименее точные оценки характерны
для большинства водителей при определении скоростей движения встречною

транспорта. В реальном движении это приводит к тому, что неправильно
определяется то место, где произойдет разъезд со встречным автомобилем.
Точка встречи обычно оценивается как середина расстояния между автомобилями.
В результате ошибок в оценке скорости водитель автомобиля, движущегося
с большой скоростью, недооценивает расстояние до точки встречи, а водитель
автомобиля, имеющего меньшую скорость, переоценивает это расстояние. Например,
человек, совершивший обгон, будет считать этот маневр менее опасным, чем
он есть на самом деле.

Улучшить глазомер можно с помощью несложных упражнений, позволяющих
тренироваться без каких-либо специальных приспособлений прямо в пути.

Упражнение 1. Двигаясь по дороге, вы
видите впереди стоящий автомобиль. Определите на глаз, сколько до него
метров.

Упражнение 2. Вам навстречу движется
автомобиль. Определите, в какой точке дороги произойдет ваша встреча.

Упражнение 3. Выезжая со второстепенной
дороги на главную, прикиньте, сколько времени займет у вас этот маневр.
Начиная его, считайте: одна тысяча один (на проговаривание этих слов уходит
ровно 1 с), одна тысяча два и т.д., пока не завершите маневр. Правильна
ли была ваша первоначальная оценка?

Упражнение 4. Подъехав к перекрестку, к которому
справа приближается транспортное средство, прикиньте, сколько времени пройдет
до его подъезда к перекрестку. Проверьте на счет и сравните со временем
на маневр, который вы хотели выполнить на пересечении.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Подобные упражнения можно придумать самим. Попробуйте.

Оцените статью
Помощь автомобилисту